Большая психологическая игра для пятиклассников "хогвардс". Игра – квест для пятиклассников: «Мы пятиклассники, мы лучше всех!». методическая разработка на тему Игры и задания с пятиклассниками

Адаптационный период в 5-м классе

СЦЕНАРИЙ БОЛЬШОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ “В ПОИСКАХ ДРУЖБЫ”

Задачи игры:

Диагностика группового взаимодействия, умения выстраивать отношения со сверстниками;

Создание ситуации сотрудничества, взаимоподдержки;

Определение лидерского потенциала в классе.

Описание проблем или задач, на решение которых направлена данная игра.

Игра предлагается для детей 5-го класса. Проводится в начале учебного года.

При переходе в среднее звено некоторые дети строят свои отношения со сверстниками как бы заново, находят новое место в системе межличностных отношений класса, по-новому воспринимают позицию школьника. На фоне адаптационного периода это не всегда проходит гладко и безболезненно. Поэтому серия игр, объединённых общим сюжетом, помогает детям быстрее определить своё место в коллективе, выбрать “своих” ребят из всего состава класса. Особенно это важно вновь прибывшим детям.

Кроме того, классный руководитель, наблюдая за ходом игры и участвуя в ней, быстрее знакомится со своими воспитанниками, определяет лидерский потенциал класса.

Совместное продвижение к цели создаёт благоприятный эмоциональный фон, естественное единение учащихся.

Предполагаемый психологический результат.

На каждом этапе игры дети выполняют задание в разных составах. Поэтому, кроме своей малой группы, ребёнок учится договариваться, подчиняться интересам и работать в одинаковом темпе с другими одноклассниками. Это расширяет его круг общения.

Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета.

АДЖАРВ (вражда) прячет ДРУЖБУ от ребят 5-го класса. Поэтому детям предлагаются разные задания, чтобы ДРУЖБУ вернуть в класс. В поисках ДРУЖБЫ они отправляются на острова Интересов, в Радужную страну. Затем создают фотографию своего класса. Выполняя эти задания, дети понимают, как важно уметь договариваться, учитывать мнение одноклассников. Они учатся давать положительную оценку работам других детей и радоваться их успехам. Дети отмечают, что получить результат можно только при хорошем руководстве, при правильном распределении обязанностей. Только после этого ДРУЖБА возвращается в класс, АДЖАРВ не удаётся её победить и овладеть сердцами детей. Но чтобы её сохранить в классе, необходимо каждый день, каждый час, каждый миг помнить о том, что резкое замечание, насмешка, отказ от взаимопомощи позволяют одержать победу АДЖАРВ.

Время на игру и обсуждение.

Игра занимает 1 час 40 минут – два этапа. Каждый этап представляет собой самостоятельный сюжет, решает свои задачи . По окончании каждого этапа организуется обсуждение.

Участники.

Учащиеся 5-го класса (возраст 11-12 лет) и их классный руководитель в качестве помощника ведущего и наблюдателя. Ведущим является педагог-психолог.

Подробный сценарий игры с указанием задач каждого этапа.

^ ПЕРВЫЙ ЭТАП. ВРЕМЯ – 40 МИНУТ.

ЗАДАЧИ.

Выявление интересов детей.

Диагностика умения договариваться в группе, строить свои отношения с одноклассниками.

Развитие навыков рефлексии.

^ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ.

Заготовка карты с изображением островов-интересов, в том числе без названия.

Чистые листы ватмана по количеству “островов”.

Цветные карандаши и фломастеры.

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ (первая часть).

Ведущий.

Уж множество веков среди людей

Две разные волшебницы живут.

Одну привыкли ДРУЖБОЙ называть,

АДЖАРВ другую средь людей зовут.

Нас ДРУЖБА учит жизнью рисковать,

В огонь и в воду за друзей идти.

АДЖАРВ нас заставляет враждовать,

И злость, и зависть для людей нести.

– Ребята, это вступление к нашей игре не случайно. Дело в том, что без ДРУЖБЫ жизнь в классе невозможна, и вы своими делами должны сегодня доказать, что выбираете дружбу, а не вражду для своих отношений в классе. Только с ДРУЖБОЙ жизнь в классе будет интересной. Но волшебница АДЖАРВ решила спрятать от вас ДРУЖБУ. На её поиски вам предстоит сегодня отправиться на острова Интересов. Итак, скорее в путь!

Для путешествия нам понадобится карта. Вот она перед вами. На ней различные острова, каждый остров имеет свои бухты.

Мы с вами будем “проплывать” разные острова, а вы должны выбрать тот остров, который вам покажется наиболее интересным.

Первым на нашем пути оказался остров Мастеров. Они любят шить, вязать, вышивать, выжигать, выпиливать, ухаживать за животными и растениями, изготавливать игрушки, плести из бисера и многое другое. Одним словом, мастерить.

Следующий наш остров – остров Красоты. На нём можно петь, танцевать, рисовать, ходить на концерты и ездить на экскурсии, готовить для детей и учителей поздравления к различным праздникам.

Остальные ребята высаживаются на острове Игр. Здесь можно играть в подвижные игры, шашки и шахматы, устраивать для ребят развлечения и конкурсы.

Если кому-то ни один остров не понравился, вы можете продолжить путешествие самостоятельно и остановиться на своём острове.

После этого ребята делятся на группы, согласно своему выбору. Каждая группа получает лист ватмана и рисует на нём свой остров, отмечает его бухты.

Затем идёт представление и обсуждение получившихся работ.

– Отражает ли изображение острова его название?

– Получился остров красочным, нарядным и весёлым? Хочется ли на нём побывать?

– Дружно ли работала группа, выбравшая данный остров?

– Удалось ли нам сегодня повстречать ДРУЖБУ на островах Интересов?

В обсуждении последнего вопроса участвует учитель и комментирует свои наблюдения за ходом работы групп. Она говорит, насколько сплочённо работала каждая группа, сумели ли ребята договориться об оформлении своего острова. Весь класс решает, продолжать ли поиски ДРУЖБЫ, или она есть в классе. В зависимости от решения второй этап игры проводится на следующий день (если решили, что ДРУЖБА не найдена), или через неделю.

^ ВТОРОЙ ЭТАП. ВРЕМЯ – 1 ЧАС.

ЗАДАЧИ.

Создание ситуаций, требующих сотрудничества и взаимной договорённости в группе.

Умение представлять итоги своей деятельности и радоваться результатам одноклассников.

Определение лидерского потенциала в классе.

^ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ.

Набор цветных кругов для деления детей на группы.

Листы ватмана по количеству групп.

Карандаши и фломастеры.

Ножницы и клей.

Использованные красочные журналы (заранее приносят из дома).

Открытки.

Частицы стеклопластика с написанным словом ДРУЖБА.

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ (вторая часть).

Перед тем, как зайти в класс, детям предлагается выбрать кружок определённого цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, фиолетовый. Затем они рассаживаются, согласно выбранному цвету (на столе лежит такой же кружок). Таким образом, класс делится на 6 групп в зависимости от количества детей в классе.

Ведущий.

– Сегодня мы вновь попробуем доказать АДЖАРВ, что ей не место в нашем классе. А показать это мы ей сможем, выполнив быстро и дружно работу в группах. Поэтому в каждой группе нужно выбрать капитана или ответственного за группу. Выберите, пожалуйста, и попробуйте объяснить, почему именно этому человеку вы доверяете руководить работой вашей группы.

Через 2-3 минуты происходит представление капитанов с комментарием сделанного выбора.

– А сейчас представьте, пожалуйста, что мы оказались в Радужной стране. Каждая группа смотрит на мир через свой цвет. Он соответствует цвету вашего кружка. Каждой команде предлагается доказать, что мир интересен, что ваш цвет необходим, что очень много вещей вашего цвета и без него не обойтись. Для этого вы из журналов и открыток сделаете вырезки только своего цвета. Затем наклеите их на ватман. Получается коллаж, выполненный в одном цвете. Чтобы ваша картина выглядела завершённой, можно дорисовать что-нибудь карандашом или фломастерами. После этого продумаете доказательство, что ваш цвет необходим: в какой форме оно будет происходить, кто его будет делать – вся команда или один человек.

В ходе работы психолог и классный руководитель помогают найти нужные вырезки, организуют работу примерно в одном темпе, объясняют в случае затруднения, как составить презентацию своего цвета. Учитель наблюдает, как в командах распределяются обязанности, кто берёт на себя роль организатора в каждой группе.

Через 20 минут начинается представление своего цвета командами.

Хотя качество работ может быть различным, предлагается заметить интересные моменты, оригинальные находки и порадоваться за другую команду.

– Дорогие ребята, вы представили прекрасные доказательства, насколько важен и нужен нам каждый цвет. На память о Радужной стране вы получаете цветные осколки. На каждом из них написаны какие-то знаки. Если вы сумеете сложить осколки правильно, то прочитаете слово.

На прямоугольном куске стеклопластика написано слово ДРУЖБА, и он разрезан произвольно на шесть частей. Если дети правильно соединят осколки, то составят слово.

Учитель наблюдает, как идёт работа: все ли участвуют в работе, или некоторые ребята выбрали роль наблюдателей; кто выступает лидером-организатором; спокойно ли идёт обсуждение и т. п.

– Ребята, я могу вас поздравить: вы нашли ДРУЖБУ! Вы не только правильно сложили это слово, но и на двух наших занятиях показали, что умеете работать в группах с разным составом. Берегите её! АДЖАРВ всегда рада её заменить.

Дружба школьная прекрасна!

Не страшны ей и года!

Где бы ни были, ребята,

Помните друзей всегда!

Закончить можно исполнением песен о дружбе, о друзьях.

Вот ещё несколько методик определения сплочённости коллектива и уровня удовлетворённости взаимоотношениями в нём.

^ МЕТОДИКА “ГЕРБ КОЛЛЕКТИВА”

Цель: определить понимание учащимися направленности коллектива и уровень его сплочённости.

Материалы:

Символы, вырезанные из бумаги: зонт, книга, глобус, кактус, маяк, “скорая помощь” и др.,

Листы ватмана, листа А4;

Фломастеры, карандаши.

Ход проведения. Методика включает два этапа. На первом этапе каждый учащийся должен изобразить на альбомном листе свою эмблему. На ней отображается собственное имя, любимые занятия и увлечения. Эмблема должна быть помещена в круг, квадрат, треугольник или прямоугольник по выбору ребенка.

Оценка первого этапа.

Учитель отмечает, какую форму выбрал каждый из учащихся.

Круг – символ гармонии. Тот, кто выбирает круг, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях.

Квадрат – неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, – вот чем, прежде всего, знамениты истинные квадраты.

Треугольник – очень уверенный человек, который хочет быть первым во всём. Энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их.

Прямоугольник символизирует состояние перехода и изменения. Это – люди, неудовлетворённые тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поиском лучшего положения.

Кроме того, учитель обращает внимание на наличие зигзагов в эмблеме, что говорит о творческой личности.

Написание собственного имени говорит об отношении ребенка к самому себе, о его самооценке и уровне притязаний.

На втором этапе предлагается коллективная работа. Учащиеся разбиваются на три подгруппы. Каждая из них получают символы, вырезанные из бумаги: зонт, книга, глобус, кактус, маяк, “скорая помощь” и др.. Учитель разъясняет каждый символ. Например, книга – интерес к знаниям; зонт – желание “укрыть” одноклассников от проблем, переживаний; глобус – желание путешествовать, изучать мир и т. д. Из этих символов нужно составить герб класса, отразив главное назначение коллектива и направление его деятельности. Полученные гербы рассматриваются всем классом, выбирается лучший, к нему добавляются символы, которых не достаёт по мнению ребят. После чего окончательный вариант помещается в уголке класса.

Оценка второго этапа.

^ МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ СПЛОЧЁННОСТИ КОЛЛЕКТИВА И ЕГО ЛИДЕРОВ

Цель: выявить лидеров классного коллектива и содействовать его сплочению

Участники: учащиеся одного класса, классный руководитель, старшеклассники – ведущие игры.

Ход проведения. Коллектив разбивается на микрогруппы по 5-9 человек. В течение игры они должны выполнить ряд заданий, сложность которых увеличивается от первого к последнему.

Ведущий рассказывает, что у игры есть секрет, который будет раскрыт по окончании. О нём знают старшеклассники, закреплённые за каждой микрогруппой. Старшеклассники следят за участием каждого ученика и выдают жетоны, ничего не поясняя.

Белый жетон – лидер-организатор;

Желтый жетон – лидер-вдохновитель;

Красный – исполнитель;

Зелёный – зритель.

Для знакомства ведущий предлагает придумать название группы.

Через 30 секунд проводится их перекличка. Затем начинается конкурс, включающий следующие задания:

Сложить быстрее всех разрезанную открытку или фигуру.

Нарисовать коллективный рисунок по заданной теме (предмет, чувства, настроение). Время работы 5 минут.

Конкурс-буриме. Сочинить стихотворение за 3-4 минуты. Например: птице – снится; лодка – селёдка; сонно – ворона; смело – улетела.

Написать рассказ, где все слова начинаются на одну букву (“с”, “к”, “о”, “л”, “п”) за 3 минуты.

Инсценировать сказку в различных жанрах. Подготовка 5 минут.

После окончания всех конкурсов организаторы каждой группы фиксируют количество жетонов, полученных каждым участником.

Определяются лидеры групп, вдохновители, исполнители, зрители (вот и секрет игры). Классному руководителю это необходимо для изучения межличностных отношений и распределения обязанностей учащихся.

^ МЕТОДИКА “КАКОЙ У НАС КОЛЛЕКТИВ”

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом.

Ход проведения. Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива. Учащиеся выбирают уровень, соответствующий, по их мнению, развитию собственного коллектива и указывают его. Учитель может определить, как школьники оценивают сплочённость и единство, кто недооценивает или переоценивает уровень развития коллективистских отношений по сравнению со средней оценкой.

“Песчаная россыпь”.

Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок вместе, и в то же время каждая сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесёт часть песка в сторону, а дунет ветер посильнее – не станет россыпи.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что “сцепляло” бы, соединяло людей. Здесь люди или мало знают друг друга, или не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Группа эта существует формально, не приносит радости и удовлетворения всем, кто в неё входит.

“Мягкая глина”.

Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддаётся воздействию. В руках хорошего мастера этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. В коллективе таким “мастером” может быть командир или организатор дел. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределённые формы.

На этом уровне в группе заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они робки и не всё получается у организаторов. Скрепляющим звеном здесь могут стать нормальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера – хорошего организатора – пока нет или ему трудно проявить себя.

“Мерцающий маяк”.

В штормовом море маяк и опытному, и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, так держать! Маяк не горит постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря, что готов прийти на помощь.

Формирующийся коллектив озабочен тем, чтобы каждый шёл верным путём. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. Но желание – это ещё не всё. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны “смотрители” маяка, те, кто не даст огню погаснуть – организаторы, актив.

Иногда бывает трудно найти общий язык со всеми, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не у всех хватает сил подчиниться коллективным требованиям. Мы видим проявление активности всплесками, вспышками, да и то не у всех.

“Алый парус”

Алый парус – это символ устремлённости вперёд, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают её. У большинства членов экипажа проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь в случае неудачи. Коллектив интересуется делами других коллективов, и приходят на помощь, когда их об этом просят.

Хотя коллектив сплочён, бывают моменты, что он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки, но постепенно положение может быть исправлено.

“Горящий факел”

Горящий факел – это живое пламя. Горючим материалом для него является тесная дружба, единая воля , деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно. Настоящий коллектив всегда приходит на помощь другим.

Разделы: Классное руководство

Цель игры: создание условий для успешной адаптации пятиклассников в школе второй ступени.

  • обменяться школьным опытом, полученным в процессе обучения (детьми - в начальной школе, родителями - в течение своей жизни);
  • уметь обобщать и делать выводы, развивать коммуникативную компетентность;
  • обогатиться полученными в ходе игры выводами;
  • развивать умение применять знания в нестандартной ситуации;
  • показать ценность умения устанавливать партнерские отношения между учащимися коллектива и их родителями;
  • формировать патриотическое отношение к собственной школе.

Планируемый результат:

  • произошел обмен школьным опытом как со стороны детей, так и со стороны родителей;
  • усовершенствовано умение обобщать и делать выводы;
  • произошло обогащение участников игры школьным опытом;
  • усовершенствовано умение применять знания в нестандартной ситуации;
  • продемонстрирована ценность партнерских отношений между учащимися коллектива и их родителями;
  • формируется патриотическое отношение к собственной школе..

Участники игры: в игре участвуют 2 команды (количество игроков команды не ограничено): команда детей и команда родителей.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка (проецирование на экран), презентация игры с заданиями для участников, бумага для письменных ответов (у команды пятиклассников и у команды родителей); фломастеры, “волшебный рюкзак” со школьными принадлежностями, карточки с ситуациями, караоке с песнями на школьную тематику.

“Ступени” - игра для пятиклассников и их родителей

Ведущий: Добрый день, уважаемые участники игры!

Наша игра называется “Ступени”. Каждая команда должна пройти по лестнице вверх, обогатиться опытом за счет другой команды и стать, хоть немного, но выше, умнее, дисциплинированнее.

Итак, мы начинаем!

(Родители и дети рассаживаются за специально подготовленные столы в разные команды - образуются 2 команды: команда детей и команда родителей. Придумываются названия командам).

Конкурс первый

Трудности и радости (4 листа формат А3 + 4 фломастера)

Задание. Вспомнить школьные годы и написать на листах:

Родители: “Трудности пятиклассников раньше”

“Радости пятиклассников раньше”.

Пятиклассники: “Трудности пятиклассников сейчас”

“Радости пятиклассников сейчас”

Результат: сопоставить их и сделать вывод – трудности и радости пятиклассников изменились или нет? Трудности у родителей тоже были, но они все же стали успешными людьми, нашли свое место в жизни.

Конкурс второй

Жизненный успех (2 листа формат А3 + 2 фломастера)

Что помогло родителям (в целом, а не конкретно каждому) добиться жизненного успеха?

Задание: Пятиклассники заполняют таблицу: что, по их мнению, помогло родителям. А родители обобщают, что им помогло на самом деле.

Результат: Оба списка опять сопоставляются. Детям нужно акцентировать внимание на истинных ценностях, которые помогли родителям: знания, трудолюбие, упорство в достижении цели, семья, дети и др., а не деньги!

Конкурс третий

Ситуация (ситуации распечатаны на карточках)

А теперь посмотрим, как проходят в действительности путь к успеху.

Задание: От каждой команды приглашаются участники одной семьи, образуются 4 пары. Каждая пара получает карточку с ситуацией и должна будет ее разыграть. Но роль взрослых играют дети, а вот пятиклассников сыграют родители.

Ситуации

  • Учитель поставил оценку за ответ, а ученик с ней не согласен, пришел домой и говорит родителям … Что дальше?
  • Ребенок плохо сделал домашнее задание, родитель просит переделать, иначе будет “тройка”. Ребенок отвечает: “А зачем мне “пять”?” … Что дальше?
  • Родитель, войдя в комнату к ребенку, видит, что ребенок списывает домашнее задание из решебника. Он говорит ребенку, что если он будет списывать, то не получит знаний. Ребенок отвечает… Что дальше?
  • Выходные. Ребенок делает домашнее задание, но не может сосредоточиться, постоянно отвлекается. Родители говорят: пока не выполнишь задания, не будешь смотреть кино, играть в компьютер. Ребенок отвечает …Что дальше?

Результат: ребенок должен понять, что родителем быть очень сложно, не всегда знаешь, что сказать, глядя на поступок ребенка, как парировать его ответ. Дети должны понять, что родители желают своим детям только хорошего.

Конкурс четвертый

Верю – не верю.

Команда родителей вспоминает два случая из их школьной жизни или придумывают их. Ученики должны отгадать, было ли это на самом деле.

А пятиклассники тоже вспоминают два случая из своей школьной жизни в 5 классе или придумывают. Сейчас уже должны отгадать родители, было это с их детьми или нет.

Конкурс пятый

А что у меня в рюкзаке? (викторина) (рюкзак с принадлежностями)

Задание: поочередно команды должны отгадать школьные предметы по их описанию.

1. Этот предмет необходим на уроках истории, но, к сожалению, его пятиклассники часто забывают дома, поэтому приходится бежать на перемене именно за ним… (Атлас)
2. А этот предмет очень часто подводит в самый ответственный момент… Он вдруг перестает работать… (Ручка)
3. За этот предмет вас всегда ругают учителя, но обходится без него современный школьник не может – надо же что-то делать с ошибками… (Штрих)
4. Эти предметы так хочется достать на уроке, но если это произойдет, - их могут забрать и отдать только родителям. А разглядывать их на уроке так интересно… (Карточки)
5. Эти два предмета постоянно передают с одной парты на другую, хотя стоят они копейки…(Линейка и резинка)
6. Этот предмет бывает тонким и толстым, а в старших классах чаще всего “общим”… (Тетрадь)
7. Этот предмет всегда хочется облизывать, жаль, что перемены такие короткие, и весь урок ждешь, когда же он закончится, чтобы снова положить в рот свой любимый… (Чупа-чупс)
8. Этот предмет так не хочется доставать дома, но так тянет к нему на контрольных работах, только тогда понимаешь, что в нем есть что-то интересное, а главное, полезное. (Учебник)
9. А без этого предмета мы не представляем себе жизни, он с нами везде: на уроке лежит рядышком в пенале, на перемене всегда в руках или в кармане, глядя в него, мы можем даже не замечать того, что происходит вокруг. Потеря этого предмета равносильна мировой катастрофе…(Мобильный телефон)
10. Этот предмет всегда новенький в начале года и затасканный к концу, потому что все, кому не лень, его просят, всем он нужен, все норовят в него что-нибудь написать, не всегда приятное…(Дневник)

Конкурс шестой

Музыкальный (караоке “школьное попурри”)

Кто вперед подхватит песню о школе?

Конкурс седьмой

Пожелания

А сейчас команды обменяются пожеланиями на пути к знаниям, но сделать это нужно в виде пантомимы без слов. На подготовку 1 минута.

Ассоциации (игры для паузы, используются во время подготовки пар участников к конкурсу “Ситуация”)

С чем у родителей и детей ассоциируется:

  • школьная парта;
  • дневник;
  • учительская;
  • кабинет директора;
  • столовая;
  • кабинет врача;
  • кабинет завуча и др.

Что родители и дети знают о родной школе?

В каком году основана школа № 24? (1962)
Сколько кабинетов? (51)
Сколько ступенек ведет до кабинета 15? (48)
Сколько учителей работает в школе? (42)
Сколько предметов у 5-Б? (11)
Сколько человек в 5-Б? (25)
Самый толстый учебник? (русский язык (теория))
Сколько часов в неделю занимаются русским языком? (7+2) и др.

Участники расставляют по кругу стулья и садятся лицом внутрь. Перед этим выбирается один участник – ему завязывают глаза. После того как глаза завязаны: сидящие на стульях перемешиваются, меняются местами. Это делается для того, что...

Вам понадобится мяч. Играющие чертят большой круг на земле или мелом на асфальте и делятся на две равные команды. Одна команда становится в круг другая за его пределы. Ход игры: игроки с внешней стороны...

Чертится на земле или рисуется мелом на асфальте – две ровные полосы с расстоянием 4-5 метров одна от другой, друг напротив друга. Затем все участники делятся на две равные команды и желательно с равной...

Вам понадобится любой небольшой предмет (яблоко, коробочка, сувенир) разворот газеты, и верёвочка или лучше ленточка которой можно будет обмотать свёрток и завязать бантик. Это комплект реквизита на одну пару – соответственно если число предполагаемых...

Вам понадобится верёвка, желательно не тоньше пальца, длиной не менее 5 и не более 10 метров. Ровно по центру верёвки завязывается плотно ленточка, так, что бы, она не двигалась. В каждом туре участвует только...

В этой игре принцип – камень, ножницы, бумага, но вместо у нас: дракон, принцесса и рыцарь. Определяется две команды не обязательно равные. Можно разделиться на мальчиков и девочек. Ведущий объясняет: дракон побеждает принцессу, принцесса...

Выбирается один ведущий, все остальные становятся на против него в шеренгу. Задача ведущего показать хлопок, а участников одновременно повторить его. Но всё не так просто. Ведущий должен показывать каждый раз новый хлопок, если кто...

В этой игре не будет победивших и проигравших, но будет весёлое настроение, которое потом можно применить в подвижных играх. Участники выстраиваются в одну шеренгу. Выбирается один ведущий. Задача ведущего придумать любое слово, к примеру:...

Участники : учащиеся 5-го класса, классный руководитель, члены родительского комитета класса, старшеклассники-лицеисты.

Цели:

1) содействовать успешному протеканию процесса адаптации учащихся к обучению на II ступени, формированию у них уважения к нормам и ценностям жизни лицеистов;

2) способствовать сплочению классного коллектива, развитию у пятиклассников умений планировать, осуществлять, анализировать и оценивать совместную деятельность.

Подготовительная работа

I. В классе создается несколько команд для участия в игре по станциям. Каждый пятиклассник является членом одной из команд. За неделю до игры команды получают следующие задания:

— придумать название и эмблему команды;

— повторить Устав лицея;

— подготовить номер художественной самодеятельности по теме «Я — пятиклассник»;

— нарисовать рисунок «Мое настроение в пятом классе» (данное задание выполняется каждым учеником в индивидуальном порядке).

II. Проводится анкетирование учащихся, по результатам которого выпускается стенгазета. В ней даются ответы на следующие вопросы.

Какой вес нашего класса?

Какова общая его длина?

Сколько нам лет, месяцев, недель и дней?

Сколько у нас глаз? Сколько из них карих, серых, голубых?

Сколько у нас носов, ртов, ушей?

Какие прически популярны в нашем классе?

Сколько у нас родных братьев и сестер?

Какие у нас домашние животные?

Чем мы увлекаемся?

III. Классный руководитель совместно со старшеклассниками определяет маршрут игры, названия станций и содержание конкурсных испытаний на них, состав судей на каждом этапе (функции судей выполняют члены родительского комитета класса и старшеклассники).

IV. Старшеклассники готовят для команд красочные бланки маршрутных листов, в которых указываются названия и месторасположения станций, очередность их прохождения, количество набранных очков, фамилии самых активных участников игры.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) подготовленные помещения для станций игры;

б) маршрутные листы для всех команд;

в) реквизит для проведения испытаний на каждой станции.

Ход игры

I. Игра начинается с линейки всех ее участников. На ней объясняются условия игры и выдаются маршрутные листы, на которых обозначены маршруты следования команд с указанием месторасположения станций. На линейке происходит представление команд — защита своего названия и эмблемы. Название команды вносится в маршрутный лист. Затем начинается движение команд по станциям в соответствии с полученными маршрутными листами. Маршруты продумываются таким образом, чтобы на одной станции не проходили испытания одновременно две или большее количество команд. Лишь на последнюю станцию «Веселья час» все команды должны прийти одновременно.

II. Станции игры.

Станция 1. «Коллективный портрет». Задание: нарисовать в течение 5 минут коллективный портрет своего класса и дать пояснения к рисунку.

Станция 2. «Устав лицея». Задание: вставить пропущенные слова в следующие пункты Устава:

9.1. Учащиеся школы должны:

— заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и жизни своих... (товарищей);

— полностью использовать время, предназначенное для обучения, систематически готовиться к... (занятиям);

— заботиться о красоте родной речи, не употреблять грубых выражений и... (прозвищ);

— на каждом уроке обязательно наличие... (дневника) — основного документа школьника.

11.1. Школа имеет свой Герб — символ учреждения образования, отражающий основные принципы, цели и задачи лицея.

— три... (лука) — символ города Великие Луки;

— страницы... (книги) — символ образования;

— (параллели) и... (меридианы) земного шара — символ общечеловеческих ценностей;

— цифра «...» (10) — традиционный номер школы.

Станция 3. «Театральная». Задание: изобразить без слов эпизод басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица».

Плутовка к дереву на цыпочках подходит,

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

— Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки, какой носок!

Спой, светик, не стыдись!

Станция 4. «Музыкальная шкатулка» . Задание: исполнить два куплета из песенки «Голубой вагон» или «В траве сидел кузнечик» в стиле африканского племени «Лумбу-Мумбу».

Станция 5. «Поэтическая» . Задание: собрать разрезанное на строки стихотворение и назвать его автора.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

(А. С. Пушкин)

Станция 6. «Эстафета» (расположена в спортзале). Задание: пробежать эстафету, включающую следующие беговые упражнения:

— на одной ноге;

— на скакалке;

— на носках;

— на пятках;

— с мячом, зажатым между коленями;

— в полуприседе;

— на четвереньках.

Станция 7. «Веселый счет». Задание: решить задачи-шутки.

1. В люстре горело 6 лампочек. После того как трехлетняя Маша попала в люстру тремя запасными лампочками, осталось гореть 2 лампочки. Сколько лампочек разбилось?

2. Когда гусь стоит на двух ногах, то весит 4 килограмма. Сколько будет весить гусь, когда встанет на одну ногу?

3. У трех сестер по одному брату. Сколько всего детей в этой семье?

Станция 8. «Путаница». Задание: исправить ошибки в тексте о школе.

Лицей № 10 расположен на ул. Гастелло, д. 7. В школе 3 этажа. На 3 этаже находятся музей школы и библиотека, а на 2 этаже — знамённый зал, где представлены 6 знамен, связанных с историей России. Правая лестница называется синей, а левая — красной. В лицее есть свое самоуправление — лицейское братство, все решения которого вывешиваются на доске объявлений возле расписания. Наш классный кабинет № 32.

Станция 9. «Секретная». Задание: разгадав ключ, расшифровать предложение.

1 2 3 4 5 6 7 8 5 9 10 2 11 11 6 12 13 14 12 15

7 10 16 17 4 18 4 19 17 4 20 15 20 15 10 4

5 1 2 8 21 4 3 4 12 8 21 2 12 8 6.

Ключ:

— 3 23 2 5 8 10 4 — это то, что ограничивает свободу людей совершать те или иные действия (правило)",

— 7 23 13 14 20 2 — отношения, предполагающие взаимопомощь, доверие (дружба);

— 1 12 2 12 8 16 — то, что приобретают в школе (знания);

— 4 17 10 8 19 12 8 9 — ученик, имеющий в дневнике одни пятерки (отличник);

— 21 15 11 10 24 — идея, которая приходит в результате размышлений (мысль);

— 18 6 12 8 22 — человек, обладающий выдающимися способностями (гений).

В результате каждая буква находит свое место в предложении, вытесняя оттуда соответствующую ей цифру: «Заповеди в классе нужны для того, чтобы было взаимопонимание».

Станция 10. «Угадай-ка» . Задание: узнать по словесному портрету о ком идет речь. Заранее классный руководитель готовит 7—8 словесных портретов учеников и свой. Ведущий их зачитывает, команда отгадывает.

Станция 11. «Веселья час». Задание: показать номер художественной самодеятельности по теме «Я — пятиклассник».

После прохождения командами испытаний на всех станциях подводятся итоги игры и награждаются ее победители. Каждому пятикласснику вручается грамота (приложение).

Литература

1. Владимирова Е.В., Шин С.А. Сценарии школьных праздников, игры, конкурсы, викторины для учащихся 5-х классов. Ростов-н/Д., 2002.

2. Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова. М., 1999.

3. Шмаков С.А. Ее величество — игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей. М., 1992.

Ведущий зачитывает строки стихотворения, а ребята должны дополнять одним словом каждую строчку. Кто не отвечает - выбывает, а стихотворение будет содержать слова из области общих знаний, например:
На обед нам мама приготовила котлет,
Головной убор в рифму называется - ... (берет),
Если идти на концерт, нужно купить... (билет),
Салат с картошкой и свеклой зовётся... (винегрет),
Если четверо в оркестре - это... (квартет),
А вдвоём поют песню - значит... (дуэт),
Оружие, как лук, зовётся... (арбалет),
В темноте от человека виден... (силуэт),
Клара у Карла украла... (кларнет),
Раненого солдата отправили в... (лазарет),
В красивых манерах разбирается... (эстет),
Одна карета, а много - ... (карет),
Спортивный телом - это... (атлет).

Буквы в ряд

Участники конкурса делятся на равные команды, и только после этого ведущий объявляет задание: каждой команде необходимо построиться в ряд по именам строго в алфавитном порядке. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее других.

Длинное-предлинное

Ребята делятся на две команды с одинаковым количеством человек. Каждый участник команд по очереди выходит к доске, которая разделена на две части, и пишет самое длинное слово, которое он знает, например, дезоксирибонуклеиновая, перевоплощение, безукоризненность и так далее. В конце суммируют буквы всех написанных слов у первой и второй команды. Команда, у которой получится самое большое количество букв, победит.

Тайная буква

Ведущий объявляет букву алфавита, которую называть нельзя. Например, это буква «Ш». Затем он задает участникам вопросы, а те должны подбирать ответы так, чтобы не называть эту букву. Так Саша на вопрос «Как тебя зовут?» ответит «Александр». А на вопрос, в каком он классе, шестиклассник может ответить так: «В следующем после пятого». Побеждает самый смекалистый.

Класс, угадай класс

В одну строку на доске ведущий пишет начала слов, которые потом нужно будет объединить в один класс (биология). Например, ко_(мар), му_(равей), стре_(коза), пче_(ла), куз_(нечик). Учитель объясняет, что нужно догадаться, какие окончания у этих слов и всех их объединить в один класс с биологической точки зрения (насекомые). Можно провести второй раунд с классом пресмыкающихся: яще_(рица), чере_(паха), кроко_(дил), коб_(ра) и так далее. Кто из ребят догадается первым и правильно называет класс, тот и получает приз.

Крабли бумс

Ребята делятся на команды примерно по 3-4 человека. Кто-то из детей достаёт фант из шляпы, в котором будет указан любой слог. По команде «старт» дети начинают составлять слова с этим слогом. Например, слог «кра» (красота, кран, краб, красиво, краски, кратер, кража и так далее). Команда, которая за определённое время, к примеру, 5 минут составит самый длинный список слов с данным слогом, станет победителем.

Жители разных стран

Участвуют несколько команд по 2-3 человека. Для каждой команды на частях доски ведущий прикрепляет по одинаковому количеству картинок с изображением людей разных национальностей в соответствующих нарядах, например, китаец (узкоглазый), мексиканец (сомбреро), украинец (шаровары и венок), русский (с гармошкой и в рубашке), англичанин (в цилиндре и во фраке) и так далее. По команде «старт» учитель открывает картинки и команды должны распознать жителей разных стран и напротив каждой картинки написать страну, в которой по их предположению живёт конкретный человек. Команда, которая справится быстрее всех и правильно угадает все страны жителей с картинок, станет победителем.

Слова много значат

Задание немного с подвохом. Ребята делятся на равные команды. Для каждой команды на части доски будет написан ряд одинаковых для всех слов. Команды получают задание - найти все многозначные слова. Кто быстрее, тот и победил. На самом деле все слова ряда будут многозначными, например, ключ (гаечный, родник, от двери), родить (ребёнка, идею), грамотный (человек, ответ), игла (швейная, ёлочная, ёжика), кран (для воды, подъёмный), лук (оружие Робин Гуда, овощ) и так далее. Кто из ребят быстрее поймёт, что все слова имеют по несколько значений, те и заберут свой приз.

Бегущие по строкам

По длине всей доски в одну строку пишется пример из простых цифр, например, 2+2+2+2+2+2 и так до конца строки, а вторая строка - любые предложения из любого текста. Заданием будет сосчитать ответ первой строки и сосчитать количество, например, буквы «а» во второй строке. По команде «старт» ученики приступают к подсчётам, а кто первым назовёт два правильных ответа, тот и победит.