УПРАЖНЕНИЯ И ЭТЮДЫ
УГАДАЙ: ЧТО Я ДЕЛАЮ?
Цель. Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.
Ход игры. Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.
1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т.п.
2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.
3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.
4. Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок.
ОДНО И ТО ЖЕ ПО-РАЗНОМУ
Цель . Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.
Ход игры. Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.д.
Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.
Дети делятся на 2-3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.
I группа - задание «сидеть». Возможные варианты:
а) сидеть у телевизора;
б) сидеть в цирке;
в) сидеть в кабинете у зубного врача;
г) сидеть у шахматной доски;
д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.
II группа - задание «идти». Возможные варианты:
а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;
б) идти по горячему песку;
в) идти по палубе корабля;
г) идти по бревну или узкому мостику;
д) идти по узкой горной тропинке и т.д.
III группа - задание «бежать». Возможные варианты:
а) бежать, опаздывая в театр;
б) бежать от злой собаки;
в) бежать, попав под дождь;
г) бежать, играя в жмурки и т.д.
IV группа - задание «размахивать руками». Возможные варианты:
а) отгонять комаров;
б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
в) сушить мокрые руки и т.д.
V группа - задание «Ловить зверюшку». Возможные варианты:
б) попугайчика;
в) кузнечика и т.д.
КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.
Ход игры. Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь - по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле - и соответственно изменять свое поведение.
ИГРЫ НА ПРЕВРАЩЕНИЯ
В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение - это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условное превращение.
ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА
Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.
Ход игры. Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:
а) карандаш или палочка - ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;
б) маленький мячик - яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;
в) записная книжка - зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.
Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.
Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т.д.
ПРЕВРАЩЕНИЕ КОМНАТЫ
Цель . Та же.
Ход игры. Дети распределяются на 2-3 группы, и каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников превращения отгадывают, во что именно превращена комната.
Возможные варианты, предложенные детьми: магазин, театр, берег моря, поликлиника, зоопарк, замок Спящей красавицы, пещера дракона и т.д.
ПРЕВРАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ
Цель . Та же.
Ход игры. По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т.д. Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.
ИГРЫ НА ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ
ПРЕДМЕТАМИ ИЛИ НА ПАМЯТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ
ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ, НЕ СКАЖЕМ, НО ЗАТО МЫ ВАМ ПОКАЖЕМ!
Цель . Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.
Ход игры. Комната делится пополам шнуром или чертой. С одной стороны находятся выбранные с помощью считалки «Дедушка и трое-пятеро внучат», с другой стороны - остальные дети и педагог, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».
Дети. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!
Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где побывали? Что вы повидали?
Дети. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, скажем, но зато мы вам покажем!
Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если разгадка дана правильно, дети говорят верный ответ и после слов «Раз, два, три - догони!» бегут за черту, в свой дом, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока те не пересекли спасительной линии. После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата».
В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, и т.п.
КОРОЛЬ (вариант народной игры)
Цель . Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.
Ход игры. Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети - работники распределяются на несколько групп (3 - 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.
Работники. Здравствуй, король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны вам работники?
Король. А что вы умеете делать?
Работники. А ты отгадай!
Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т.п.), а также придумать характеры действующих лиц (король - жадный, веселый, злой; королева - добрая, сварливая, легкомысленная).
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Цель . Развивать навыки действия с воображаемыми предметами,"воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Ход игры . С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.
С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.
РИТМОПЛАСТИКА
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
МУРАВЬИ
Цель . Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.
Ход игры . По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.
КАКТУС И ИВА
Цель . Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.
Ход игры. По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу, как в упражнении «Муравьи». По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» - ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение возобновляется, команды чередуются.
ПАЛЬМА
Цель. Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.
Ход игры. «Выросла пальма большая-пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на
«Завяли листочки»: уронить кисть. «Ветви»: уронить руку от локтя. «й вся пальма»: уронить руку вниз. Упражнение повторить левой рукой.
МОКРЫЕ КОТЯТА
Цель. Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом.
Ход игры. Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.
ШТАНГА
Цель. Попеременное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и рук.
Ход игры. Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее, отдыхает.
САМОЛЕТЫ И БАБОЧКИ
Цель. Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.
Ход игры. Дети двигаются врассыпную, как в упражнении «Муравьи», по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты.
Упражнение можно делать под музыку, подобрав соответствующие произведения из репертуара по музыкальному воспитанию.
БУРАТИНО И ПЬЕРО
Цель. Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.
Ход игры. Дети двигаются как в упражнении «Муравьи», по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение по залу возобновляется. По команде «Пьеро» - опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу. В дальнейшем можно предложить детям двигаться, сохраняя образы деревянного крепкого Буратино и расслабленного, мягкого Пьеро.
НАСОС И НАДУВНАЯ КУКЛА
Цель . Умение напрягать и расслаблять мышцы, взаимодействовать с партнером, тренировать три вида выдыхания, артикулировать звуки «с» и «ш»; действовать с воображаемым предметом.
Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок - надувная кукла, из которой выпущен воздух, он сидит на корточках, все мышцы расслаблены, руки и голова опущены; второй - «накачивает» воздух в куклу с помощью насоса; наклоняясь вперед, при каждом нажатии на «рычаг», он выдыхает воздух со звуком «с-с-с-с» (второй вид выдыхания), при вдохе - выпрямляется. Кукла, «наполняясь воздухом», медленно поднимается и выпрямляется, руки раскинуты вверх и немного в стороны. Затем куклу сдувают, вытаскивают пробку, воздух выходит со звуком «ш-ш-ш-ш» (первый вид выдыхания), ребенок опускается на корточки, вновь расслабляя все мышцы. Затем дети меняются ролями. Можно предложить надувать куклу быстро, подключая третий вид выдыхания: «С! С! С!»
СНЕГОВИК
Цель . Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.
Ход игры. Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к ругу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.
БАБА-ЯГА
Цель. Умение напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу.
Ход игры. Дети ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя движения под текст. Бабка-Ёжка, костяная ножка, С печки упала, ножку сломала! (Дети идут врассыпную по залу.) А потом и говорит: «У меня нога болит!». (Дети останавливаются.) Пошла на улицу - раздавила курицу, Пошла на базар - раздавила самовар! Вышла на лужайку - испугала гайку! (Дети продолжают движение, напрягая сначала левую, а потом правую ногу, прихрамывают.)
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
Цель . Умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения.
Ход игры. Сначала педагог, в дальнейшем ребенок превращается в «Снежную королеву» и начинает постепенно «замораживать» всех детей: называет при этом определенные части тела правая рука, левая рука, левая нога, правая нога, корпус, голова), соответствующие мышцы напрягаются. Дети превращаются в ледяную скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца. (Расслабляются шея, руки, корпус, ноги), дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслабляются и ложатся на пол.
КОНКУРС ЛЕНТЯЕВ
Цель .
Ход игры.
Хоть и жарко, хоть и зной,
Занят весь народ лесной.
Лишь барсук - лентяй изрядный
Сладко спит в норе прохладной.
Лежебока видит сон, будто делом занят он.
На заре и на закате все не слезть ему с кровати.
(В. Викторов)
Дети изображают ленивого барсука. Они ложатся на ковер л стараются как можно больше расслабиться.
ГИПНОТИЗЕР
Цель . Обучение полному расслаблению мышц всего тела.
Ход игры. Педагог превращается в гипнотизера и проводит в сеанс усыпления»; делая характерные плавные движения рунами, он говорит: «Спите, спите, спите... Ваши голова, руки, и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, вы полностью расслабляетесь и слышите шум морских волн». Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью расслабляются.
Можно использовать аудиокассету с музыкой для медитации ирелаксации.
НЕ ОШИБИСЬ
Цель. Развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.
Ход игры. Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп убыстряется.
РИТМИЧЕСКИЙ ЭТЮД
Цель. Развивать чувство ритма, координацию движений, согласованность действий с партнерами.
Ход игры. Дети делятся сначала на две, а по мере приобретения определенных навыков на три и даже четыре группы. Первая группа придумывает ритмический рисунок и начинает его воспроизводить в хлопках. Вторая группа присоединяется к первой, отхлопывая свой ритмический рисунок, затем включается третья группа и т.д.
ПОЙМАЙ ХЛОПОК
Цель. Развивать произвольное слуховое внимание и быстроту реакции.
Ход игры. Дети стоят врассыпную. Их задача заключается в том, чтобы среагировать на хлопок педагога и хлопнуть практически одновременно с ним. Педагог предлагает «поймать» то маленький мячик, то цветок, то монетку.
ГОЛОВА ИЛИ ХВОСТ
Цель. Развитие координации движений, быстроты реакции, воображения.
Ход игры. Педагог превращается в Ивана-Царевича, а все дети - в Змея-Горыныча. Иван-Царевич взмахивает мечом (гимнастической палкой или линейкой), если взмах на уровне головы - Змей Горыныч должен спрятать головы (дети быстро наклоняются), если взмах на уровне ног, Змей-Горыныч спасает хвост (дети подпрыгивают).
СЧИТАЛОЧКА
Цель. Развивать координацию движений, согласованность действий, чувство ритма, умение пользоваться жестами.
Ход игры. Дети произносят текст и одновременно выполняют движения.
Раз, два - острова Два хлопка, полукруг одной рукой,
затем другой в сторону, как бы изображая два острова.
Три, четыре - Два хлопка, обеими руками
мы приплыли изобразить волнообразные движения
в направлении от себя.
Пять, шесть - Два хлопка, поочередное движение
сходим здесь правой рукой ладошкой вниз (как бы отбиваем мяч),
левой - ладошкой вверх (подбрасываем мяч).
Семь, восемь - Два хлопка, правая рука вытягивается вверх,
сколько сосен! затем на слове «сосен» вытягивается вверх левая рука
Девять, десять - Два хлопка, средним и указательным
мы в пути пальцами обеих рук выполнить движение от себя вперед, изображая «шаги».
До-счи-тал Выполнить 4 движения, по одному на
до де-ся-ти! каждый слог:
1) ладонь правой руки на голову;
2) тыльная сторона левой руки под подбородок;
3) ладонь правой руки касается правой щеки;
4) ладонь левой руки касается левой щеки.
Выполнить 3 движения:
1) правая рука вытягивается вперед;
2) левая рука вытягивается вперед;
3) звонкий хлопок в ладоши.
КАК ЖИВЕШЬ?
Цель, Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.
Ход игры.
Педагог Дети
Как живешь? - Вот так! С настроением показать
большой палец.
А плывешь? - Вот так! Любым стилем.
Как бежишь? - Вот так! Согнув руки в локтях, притоп-
нуть поочередно ногами.
- Вдаль глядишь? - Вот так! Руки «козырьком» или «бинок-
лем» к глазам.
Ждешь обед? - Вот так! Поза ожидания, подпереть щеку
Машешь вслед? - Вот так! Жест понятен.
Утром спишь? - Вот так! Ручки под щечку.
А шалишь? - Вот так! Надуть щечки и хлопнуть
по ним кулачками.
(По Н.Пикулевой)
БАБУШКА МАЛАНЬЯ
Цель . Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.
Ход игры. Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого - водящий; дети поют потешку и выполняют движения.
У Маланьи, у старушки, (Идут по кругу и поют.)
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей,
Семь сыновей,
Все без бровей! (Останавливаются и с по-
С такими глазами, мощью мимики и жестов изо-
С такими ушами, бражают то, о чем говорит-
С такими носами, ся в тексте.)
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой...
Ничего не ели, (Присаживаются на корточ-
Целый день сидели. ки и одной рукой подпирают
На него (нее) глядели, подбородок.)
Делали вот так... (Повторяют за ведущим лю-
бой жест.)
ШЕЯ ЕСТЬ, ШЕИ НЕТ
Цель. Развивать подвижность мышц плечевого пояса.
Ход игры. Дети стоят в основной стойке и в соответствии со словами педагога выполняют движения.
Шея есть - стоять прямо, показывая длинную шею.
Шеи нет - поднять плечи вверх, как бы «втянуть» шею (уродцы). Повторить несколько раз.
ЗАКРЫТЬ КНИЖКУ, РАСКРЫТЬ
Цель . Та же.
Ход игры. Закрыть книжку - плечи вперед. Раскрыть книжку - плечи отвести назад. Повторить несколько раз.
ЗАВОДНАЯ КУКЛА
Цель. Развивать подвижность шеи, расслаблять мышцы шеи, рук и корпуса.
Ход игры. Дети стоят в позе куклы: ноги на ширине плеч, руки внизу, кисти напряжены, пальцы растопырены, ладони вперед. Желательно упражнение проводить под музыку, с размером 2/4, например, «Полька» А.Жилинского.
Такт 1. Наклонить голову вперед на первую четверть, назад - на вторую четверть.
Такт 2. Голову вперед, назад и прямо (движение на каждую восьмую длительность).
Такт 3. Наклонить голову назад, потом вперед.
Такт 4. Голову назад, вперед, прямо.
Такт 5. Повернуть голову вправо, затем влево.
Такт 6. Вправо, влево, прямо.
Такт 7. Повернуть голову влево, затем вправо.
Такт 8. Влево, вправо, прямо.
Такт 9. Наклонить голову к правому плечу, затем к левому.
Такт 10. К правому, к левому, прямо.
Такт 11. Наклонить голову к левому плечу, затем к правому.
Такт 12. К левому, к правому, прямо.
Такт 13. Движение как в 1-м такте.
Такт 14. Движение как во 2-м такте.
Такт 15. Движение как в 3-м такте.
Такт 16. Голову прямо на 1 -ю долю, на 2-ю долю согнуться пополам, уронить голову и руки - завод кончился.
ТЮЛЬПАН
Цель . Развивать пластику рук.
Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке, руки внизу, ладони вниз, средние пальцы соединены.
1. Утром тюльпан Соединяя ладони, поднять руки
раскрывается к подбородку, раскрыть ладони,
локти соединить.
2. На ночь закрывается Соединяя ладони, опустить руки
3. Тюльпанное дерево Внизу соединить тыльные сторо-
ны ладоней и поднимать руки над головой.
4. Раскидывает свои Руки сверху раскинуть в стороны, ветви ладони вверх.
5. И осенью листики
опадают Повернуть ладони вниз и мягкоопускать вниз, чуть перебирая пальцами.
ОСЬМИНОГ
Цель . Развивать пластику рук, координацию движений.
Ход игры. Руки в стороны, ладони вперед, основная стойка. Мягко скрестить руки в запястьях перед грудью и плавно отвести в стороны. Повторить четыре раза, сверху то правая, то левая рука. Мягко скрестить руки на груди, как бы стараясь обхватить себя руками, плавно развести в стороны. Повторить четыре раза, чередуя положение рук.
МЕДВЕДИ В КЛЕТКЕ
Цель . Развивать ловкость, координацию движений.
Ход игры. Встать на колени, затем сесть на пятки, ладони положить на пол и в тыльные стороны ладоней уткнуть «мокрые носы». Медвежата сидят в клетке и пытаются из нее выбраться к маме в лес...
1. Правой вперед, затем Не поднимая головы, вытянуть вперед
левой правую руку по полу, потом левую руку.
2. К себе, к себе По очереди вернуть руки в исходное
положение.
3. В стороны, в стороны Вытянуть руки по полу в стороны:
сначала правую, потом левую.
4. К себе, к себе По очереди вернуть руки в исх. п.
5. Правую руку вперед, Опираясь на левую руку, поднять-
левую ногу - назад ся с пяток, потянуться правой рукой
вперед, левой прямой ногой назад (как бы пытаться «раздвинуть» прутья клетки).
Интересные театральные игры замечательно подойдут для семейного театрального праздника: можно выбрать небольшую сказку, которую будет легко разыграть с детьми, но перед тем, как вы займетесь постановкой, обязательно проведите актерскую разминку, которая поможет всем участникам подготовить для мини-спектакля собственное тело и голос.
Внизу примерный план такой разминки. Конечно, все перечисленные игры и упражнения могут варьироваться — в зависимости от возраста детей, их количества и способностей (например, группе подростков можно предлагать больше самостоятельной работы над этюдами); можно пропускать некоторые упражнения, добавлять новые…
Удачи!
1) Голос:
— обращаем внимание на дыхание «животом»; пробуем
— дышим правильно; представляем, как будто сейчас зевнем, но вместо этого, сохраняя ощущение «купола» во рту, стараемся посылать свой голос далеко-далеко. Можно представить себя в лесу и позвать «Ау-у-у!». Стараться не переходить на крик.
— предлагаем каждому участнику что-нибудь сказать; кто разговаривает низко, кто «средне», кто высоко? Могут ли они говорить (не кричать!) еще ниже или еще выше? Обсуждаем, что у каждого человека свой голосовой диапазон, который можно развивать; каким персонажам подходит низкий голос, высокий, средний?
— конечно же, можно вспомнить скороговорки: Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет; королева кавалеру подарила каравеллу…
Играем:
разбиваем участников на две небольшие группы, они встают в две шеренги лицом друг к другу, стартовая позиция — между шеренгами минимальное расстояние. По команде каждый ребенок начинает разговаривать с тем, кто стоит напротив него (на любую тему). Когда мы видим, что у всех получается построить разговор, просим каждую шеренгу сделать шаг назад… и продолжить разговор. Через некоторое время делаем еще один шаг назад. Игра продолжается до тех пор, пока между шеренгами не образуется такое расстояние, при котором дети уже абсолютно не смогут разговаривать друг с другом.
Обсуждаем:
на каком расстоянии было удобнее всего разговаривать, почему? Что они делали для того, чтобы продолжить разговор на большом расстоянии? (громкость, язык жестов…) Помогло ли это?
2) Тело:
— нам понадобятся различные веселые разминки, которые всегда можно придумать самим: будем ползать, как червяки — а теперь как гусеницы (почему гусеницы ползают именно так, а не по-другому?); прыгать, как дети, которые играют «в классики» — а теперь прыгать, как мячики; в чем разница? — и т.д.
— замечательная игра от К. Фопеля: просим детей показать телом несколько противоположностей. Круглый — прямой, сидеть — стоять, маленький — большой, широкий — узкий, громкий — тихий. Во время игры обращаем внимание на то, насколько по-разному можно показать одно-единственное слово, каждый обращает внимание на других (если есть время, игру в «противоположности» можно продолжить и на бумаге — попросить детей зарисовать наиболее понравившуюся противоположность; обсуждаем)
Играем:
разбиваем участников на 3-4 группы (если детей мало, можно разбить их на «двойки» или «тройки»). Предупреждаем, что во время этой игры нельзя смеяться: ни над собой, ни над другими. Просим выйти на сцену первую группу; даем задание: нужно просто ходить по сцене, выбирать свой путь, ходить можно быстро или медленно — это неважно. Самое главное: вы будете двигать головой. Вверх-вниз или вправо-влево, просто мотать головой или сильно вытягивать шею вперед — вы решаете сами; основное внимание — на голову. Просим детей расслабиться и смело двигать головой еще больше, еще сильнее — так, как они никогда не делают в жизни. Оставшиеся в зрительном зале в это время строят предположения: кто может так ходить? Человек, который увидел впереди что-то интересное? Почему вы так решили? Хорошо, кто еще может так ходить? Обсуждение продолжается, пока возникают новые идеи; после этого на сцене оказывается следующая группа, которая делает акцент на руки (ноги, плечи). Обсуждение продолжается. После игры подводим итоги: как чувствовали себя на сцене, какое значение имеет язык тела.
3) Фантазия:
— дети разбиваются на пары, пара выходит на сцену; задача одного — держать кулак крепко сжатым, задача второго — уговорить партнера разжать кулак. Первый игрок может разжать кулак, если он посчитает аргумент действительно веским и если он ему очень понравится (конечно, он может и поддаться на хитрость)… Начали!
— играем в кругу; задача каждого ребенка — представить себе какое-то животное и погладить его — так, чтобы другие могли угадать, кого гладит ребенок (если гладим хомячка, он может убегать и вырываться из рук; если гладим жирафа, наверняка придется к нему тянуться..)
— играем в кругу; по рукам идет предмет (это может быть все, что угодно — пустое ведерко, мяч, шариковая ручка…). Задача каждого ребенка — по-новому «обыграть» этот предмет и без слов показать это другим. Предмет может превратиться в подзорную трубу или в расческу, в вилку, в палочку… больше фантазии!
— если у вас есть коробка с костюмами, можно сделать похожее упражнение и с ними: ребенок подходит к коробке, берет лежащий сверху предмет одежды и старается обыграть его
— ведущий задает неожиданные вопросы («Почему ты вчера забыл у меня свою шляпу?»); задача ребенка — максимально быстро придумать ответ
4) Характерность
— обсуждаем, что делает радостный человек, грустный, в гневе, растерянный… как можно это передать?
— разбиваемся на мини-группы, каждая получает задачу показать определенных животных или птиц; несколько минут на подготовку — группа выходит на сцену
— все вместе: пробуем ходить как человек, у которого что-то болит; как человек, который куда-то спешит; как ребенок, который никуда не торопится…
— готовим две стопки карточек: на карточках из одной стопки написаны действия (копать яму, читать книжку, колоть дрова…); на другой стопке — как это нужно делать (грустно, рассеянно, из-под палки, лениво, радостно, энергично…). Ребенок вытягивает две карточки и показывает то, что на них написано; остальные угадывают. Игра лучше всего подойдет для детей от 7ми лет и старше.
Теперь самое время заняться этюдами — маленькими сценками; их тема будет полностью зависеть от вашего воображения — и, конечно, от возраста и способностей детей; в зависимости от темы этюда, дети могут показывать его в «двойках», «тройках» или все вместе.
Например, один из самых известных групповых этюдов — «Сад».
Мы все находимся в саду, в котором созрели яблоки и груши; мы срываем их с деревьев (а может быть, находим на земле?). Мы складываем их в большие корзины — или сначала выбираем самый спелый плод и съедаем его? Задача каждого ребенка — придумать и почувствовать то, чем он будет заниматься в саду; также отдельное внимание нужно обращать на то, как мы срываем воображаемые груши и яблоки — легко ли сорвать это яблоко или оно большое и требуется приложить усилие; но яблоко сорвано — и кисть снова расслаблена, но фрукт нужно удержать в руке…
Экспериментируйте, получайте удовольствие — возможно, когда-нибудь ваш ребенок почувствует в себе актерское призвание; если же нет — эти упражнения и игры помогают стать смелее и решительнее, научиться быстро реагировать на меняющуюся ситуацию, слушать себя и окружающих.
Любые любящие родители желает своему ребёнку только самого лучшего. А это значит, для них очень важно, чтобы ребёнок всегда был «на шаг впереди» и на протяжения всего жизненного пути крепко стоял на ногах. Добиться всего этого можно, если развивать в своём чаде навыки актёрского мастерства. Как правило, актерские детские программы несут колоссальную пользу – они не только обучают азам сценической речи (технике безупречной дикции), но и, прежде всего, нацелены на развитие интеллекта ребёнка и раскрытия его индивидуальности.
А где ещё, как не на сцене, оттачивать мастерство. И что может быть лучше, чем детские спектакли или утренники, призванные развить творческие способности, в наших детях? Детские спектакли и утренники — это не просто способы развлечения, создающие положительный эмоциональный настрой у всех его участников, это ещё и эффективные средства, раскрывающие «спящие» таланты, формирующие интересы, вкусы детей. Также это и способы, позволяющие побороть застенчивость и познать .
В этой статье вы узнаете, что игровые формы актерских занятий – это наилучший вариант воспитания в ребятах гибкости мышления, пластики и коммуникативных навыков. К тому же дети в процессе игры нарабатывают навыки концентрации, умения слышать окружающий мир, понимать его.
Театрализованные игры
Организовывайте домашние представления (придумайте несложные сценарии) и вот уже ваша квартира или двор – это место, где разворачиваются интереснейшие события, при этом, ваш ребёнок – непременно главный герой. Задействуйте в своём представлении как можно больше детворы, привлекайте взрослых, ведь чем масштабнее будет действие, тем более вы и ваш ребёнок проникнетесь его атмосферой. Причём, давно подмечено: даже ощущение причастности – даёт невероятный прилив новых творческих сил и идей, а значит, формирует умение чувствовать и проживать воссоздаваемый образ.
Сцена обладает магическим свойством – она затягивает, пробуждает искать, творить — позволяет открывать новые грани реальности. Театрализованная деятельность – источник развития глубоких переживаний, высоких чувств, где игровой приём – важный метод, способ приобщения к творческой деятельности.
Игра 1. «Перевоплощение»
Цель: проникнуться выбранным образом. Игра развивает фантазию, мимику, раскрепощает. Подражайте животным, птицам. Изображайте любые предметы и разных людей: дерево, снежинку, автомобиль, продавца из соседнего киоска.
Игра 2. « Спасатель»
Задача: развить ловкость, пластичность, способность владеть своим телом.
Суть игры: ваш малыш – тот самый отважный мультипликационный герой (у каждого ребёнка есть свои любимчики, воспользуйтесь этим), так вот, задача воина: спасти планету от захватчиков – ведя бой с врагом (ребёнок совершает несложные элементы акробатики (подтягивание, махи ногами) используя спортивный уголок: кольца, лестница, канат).
Игра 3. «Домашний спектакль»
Любой поставленный домашний спектакль развивает навык работы в команде, учит импровизировать, работать для зрителя.
Выберите понравившуюся сказку, учитывая при этом возрастные особенности ребёнка (в сказке желательно, чтобы было больше действий, нежели реплик), подготовьте костюмы (можно использовать платок бабушки, шляпу папы, и по необходимости косметику мамы), пригласите актёров (братика, сестричку, бабушку, дедушку, папу, друзей) и, конечно же, обязательно наполните зал зрителями (это могут быть жители детского уголка: тигрята, мишки, зайцы, мячи, грузовики – всех и все, что любит и ценит ваш ребёнок).
Игра 4. «Театр кукол на столе»
Эта игра знакомит с приёмами кукловождения. Игра нацелена на развитие фантазии, психофизических ощущений, активизации воображения у участников.
Куклы можно сшить самим, используя мех, ткань, кожу. А можно приобрести в специализированных магазинах. Требование – куклы должны устойчиво стоять на столе.
Придумывайте сюжет, управляйте героями. Такая игра обычно очень хорошо дается детям, которые без труда раздают роли куклам и проецируют на них разные характеры.
Игра 5. «Помощник»
Цель данной игры – развить способность самостоятельно подбирать предметы для работы. Ребёнок обретает навыки оформителя.
Вы – мастер (готовите сцену). Показывайте ребёнку, как стучит молоточек. Расспросите малыша, что при этом, ещё может понадобиться для работы мастеру (гвозди, доски).
Игра 6. «Птички»
Игра развивает быстроту движения, тренирует память.
На прогулке или с окна дома понаблюдайте за поведением птиц. А потом сами с ребенком постарайтесь изобразить их движения (помахать крылышками, походить на одной ножке, поискать зёрнышки, взмахнуть и улететь –подпрыгнуть и помахать ручками).
Игра 7. «Ритмопластика»
Данная игра помогает ребёнку раскрыться и ощутить возможности своего тела.
Включите весёлую, детскую мелодию. Вместе с ребенком делайте несложные танцевальные движения — те, на которые вдохновляет музыка. Кружитесь, делайте взмахи руками, повороты, будьте активны.
Актёрские игры раскрывают творческий потенциал ребёнка, дают возможность обрести коммуникационные навыки, что делает его общение с людьми лёгким и увлекательным. Кроме того, навыки актёрского мастерства позволяют ребёнку стать самостоятельным, творчески развитым, способным незаурядно мыслить.
Воспитывайте, прививайте своим детям любовь и уважение к театру и актерскому искусству.
Думаю, мало кто знает, что наши любимые актеры, которых мы любили еще с детства, периодически забивали на свой уровень качества и снимались либо в каком-то второстепенном фильме, либо играли так плохо, что их можно закидать помидорами за такую бездарную игру. Каждый год все внимание актеров приковывается к наградам года, где отмечаются самые высокие достижения в киноиндустрии.
Также наличие своеобразной антипремии в жизни кино выглядит вполне естественным явлением. Такой антипремией служит "Золотая малина" , которая была придумана в еще 1981 году. Эта кинонаграда стала зеркальным отражением "Оскара" и его номинации, отмечая "худший фильм, "худших актеров" и т.п. За 35 лет существования данной антипремии, ее получали многие выдающиеся кинодеятели, но некоторые отметились особо!
Подборка самых худших актеров в мире:
1.
Одним из любимчиков этой премии по праву стал америнский кинокомик - Адам Сэндлер. В его активе аж 19 номинаций, в пяти из которых он победил.
Сэндлер стал завсегдатаем "Золотой малины" еще с 90 годов, когда был наминирован на "худшую мужскую роль" в фильме "Пуленепробиваемый" . С тех пор он номинировался стабильно раз в три года, а то и чаще! Всегда это были номинации либо "худший актер" , либо "худший сценарий".
Самый богатый урожай малины актер собрал в 2012 году, когда получил сразу 4 номинации за два разных фильма и заабрал 3 из них. Виной всему стал фильм "Такие разные близнецы" . Благодаря этому фильму комик стал обладателем уникального достижения: он умудрился получить "Золотую малину" сразу и за "худшую мужскую роль", и за "худшую женскую роль", а дополнением стала награда за "худший сценарий".
Вообще 2012 год стал поворотным в карьере актера. Он, конечно, и раньше не часто блистал, но за последние 5 лет подряд собрал 11 номинаций! (четыре из которых выиграл). Хотя, я думаю, самому Сэндлеру все-равно на такую славу, он как был одним из самых высокооплачиваемых американских актеров, так им и остается.
2.
Двукратный обладатель "Оскара" и "Золотого глобуса" - Бен Аффлек в свое время тоже изрядно покушал "Малинки" . Свой первый "Оскар" и "Золотой глобус" он получил аж в 1998 году за лучший сценарий к фильму "Умница Уилл Хантинг". З атем был сравнительно успешный "Армагеддон", а вот за полюбившийся многим "Перл -Харбор" актер получил свою первую номинацию на "Золотую малину" как "худший актер года" . Фильм Майкла Бэя был принят довольно прохладно и получил сразу 6 номинаций, включая "худшего режиссера", и "худший фильм", и "худшую экранную пару". В тот раз все награды обошли стороной как сам фильм, так и Бена Аффлека в частности.
Но актер видимо не сделал должных выводов, и вскором времени загремел в самый провальный проект за всю свою карьеру. Этим проектом стал фильм "Сорвиголова", который вышел в 2003 году. За это супергеройское кино актер в первые получил свою антинаграду и был признан исполнителем "худшей главной роли" . Тот год стал вообще прорывным для Аффлека. Помимо "Сорвиголовы" он еще поучавствовал в фильме "Джильи", который собрал сразу 6 ягод "Малины" . Бен Аффлек вместе с Дженнифер Лопез были признаны "худшей экранной парой" года.
Видимо по инерции он и в следующем году попал в номинацию "худшая мужская роль" за фильм Кевина Смита "Девушка из Джерси" . Но награду не получил. Затем, вроде, все улеглось и пошли неплохие фильмы, номинации на "Золотой глобус" , но темное прошлое еще разок напомнило о себе в 2010 году. Тогда он снова был номинирован на "Золотую малину" как "худший актер десятилетия" , причем, все за тот же фильм "Сорвиголова". Он проиграл своему конкуренту, о котором пойдет дальше речь. Жизнь, вроде, наладилась у Бена: пошли "Оскары" и "Золотые глобусы".
Но еще одну "Золотую малину" он все же получил. В 2015 году Бен Аффлек выиграл премию "за восстановление репутации" , так что, на данный момент можно считать его полностью реабилитировавшимся.
3.
У известного американского кинокомика Эдди Мерфи ситуация до поры до времени была похожая: престижные награды чередовались с неудачными, взлеты чередовались падениями. Получив в 80 годах 3 номинации на "Золотой глобус", в 1990 году Эдди впервые взял "Золотую малину" за "Худший сценарий " к фильму "Гарлемские ночи". Это была его первая кинонаграда за историю работы. Положение его в 90 годы поправил фильм"Чокнутый профессор" и участие в озвучке мультфильма "Шрек".
Эти работы принесли ему награду "Сатурн" и кучу номинаций в престижных премиях. А в 2002 году вышел провальный фильм "Приключения Плуто Нэша" , за который Эдди Мерфи вновь был номинирован на "Золотую малину" . Вроде бы пронесло, награду не получил. Но в 2006 и вовсе "выстрелил" в фильме "Девушки мечты" , за который получил "Золотой глобус" и номинацию на "Оскар".
Все было хорошо, пока в 2008 году Мерфи не сорвал джекпот: за фильм "Уловки Норбита" он получил 4 номинации на антипремию и выиграл в 3 из них. Причем, в одном фильме актер умудрился сыграть: "худшую мужскую роль", "худшую мужскую роль второго плана" и "худшую женскую роль второго плана".
Это действительно было полное фиаско, и затем понеслось: в 2009 году номинация на антипремию в фильме "Знакомьтесь: Дэйв" , в 2010 году снова номинация в картине "Представь себе", и до кучи актер был признан "худшим актером десятилетия". в 2010 году он вновь был номинированин за игру в фильме "Тысяча слов", и на данный момент это последняя кинопремия Мерфи.
4.
А вот Траволта либо не умеет выбирать фильмы, либо ему все-равно, где сниматься. Прославился Джон еще в конце 70 годов, благодаря двум фильмам, в которых он больше танцевал, чем играл: картина "Лихорадка субботнего вечера" и "Бриолин" принесли актеру номинации на "Оскар" и "Золотой глобус" . Затем за все 80 годы он не снялся ни в одном хорошем фильме. А картины "Идеально" и "Остаться в живых" принесли ему 2 номинации на "худшие мужские роли".
Начало 90 годов тоже у ктера не задалось: сперва Джон был номинирован на премию "Золотая малина" как "худший актер десятилетия", а затем как "худший актер второго плана" за фильм "Крик". При этом фортуна вполне благоволила актеру: он не победил ни в одной из многочисленных номинаций, а окончательно из провала его вытащил Квентин Тарантино. В 1994 году начался успешный этап в карьере Траволты. За "Криминальное чтиво" он получил номинации "Золотой глобус" и "Оскар".
..Или снова про арбуз и свиной хрящик.По следам недавней дискуссии, развернушейся в комментариях, тоже решила порассуждать о том, что лично меня привлекает в актерских работах, и почему именно меня это привлекает. Хотя тема на самое деле еще обширней, чем кажется.
А вот с чего все началось.
«…Талантливых актеров - мало. Но есть целый бизнес, который отбирает
подходящие типажи и делает из них крепких ремесленников (я все время
удивлялась, как много похожих лиц у нас в кино и в Штатах. Потом до меня дошло, что это, скорее всего, не простое совпадение). Я всеми силами отгоняю от себя эту мысль, но - как я думаю - каждый из наших кумиров прекрасно знает, в каком ракурсе он будет смотреться перед камерой лучше всего. И он постоянно держит это в голове. Обаяние? Харизма? Они прекрасно об этом осведомлены, и тебе покажут это все в наиболее выгодном свете. Хороший художник по костюмам, визажист и парикмахер доделают остальное.
Совсем некрасиво звучит, да? То есть актер озабочен не тем, чтобы вжиться в свой персонаж. Он думает только о том, как тебя заставить во всё это поверить, используя некий арсенал трюков из своей палитры. У кого-то он богаче, у кого-то - беднее.
А теперь прикинем - нам-то какая, в конце концов, разница? Вывернется ли Файнс из штанов, для того, чтобы мы поверили в его Хитклифа, или Костнеру с Уиллисом подберут сценарий, в котором они сами будут чувствовать себя органично и соответственно - действовать и выглядеть полностью правдоподобно?» e_zaec
Вот за что, Заец, я тебя всегда ценила, ценю, и буду ценить, так это за то, что ты не ленишься предельно четко и наглядно формулировать свои мысли! Нет, ну и за многое другое, конечно, но вот за это - в частности.
А уж когда мысли эти вдруг оказываются по совместительству также и моими, по какой-либо причине неоформленными в виде такого, как у тебя, аккуратного текста, - вот в таких случаях я вообще прихожу в состояние полной эйфории и немедленно начинаю радостно подскакивать на своем шатком стульчике, активно суча при этом в воздухе лапами и даже порой тихонечко повизгивая от восторга:)
Именно поэтому мне очень захотелось тебя процитировать, а кроме того, немного развить затронутую вами вчера тему.
Ни для кого не секрет, что я в самом деле весьма неравнодушна к хорошей, талантливой актерской игре.
Но что лично я вкладываю в это, вообще-то достаточно условное понятие?
Хороший актер для меня - это в первую очередь человек, который способен, который умеет играть самые разные роли и создавать отличные друг от друга образы. Человек, который снимается в фильмах, различных как по жанру, так и по стилю. И само собой разумеется, что он делает все это хорошо, то бишь персонажи его будут, что называется "психологически достоверны" и убедительны.
Смотреть именно такие работы мне будет наиболее приятно и интересно: я бы сказала, что чаще мне бывает интересен даже не столько сам фильм и его сюжет, сколько созданный актером в этом фильме образ. Например, "Вальмон" Милоша Формана. Или "Амадей"... Или… да-да, или любой из фильмов с Рэйфом Файнсом.
Чем сложнее будет устроен персонаж, тем интереснее. Но при этом я должна еще и безоговорочно верить актеру: малейшее сомнение, и все - волшебный морок исчезает, очарование ушло безвозвратно...
А вот если помимо всего перечисленного актерская работа вызовет у меня желание не только немедленно пересмотреть(это обязательно), но и начать обдумывать, то есть влезть в шкуру героя, на время взглянув на его мир его же глазами, попытаться проанализировать ход его мыслей и логичность его поступков, в общем, как говорится, понять, "как он дошел до жизни такой", - вот в этом случае восторгу моему поистине не будет предела.
Гхм. Разумеется, что как любая норамльная женщина подавляющее большинство зрителей я также люблю красивую картинку, поэтому не стану луквить: если упомянутых "идеальных персонажей" ко всем перечисленным выше прелестям изобразит актер, привлекательный внешне, мне это понравится значительно больше, нежели бы с не меньшим мастерством ту же роль исполнил некий лысый и беззубый пень с брюхом ниже колен.
Именно по этой причине периодически все мои сложные рассуждения о кайфе от созерцания талантливой актерской игры благополучно отправляются гулять лесом, а сама я, освободившись от пут снобизма и вооружившись внушительным пакетом попкорна, усаживаюсь смотреть какую-нибудь... Обойдемся без примеров - одним словом, какую-нибудь красиво сделанную голливудскую муру, которая на самом деле, ни уму, ни сердцу:)
Хотя вообще-то, мой "идеальный фильм" - это и сценарий, и игра, и к тому же радость для глаз.
Согласна ли я смотреть фильм, где вообще никто ничего не играет, но зато все чрезвычайно эффектно выглядят, - наприемер, весьма лихо машут сверкающими мечами и налево-направо сверкают стройными воинскими лодыжками?.. Сложный вопрос. Наверное, все-таки лишь в том случае, если там будет играть кто-то, кого я и без того высоко ценю по умолчанию, так что буду во-первых готова простить ему любые «прегрешения», а во-вторых, банально не засну от скуки в процессе просмотра.
Впрочем, из каждого правила есть свои исключения, но в данном случае - это все-таки исключения.
Теперь возвращусь к процитированному в начале тексту о "крепких ремесленниках" e_zaec
.
О них она рассказала самым, на мой взгляд, исчерпывающим образом. Ни прибавить, ни отнять!
Действительно, это отличные воплотители однажды выбранного и стопроцентно подходящего им образа, под которых, фактически, делаются фильмы и пишутся сценарии.
Кстати, у меня есть стойкое такое ощущение, что в последние годы эта практика неуклонно идет на убыль: сегодня все-таки значительно меньше имен, под которые "делают фильмы", чем, например, в восьмидесятые. И с другой стороны, гораздо чаще на наших глазах происходит прямо обратное - практически каждый популярный бокбастер норовит открыть очередную "звезду".
То ли этот рынок труда разросся до такой степени, то ли просто вкусы у народа изменились, и народ стал требовать значительно большего разнообразия - черт его знает. Кинематограф - индустрия еще очень молодая, постоянно развивающаяся, так что мы сейчас как раз имеем возможность наблюдать все эти изменения, постоянный поиск, прощупывание каких-то новых путей и новых подходов к созданию кинофильмов.
...В любом случае, сегодняшний "голливудский суперстар" уже довольно заметно отличается от классической голливудской звезды двадцатилетней давности (о более раннем периоде я вообще молчу). На сегодняшний день это человек, постоянно пробующий себя в самых разных жанрах и не боящийся экспериментировать. Фактически, дело идет к отказу от какого-то определенного амплуа: думаю, такая звезда, как Джонни Депп, в качестве примера всех устроит.
...Но я немного ушла от темы.
Так вот, я полностью согласна с теорией Заеца о существовании двух отдельных категорий актеров, придерживающихся принципиально различных методов работы.
Для примера рассмотрю кандидатуру Гаррисона Форда, речь о котором у нас уже заходила раньше.
Да, он харизматичен, он добротен, но, как бы я ни любила его Индиану Джонса и Хэна Соло, я никогда не смогла бы назвать его хорошим актером.
Гаррисон Форд, на мой взгляд, - это как раз очень наглядный пример актера одной роли! Однажды выбранное амплуа, совершенно определенный стиль, но все это отточено до практически немыслимого совершенства. Грубо говоря, все удачные работы Форда всегда будут оставаться лишь гранями этого самого, единожды выбранного образа. Еще раз повторяю, - да, мне очень нравится яркие, обаятельные, и по-своему очень-очень целостные персонажи Форда, но это совсем не то, что лично я считаю актерской игрой.
Для меня же здесь будет отствовать одна очень важная вещь: элемент неожиданности. Если я заранее знаю, чего ждать от актера, то попросту очень скоро мне станет скучно, да и стимул ждать следующих ролей пропадает. Если все роли актера относительно однотипны, будет достаточно лишь выбрать из них в фавориты одну-две, чтобы потом коротать время, пересматривая их долгими зимними вечерами.
Если же наоборот, я знаю, что актер умеет быть разным, - в таком случае процесс ожидания новых (или же поиска старых) фильмов с его участием приобретает почти детективную окраску. Удивит на этот раз, или нет? И как справится с новой, неожиданной для себя задачей? А может быть опять будет как в том замечательном фтдльме, только еще лучше?..
А это никогда не бывает скучно:)
Именно поэтому для меня как раз существует огромная разница - «вывернется ли Файнс из штанов для того, чтобы мы поверили в его Хитклифа, или Костнеру с Уиллисом подберут сценарий, в котором они сами будут чувствовать себя органично» (с)
И любое сравнение работ того же Костнера с работами того же Файнса - вещь в моем случае совершенно невозможная и немыслимая уже просто потому, что это абсолютно разные явления в принципе.
В конце концов, что лучше - классическая музыка или рок-н-ролл? Свет ночного костра или танцующие на поверхности воды солнечные блики? Арбуз или свиной хрящик?..
P.S.
Собственно, все написанное выше является частной точкой зрения, которую я ни в коем случае не пытаюсь позиционировать, как некую единственно верную.
При этом я прекрасно помню, что о вкусах не спорят: мое мнение - это просто мое мнение, являющееся однако единственно верным для меня самой на данный момент. А соглашаться с ним, или же недовольно фыркнуть - целиком и полностью дело читающих;)