Интеллектуальная игра по истории. Сценарий интеллектуальной исторической игры «Умники и умницы» «История России XIX века» - Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» - Конкурсные работы - Каталог статей - ДИА "CREA

Интеллектуальная игра,

посвящённая истории

Великой Отечественной Войны.

Ермошина Людмила Валерьевна,

Предмет (направленность): история

Возраст детей: 8-9 классы

Место проведения: класс или актовый зал

Цели:

- образовательная: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, обратить внимание на роль личности в истории;

Развивающая: закрепить основные умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного периода, комплексный анализ, историческое мышление;

Воспитательная: продолжать воспитывать чувство уважения, интереса к истории своей страны, к людям, творившим эту историю.

Оборудование: презентация, историческая карта, исторические документы, мемуары.

План

проведения интеллектуальной игры, посвященной 65 -летию Победы.

1. Вступительное слово учителя. 2. Жеребьёвка. 3. Приветствие команд (Название, эмблема, девиз). 4. Этап 1. Блицтурнир. 5. Этап 2. Конкурс знатоков истории ВОВ. 6. Этап 3. Конкурс капитанов. 7. Этап 4. Конкурс «Шифровка». 8. Этап 5. Конкурс «Конструкторы». 9. Этап 6.Конкурс «Дешифровщики». 10. Этап 7. Конкурс «Домашнее задание». (Создание учащимися макета памятника ПОБЕДЫ в Великой Отечественной Войне). 11. Конкурс БОЛЕЛЬЩИКОВ (проводится в период конкурса Капитанов). 12. Подведение итогов интеллектуальной игры. 13. Награждение команд-победителей. Вступительное слово.

Валентин Сидоров.

(Стихотворение написано к 30-летию Победы)

И нас с тобою тишина обьемлет,

Тем все сильней и явственней слышны

Ее раскаты, вздыбившие землю.

И чем спокойней тихие закаты,

Тем резче нам в закатной мгле видны

Огнем войны обугленные хаты.

Сполна всю горечь этих лет познавши

Не понаслышке, не со стороны,

Тем ближе нам воспоминанья наши.

И четче обнажаются вершины,

Тем все понятней, что мы совершили...

Этап I. Блицтурнир

Команды поочерёдно отвечают на вопросы по теме. На подготовку ответа 30 секунд

Задание команде 1.

    В своё время в школе разучивали такую песню: «Кружила в поле злая осень, /Летела поздняя листва./Их было только.../ А за спиной была Москва». Какое числительное пропущено? (28)

    У Любови Тимофеевны было двое детей-погодков. Сразу после начала войны они добровольно пошли воевать. Однако дочь попала в лапы фашистам и была повешена в селе Петрищево, а сын-танкист погиб в бою. Оба награждены медалью Герой Советского Союза. Назовите фамилию Зои и Шуры. ОТВЕТ. Космодемьянские.

    В музее Вооруженных Сил есть очень простой экспонат: в небольшом ящике насыпана земля с Малахова кургана, что находится в городе Волгограде. А почему сразу видно, что это земля с поля сражения? ОТВЕТ. Она просто усеяна осколками снарядов.

Конкурс знатоков истории Великой Отечественной Войны

Задание команде 2.

    В Берлине в Трептов- парке установлен памятник советскому солдату. В одной руке у него опущенный меч, а на другой руке он держит... Закончите описание памятника. (Девочку) Комментарии. «И в Берлине в памятную дату/ Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,/ Памятник советскому солдату/ С девочкой спасенной на руках».

    Все знают, что военный парад это завораживающее действо.
    Но один парад на Красной площади был особенным: войска про-
    ходили по площади и в этот же день вступали в бой с фашистами.
    Назовите дату этого парада. ОТВЕТ. 7 ноября 1941 г.

    В глубоком тылу врага сложилась свободная зона -партизанский край. Немцы прошли через эти деревни, что не смогли отобрать, разрушили. Но бои под Москвой оттянули туда их силы, и около 600 деревень и поселков зажили без оккупантов, под защитой партизан. Открыли школу, больницу и даже кинотеатр. Только вот газету не могли выпустить -не на чем печатать. Однако благодаря партизанскому радио и некоей школьной мебели людям вовремя сообщались новости. Какая мебель помогала знакомить односельчан с новостями? ОТВЕТ. Школьная доска.

Комментарии. Новости с фронтов писали на школьной доске мелом.

Конкурс знатоков истории Великой Отечественной Войны

Задание команде 3.

1. Эта временная дорога, не проложенная по земле, воистину стала Дорогой Жизни для тысячи
ленинградцев. Так где же она все-таки была проложена? ОТВЕТ.

По льду Ладожского озера.

2. Стихи поэта-фронтовика Эдуарда Асадова:

Было нам всяко: и горько, и сложно.
Мы знали: можно, на кочках скользя,
Сгинуть в болоте, замерзнуть можно,
Свалиться иод пулей, отчаяться можно,
Можно и то, и другое можно -
И лишь... отдать нельзя.

В последней строке пропущено одно слово - название города. Какого?

ОТВЕТ. Ленинград.

3. Академик историк Евгений Викторович Тарле мог наизусть цитировать многочисленные
исторические документы разных эпох и народов. Может быть, поэтому именно он предложил
некий обряд. Тот был настолько эффектен, что, несмотря на то, что Тарле отсидел в 1930 г. в
тюрьме и несколько лет провел в ссылке, его предложение стало кульминацией самого
известного в нашей стране триумфального мероприятия. Что же он предложил?

ОТВЕТ. Во время марша Победы 1945 г. бросать в кучу на землю фашистские знамена.

Этап 3. Конкурс капитанов.

Капитаны в течение 3 минут выполняют задание.

Задание.

Впишите в таблицу как можно больше фамилий советских полководцев Великой Отечественной войны. После выполнения задания каждый из капитанов поочередно должен назвать имена военачальников (по одному) из своего списка, не повторяя уже приведенные другим капитаном. Победителем становится тот, кто назвал фамилию полководца последним.

п/п

Победитель получает 3 балла Выполнение задания болельщиками команд в период конкурса КАПИТАНОВ. Задание. Впишите в таблицу как можно больше названий городов-героев в Великой Отечественной войне. После выполнения заданий каждый болельщик поочерёдно должен назвать название города –героя (по одному) из своего списка, не повторяя уже названные.

п/п

Этап 4. Конкурс «Шифровка». Задание. Разгадать слова и дать им определения

Этап 5. Конкурс «Конструкторы»

Задание первой группы.

Ответ: (Танк Т-34)

Задание второй группы.

Собрать изображение из предложенных пазлов (элементов). Назвать изображение и кратко рассказать о нём.

Ответ: (Як -34)

Этап. 6. Конкурс «Дешифровщики».

Задание команде №1.

Помните, будущие поколенья,

Победы героев, отцов, матерей.

Помните подвиги и свершенья

имя будущих ваших детей.

Задание команде №2

Слышите, новые поколенья,

Как ваши сердца стучат.

Это эхо сердцебиений

Не вернувшихся с фронта солдат.

Задание команде №3

Знайте, будущие поколенья,

В любые столетья, в любые года

Подвиг не предается забвенью.

Подвиг рядом живет всегда.

Задание №1,2,3

Необходимо расшифровать предложенный текст, и выразительно прочитать его.

Этап 7. Конкурс «Домашнее задание». (Создание учащимися макета памятника ПОБЕДЫ в Великой Отечественной Войне). Этап 8. Подведение итогов. Награждение победителей.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Анашина Н.Ю. День истории в школе.Интеллектуальные игры и развлечения. История Отечества, всемирная история, история права. М.,2008.

2. Тимохин Е. Всё об оружии. М.,2000.

3.Турчанинов В.И. Решающие победы Великой Отечественной войны. СПб.,2005.

4. Чуйков В.И., Рябков В.С.Великая Отечественная война. М., 1994.

5. Щербаков В.И. На приморских флангах. СПб., 1996.

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Данное внеклассное мероприятие представляет собой интеллектуально-познавательную игру, которая соответствует правилам телеигры "Колесо истории". Ребята отправляются в путешествие по страницам нашей истории, вспоминают героические подвиги народа.Помнить - значить жить.В пути их сопровождает архивариус.

Цель: воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к защитникам Отечества.

Задачи:

  • воспитывать уважение к людям старшего поколения, любовь к своей Родине;
  • прививать интерес к героическому прошлому России;
  • расширять кругозор обучающихся по истории нашей Родины;
  • развивать чувство сплоченности в коллективе.

Формы организации деятельности детей: Данное внеклассное мероприятие представляет собой интеллектуально-познавательную игру, сопровождаемую показом слайдов презентации в Power Point. Правила игры соответствуют правилам телеигры «Колесо истории». Игра рассчитана на учащихся 7-8 классов.

Ход мероприятия

(звучит фонограмма негромкой музыки)

Чтец:

Нет в мире подобных России раздольной.
Цветов наших ярче и крепче народ,
Бессмертен народ наш, великий и вольный,
Наш русский, наш вечный, наш гордый народ!
Он вынес нашествия полчищ Батыя,
Разбил до единого звенья оков,
Он создал Россию, он поднял Россию
До звезд до высоких, на гребни веков!

Ведущий: Добрый день, дорогие гости! Мы рады вас приветствовать на исторической игре «Колесо истории».

На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины. Идут годы, сменяются поколения. Но подвигу народа суждено навсегда остаться в истории. Военная история нашей страны полна героики, романтики, истинного патриотизма, мужества. С древнейших времен воин – защитник России, будь он с луком, мечом или оружием в руках, пользовался большим уважением и любовью в народе.

Вам прошлое нашей Родины представляется далекой историей. И пусть наша игра « Колесо истории» перенесет вас в те далекие годы и поможет вспомнить блистательные победы, героические подвиги нашего народа.

В путешествие отправляются 3 команды: в красной, желтой, зеленой каретах. За каждый правильный ответ команда получает 100 верст. Поможет нам в путешествии архивариус.

Итак, в путь!

Задание 1

Ведущий: А начинается наше путешествие со славных страниц представителей русского воинства – исторических личностей, борцов за независимость нашей Родины. С вершины истории смотрят на нас Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов. Денис Давыдов и многие другие, которые по крохам собирали наше Отечество и проявили небывалый героизм, мужество, смелость, отвагу во имя счастья людей.

Вопрос 1. Перед вами 3 портрета выдающихся полководцев: М. Кутузова, А. Невского, А. Суворова. Определите их по описанию.

  1. Русский князь, выдающийся полководец и государственный деятель. Выиграл крупное сражение со шведами, когда ему было только 20 лет. Эта победа принесла ему историческую славу. Он был причислен церквью к лику святых.
  2. Выдающийся русский полководец, ценил в солдате человека. Любил и уважал его, заботился о нем. За ним были готовы идти в огонь и воду. Этот человек прошел по всем ступеням военной лестницы от солдата до генералиссимуса. Имел много званий, титулов, наград, как русских, так и иностранных.
  3. Судьба этого человека сложилась не совсем обычно. Он был учеником Суворова и получил первое боевое крещение при взятии крепости Измаил. Почти 40 лет провел в боях и походах. Три раза был ранен, два из них – серьезно. Отечественную войну 1812 года встретил главнокомандующим, после Бородина получил звание фельдмаршала, а после изгнания французов – титул светлейшего князя Смоленского.

Архивариус: А. Невский, А.Суворов, М.Кутузов

Задание 2

Ведущий: на протяжении всей своей жизни эти люди учили солдат военной мудрости. Многие их слова были правилом для солдат, а потом стали крылатыми выражениями. Некоторые из них помогают воспитанию гражданских, патриотических чувств.

Вопрос 2. Перед вами высказывания известных полководцев: М.Кутузова. А.Суворова, А.Невского. Определите, кому принадлежат следующие высказывания, изречения.

«Тяжело в ученье – легко в бою».

«Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет».

«С потерей Москвы не потеряна Россия…»

Архивариус: А.Суворов, А. Невский, М.Кутузов

Задание 3

Ведущий: О ком сложено много пословиц, поговорок, афоризмов? О нем – русском солдате, о нем с уважением и любовью народ говорит: «Бывалый! Везде побывал, все повидал. Многое рассказать может». Ко всему привычен защитник Отечества. «Шилом бреется, дымом греется, а при случае кашу из топора сварить может – пальчики оближешь».

(инсценировка из сказки «Каша из топора»)

Вопрос 3. Перед вами несколько пословиц, которые нужно закончить.

Солдат спит, а …. (служба идет)

Щи да каша – …. (пища наша)

Дыма… (без огня не бывает)

Пуля – дура, … (штык молодец)

Сам погибай, а… (товарища выручай)

Ведущий: Любовь к Родине, ненависть к ее врагам, стойкость, мужество – все это нашло отражение в коротких, мудрых изречениях. Сейчас у каждой команды будет возможность получить дополнительные 100 верст.

Что означают слова «Солдат спит, а служба идет»?

Архивариус: Самые знатные люди должны были служить в гвардии. Гвардия была создана во времена Петра I, с этих времен взял начало обычай записывать дворянских сынков на военную службу с раннего возраста. Родился мальчик -его записывают в полк. Посапывает «гвардеец в своей люльке, пеленки пачкает», а срок службы идет, чины растут. К десяти годам в офицеры произведут – так и до генерала недалеко. Вот и стали говорить: «Солдат спит, а служба идет».

Задание 4

Ведущий: Солдаты уходят. Меньше остается тех, кто может рассказать о бедах, слезах людских, суровых испытаниях. Но есть люди, которые увековечили их память. Это – художники, писатели, поэты, композиторы. Многие художники вместе с народом прошли славный героический путь. Они создали великолепные зарисовки, плакаты, портреты, картины, на которых можно увидеть сцены сражений, отдельные эпизоды исторических событий. В своих работах стремились отразить непокорный, гордый дух нашего народа, который встал на защиту Отечества.

Вопрос 4. Перед вами несколько картин известных советских художников. Команда выбирает картину и отвечает на следующий вопрос: какое историческое событие здесь изображено, период, эпизоды.

  • Утро на Куликовом поле (П. Бубнов)
  • Три богатыря (В.Васнецов)
  • Поединок Пересвета с Челубеем (М. Авилов)
  • Защитники Брестской крепости (П. Кривоногов)
  • Оборона Севастополя (А. Дейнека)
  • Победа (П. Кривоногов)

Задание 5

Ведущий: О подвигах русского воина, его силе, мужестве слагали и слагают свои былины, поэмы, баллады, стихи писатели и поэты.

Вопрос 5. Задача команды узнать литературного героя, из какого он произведения.

  1. И вот нашли большое поле:
    Есть разгуляться где на воле!
    Построили редут.
    У наших ушки на макушке!
    Чуть утро осветило пушки
    И леса синие верхушки –
    Французы тут как тут.
    Забил заряд я в пушку туго,
    И думал: угощу я друга!
    Постой-ка, брат мусью!
    Что тут хитрить, пожалуй к бою;
    Уж мы пойдем ломить стеною,
    Уж постоим мы головою
    За Родину свою!
  2. Я из-под города из-под Мурома, из села Карачарова, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Мое богатство – сила. Богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов оборонять. На Руси от врагов стон стоит, надо мне на дорогу скорее к князю добираться, да за дело браться.
  3. Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей.

Архивариус: М.Ю.Лермонтов – Бородино, Илья Муромец – Первый бой И.Муромца, Н.Гоголь – Тарас Бульба

Задание 6

(звучит фонограмма песни В.Лебедева-Кумача «Священная война», выходят воины-фронтовики, садятся на поляне и ведут беседу)

Ведущий: Великая Отечественная война. Эти три слова знает и помнит каждый человек нашей Родины. Война обожгла каждый дом, каждую семью. Сейчас мы вспомним о тех событиях и тех, кто добывал победу ценой своей жизни.

Вопрос 6 . Каждая команда должна ответит на три вопроса.

Блиц-опрос

  1. Это было одно из первых событий сражений войны. Почти месяц шли ожесточенные бои с противником. Что защищали участники это сражения?
  2. Сколько дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда?
  3. Великий военачальник времен ВОВ, маршал Советского Союза возглавил оборону Москвы. А позднее принимал парад победы на Красной площади в Москве.

Архивариус: оборона Брестской крепости, 900, Георгий Жуков

  1. Где проходила дорога жизни?
  2. Какое оружие впервые Россия применила во время ВОВ?
  3. Этот солдат пожертвовал собой во имя Победы, во имя спасения товарищей. Своим телом закрыл амбразуру вражеского дзота.

Архивариус: Ладожское озеро, Катюша, Александр Матросов

  1. Назовите имя девочки, ставшей известной всему миру, благодаря дневнику, который вела в блокадном Ленинграде
  2. Какая песня стала гимном ВОВ?
  3. Назовите города-герои.

Архивариус: Таня Савичева, Священная война; Москва, Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск, Волгоград (бывший Сталинград), Одесса, Керчь, Севастополь, Киев, Минск, Брестская крепость-герой.

Задание 7

(звучит фонограмма песни «Эх, дороги…»)

Ведущий: Эх, дороги! Сколько их осталось позади. И надежным другом в пути была песня. Песни воевали вместе с народом. В передышках между боями пели в землянках, холодных окопах, выступали перед ранеными в госпиталях, помогая этим самым выжить, заглушить душевную и физическую боль. Каждая песня имеет свою историю, свою судьбу. Лучшие песни продолжают жить и доставлять радость и наслаждения людям.

Вопрос 7 . Отгадать названия песен

  • Москвичи
  • В землянке
  • Темная ночь
  • Журавли
  • Священная война
  • Катюша

Задание 8

Ведущий:

Много разных памятников есть,
Множество цветов на пьедесталах,
Сколько бы цветов сюда не несть –
По заслугам павшим будет мало.

В разных городах и селах установлены монументы славы, памятники и обелиски. Они живут и хранят в себе покой павших за правое дело.

Вопрос 8 . По описанию определить, о каком памятнике идет речь.

– Есть на болгарской земле старинный город Пловдив. Он был свидетелем многих событий. О них могут рассказать его улицы, дома, памятники. Один их них– памятник советским воинам – освободителям. Величественный холм венчает фигура советского солдата, высотой 11, 5 м. Громадные его сапоги и гимнастерка высечены из камня-гранита. К этому постаменту ведут 100 широких ступеней. Это место священно для каждого болгарина. Этот памятник был открыт в 1957 году.

После визита в Болгарию в 1962 году композитор Э. Колмановский написал песню.

Архивариус: памятник «Алеша»

Вот и подошло к концу наше путешествие

Подведение итогов

Ведущий: Плох тот народ, который не помнит и не ценит, не любит своей истории. Так давайте же бережно относиться к прошлому, к урокам истории.

Внеклассное мероприятие 8 класс учитель Винокурова Е. В.

Тема: Патриоты Отечества (Люди и события Отечественной войны 1812 года)

Цель: повторение и обобщение ранее изученного материала

Задачи:

Образовательные:

1. Повторить и закрепить в игровой форме знания по теме «Отечественная война 1812 г.»

Развивающие:

1. Развивать у учащихся познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление;

2. Продолжить работу по формированию исторических понятий и терминов;

3. Вырабатывать умение давать оценку историческим событиям и историческим деятелям;

Воспитательная:

1. Способствовать формированию коммуникативных качеств у учащихся, сплочению коллектива.

Тип урока: урок повторения и систематизации знаний

Оборудование урока :

1. Карточки с заданиями;

2. Бланки подсчета баллов;

3. Мультимедийная презентация;

4. Схемы – названия этапов.

План и этапы игры:

I. Представление команд

II. Ход игры

1. « Тесты, тесты, тесты…»

2. «Найди ошибки в историческом тексте»

3. «География Отечественной войны 1812 г.»

4. «Страницы Отечественной войны 1812 г.»

5. Конкурс капитанов

III. Подведение итогов и награждение команд

Условия игры:

В игре принимают участие 2 команды. Максимальное число баллов за правильный ответ объявляется перед каждым конкурсом.

ХОД ИГРЫ

Вступление учителя. Представление команд

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас интеллектуальная игра по истории. Вы можете показать свои знания по теме «Патриоты Отечества» Люди и события Отечественной войны 1812 г. В ходе игры мы выявим команду-победительницу. У каждой команды есть болельщики - это помощники. В случае если команда не отвечает, то болельщики могут помочь.

В конце игры отметки получат не только участники, но и болельщики.

Перед вами этапы игры. Все этапы необходимо пройти

I этап « Тесты, тесты, тесты…»

Задания командам: В течение 7 минут команда отвечает на предложенные ей тестовые задания. За каждый правильный ответ даётся 1 балл.

Задание для команды № 1

1. Дата вторжения войск наполеона на территорию России:

2. Какую битвы противник назвал Московской?

А) Куликовскую Б) Полтавскую

В) Бородинскую Г) Невскую

3. Основной замысел Наполеона состоял в том, чтобы:

А) Захватить Москву, Петербург, Киев

Б) Разгромить армии русских по - одиночке

В) Разбить русскую армию вблизи границы

Г) Не вступать в генеральное сражение

4. Кого сменил князь М.И.Кутузов на посту главнокомандующего русской армией в августе 1812 г.?

А) Ермолова Б) Тормасова

В) Багратиона Г) Барклая де Толли

5. Военное формирование создаваемое на добровольных началах в помощь войскам, называется:

А) Фуражирами Б) Партизанами

В) полурегулярным войском Г) Ополчением

6. Чего «напрасно ждал Наполеон» от «Москвы коленопреклоненной»:

А) Засов Б) Ключей

В) Щеколд Г) Замков

7. Какое явление природы помешало Наполеону взорвать Кремль?

А ) Ливень Б) Землетрясение

В) Снегопад Г) Наводнение

8. В фильмах о войне 1812 г. Кутузова часто изображают с повязкой на глазу. Но если мы посмотрим на портреты маршала, написанные его современниками, мы этой повязки там не увидим. Почему?

А) Художники считали, что повязка уродует лицо

Б) Второй глаз не был слепым

В) Ранение Кутузова скрывали от врагов

Г) У Кутузова был искусственный глаз

Задание для команды № 2

1. Название одной из государственных служб впервые появилось как название народного ополчения в войне с Наполеоном. Что это за служба?

А) Спасатели Б) Милиция

В) Лесничие Г) Пожарные

2. Армией «двунадесяти языков» называли армию:

А) Кутузова Б) Багратиона

В) Наполеона Г) Александра I

3. Какую фразу произнес Наполеон после поражения в России?

А) «От великого до смешного один шаг»

Б) «Рубикон перейден, жребий брошен»

В) « Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир»

Г) «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»

4. В Отечественной войне участвовали 30 полков башкирских воинов. Как называли французы башкирского воина, если он был вооружен луком и стрелами?

А) Самурай Б) Лучник

В ) Амур Г) Посланник Божий

5 . Отечественная война завершилась:

6. Во время войны крестьянский партизанский отряд возглавил:

А) Давыдов Б) Сеславин

В) Платов Г ) Курин

7. В первый раз Наполеон предложил Александру I заключить мир:

А) После вступления в Смоленск Б) После вступления в Москву

В) После Бородинского сражения Г) После сражения под Малоярославцем

« …Мы долго молча отступали

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики…»

А ) М.Ю.Лермонтов Б) А.С.Пушкин

В) Л.Н.Толстой Г) Д.Давыдов

II этап «Найди ошибки в историческом тексте».

Задание командам: В течение 10 минут команда находит ошибки в историческом тексте и исправляет их. За каждую найденную ошибку даётся 1 балл.

Тест

1.июня 1812 года «Великая армия» Наполеона (640 тысяч человек), переправившись через Днепр (Неман), вторглась в пределы России. Русская армия насчитывала 590 тысяч человек, но выставить оказалось возможным только немногим более 200 тысяч. Русские войска были разделены на три отдельные армии: одна под командованием М.Б.Барклая- де Толли, другая – П.И.Багратиона, третья – М.И.Кутузова (А.П. Тормасова). Французская армия продвигалась очень быстро, а российская вынуждена была отступать для того, чтобы соединить разрозненные силы. Численное превосходство противника ставило вопрос о сочном пополнении войск. Однако принцип рекрутской комплектации армии давал медленные результаты. И Александр I решился на необычный шаг. 6 июля он издал Манифест о введении в стране всеобщей воинской обязанности (с призывом создать народное ополчение). Русская армия смогла соединиться только под Калугой (Смоленском) в конце июля. Общее руководство взял на себя М.Б.Барклай- де Толли, занимавший в то время пост военного министра. Хороший стратег и мужественный воин, он был молчалив и замкнут. В армии его не любили. Начались его разногласия с генералами, прежде всего с Багратионом. Эти споры считают главной причиной того, что Калугу не сумели удержать. В этой ситуации Александр I решил назначить главнокомандующим М.И.Кутузова, который прибыл в ставку армии 17 сентября (17 августа). И сразу же началась подготовка к генеральному сражению.

III этап «Страницы Отечественной войны 1812г.»

Задание командам: По слайдам, представляемым на экране определить событие или фамилию героя Отечественной войны. Команда получает лист участия и возможность заработать по 1 балла за каждый правильный ответ.

Лист участия

№ п/п

Имя героя, название события



Представляемые слайды

  1. М. Б. Барклай де Толли
  2. Схема Бородинского сражения
  3. Василиса Кожина
  4. М.И.Кутузов
  5. П. И. Багратион
  6. Переправа французов через р. Березину
  7. Наполеон
  8. Д.Давыдов
  9. Пожар в Москве
  10. Военный совет в Филях

IV этап «География Отечественной войны 1812г.»

Задание командам: По выдержкам из документов определить географические объекты или события войны. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.

Документы:

Задание для команды № 1

1. «Этот город русских считался у иностранцев главным базисом всего государства, и на него были обращены с надеждой все взоры французской армии, и теперь этот город представлял из себя лишь огромный костер, покрытый трупами и ранеными».

Французский офицер Жомини

(Смоленск)

2. «Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские одержали право быть непобедимыми»

Наполеон

(Бородинское сражение)

3. «Через два дня после нашего прибытия начался пожар. Сначала он не казался опасным, и мы думали, что он возник из солдатских огней, разведённых слишком близко к домам, почти сплошь деревянным».

Наполеон

(Москва)

Задание для команды № 2

1. «По известию, что под стенами Москвы назначено дать неприятелю сражение, оставшиеся жители приготовили себя к нему. Но в понедельник, т.е. 2 сентября удалилась из Москвы градская полиция вместе с чиновниками и пожарными трубами. Везли во множестве через город пушки, и шло русское войско в большом количестве и скорым походом, имея направление от Тверской к Рогожской заставе».

Очевидец А.А.Карфачевский

(Тарутинский марш – маневр)

2. «Город был несколько раз взят, отбит и снова взят, и только к восьми часам вечера он остался за вице – королём. Он выиграл большое сражение, но потерял почти весь провиант и до семи тысяч убитыми»

Французский офицер Дедем

(Малоярославец)

3. «Мы прошли самую скверную и бесплодную дорогу; лошади, падавшие на дороге, тут же съедались»

Французский офицер Бонне

(отступление французской армии)

V этап «Конкурс капитанов»

Капитану каждой из команд предлагается ответить на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Граф С.Р.воронцов, русский посол в Англии, в начале июня 1812 года пишет: «Если Наполеон будет нас преследовать, он погиб…он кончит тем, что будет истреблён нашей верной союзницей». О какой союзнице России идет речь? (Зима)

2 . В ХIХ веке в высшем обществе довольно часто встречались двойные фамилии. У М.И.Кутузова тоже была двойная фамилия. Какая? (Кутузов – Голенищев)

3. Кому из русских полководцев принадлежат слова: «Еще ни один полководец ни в одной армии не находился в таком крайне неприятном положении, как я. Каждая из обеих соединенных армий имела своего особого главнокомандующего, которые обличены были полномочиями, вполне соответствующими такому положению. Правда, я имел в качестве военного министра право отдавать приказы, но я не воспользовался этим правом». (Барклай де Толли)

4. Столица нашей Родины славится большим числом храмов. Один из них напрямую связан с историей Отечественной войны 1812 года и победой в этой войне. Что это за храм? Расскажи об истории его создании и дальнейшей судьбе. (храм Христа Спасителя)

5. Продолжите слова Наполеона:

«Если я возьму Киев,
Я схвачу Россию за ноги.
Если я овладею Петербургом,
Я возьму ее за голову.
Заняв Москву, - ____________ (я поражу ее в сердце).

Подведение итогов:

Подсчет общего количества баллов, определение команды победительницы.


муниципальный конкурс сценариев классных часов,

массовых мероприятий, посвященных 70-летию Победы

в Великой Отечественной войне

Пояснительная записка

Интеллектуальная игра

«Знаешь ли ты историю Отечества?»

1.Цель – создание благоприятных условий для развития у учащихся интеллектуальных и творческих способностей, воспитание чувства сопричастности к истории своего Отечества, родного края, сохранение памяти об исторических событиях и подвигах нашего народа.

Задачи:

Активизация интереса обучающихся к историческим событиям и памятным датам родного края;

Расширение исторических знаний обучающихся;

Развитие познавательного интереса в области краеведения, к истории родного края.

2.Возраст участников - учащиеся 1- ой ступени.

Игра проводится в два этапа:

    ый этап заочный подготовительный.

Дорогой друг! Наша страна каждый год отмечает славные исторические даты. 70-летний юбилей прорыва Ленинградской блокады-это знаменательное событие стало символом величайшей стойкости защитников и жителей Ленинграда. Сталинградская битва - крупное сражение в ходе Великой Отечественной войны. Битва на Волге является одним из важнейших событий Второй мировой войны и наряду со сражением на Курской дуге. Они стали переломным моментом в ходе военных действий, после которых немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу. И многие другие.

Мы предлагаем тебе прочитать дополнительную литературу по данным темам, посетить библиотеки. Пусть старшие расскажут тебе об этих исторических моментах нашей страны и помогут разобраться в ходе Великой Отечественной войны 1941-45 г.г. Результат своей работы ты сможешь показать на интеллектуальной игре «Знаешь ли ты историю Отечества?»

2- ой очный. Участники через решение вопросов во время игры демонстрируют знания по данной теме истории.

Интеллектуальная игра

«Знаешь ли ты историю Отечества»

Ход мероприятия:

Ведущий (звучит музыка).

Добрый день, дорогие ребята.

Добрый день, уважаемые учителя и гости.

Мы рады приветствовать всех вас интеллектуальной игре «Знаешь ли ты историю Отечества?»

Сегодня здесь собрались те, кто любит много читать, кто изучает историю своей малой родины и всей страны в целом.

Наша игра посвящена славным историческим датам, которые празднует Российский народ в этом году.

Приближается великая дата для всей нашей родины.

70- лет тому назад советские солдаты завоевали мир для нашего народа.

Эта дата навечно вписана в историю страны. Победа в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) досталась нам дорогой ценой.

В этом году Свердловская область отпраздновала 80 - летний юбилей своего образования.

Все это вы узнали из прочитанных книг, из просмотра телевизионных фильмов, из передач. Многое вы узнали про войну, про Великую Победу от бабушек, дедушек, учителей и ваших родителей. Результатом работы стало ваше участие в заочном этапе викторины. Лучшие знатоки истории Отечества приглашены сегодня на муниципальную игру «Знаешь ли ты историю Отечества?»

Разрешите представить участников сегодняшней игры.

Представление игроков

Уважаемые юные знатоки истории!

Позвольте ознакомить вас с правилами нашей игры – викторины.

Будет три тура, в которых прозвучат вопросы.

За 30 секунд вы должны найти верный ответ.

Кто дает правильный ответ, тот игрок получает звезду, которую приклеивает на праздничный салют.

По итогам нашей игры, будет наглядно видно, чей салют самый яркий и праздничный. После трех туров пройдет финал, в котором примут участие самые умнейшие знатоки истории Отечества.

Итак, внимание, игра «Знаешь ли ты своё Отечество» начинается!

Первый тур . (Звучит музыка).

1 тур.

За четыре года смертельной схватки с фашистским захватчиком защитники страны прошли суровый путь войны через неудачи и отступления, от первых приграничных боев до стен Москвы, берегов Волги и гор Кавказа, а затем нелегкий путь мощного победоносного наступления.

Города-герои - почётное звание, которого удостоены 12 городов в СССР, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941-1945.

ГОРОДА:(на слайде города герои)

1. Ленинград (ныне Санкт-Петербург)
2. Одесса
3. Севастополь
4. Волгоград (бывш.Сталинград)
5. Мурманск
6. Брест.
Сейчас я зачитываю информацию про города, вы внимательно слушаете, думайте о каком городе – герое идет речь и поднимаете ту цифру, рядом с которой написан этот город на слайде.

Вопросы про города - герои:

1.Это город за время этой битвы был разрушен до основания. После разгрома фашистских войск в городе осталось несколько строений. Весь город после войны отстраивали заново. Но как память об этой страшной войне оставили 2 здания (руины мельницы и “дом Павлова”). Ведь за обычный жилой дом взвод лейтенанта Павлова сражался много дней.

Ответ: 4 - ВОЛГОГРАД (бывший СТАЛИНГРАД)

2.Немецко-фашистский вермахт большое значение придавал морским путям в Заполярье. Через порты Северной Норвегии в Германию доставлялось стратегическое сырье, шло снабжение немецкой горной армии. Гитлеровскому командованию победа в Заполярье представлялась легкой. Здесь не было наших войск, специально обученных для ведения боя в гористой местности. Молодой северный флот только становился на ноги. Но жители этого города защищали свой город.

Правильный ответ: 5 - МУРМАНСК.

3.Город́а-геро́и - почётное звание, которого удостоены 12 городов в СССР, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941-1945. Кроме того, одному из городов присвоено звание город - крепость.

Ответ: 6 - это город БРЕСТ.

4.Этот город получил звание города-героя за мужество, которое проявили его защитники во время блокады. Несмотря на жесточайший голод, суровые зимы и постоянные артобстрелы, жители города продержались 900 дней и не сдались.

Ответ: 1 - ЭТО ГОРОД ЛЕНИНГРАД.

2- ой слайд.

Хорошо известно определение Урала Александра Трифоновича Твардовского - «опорный край державы». Но крепость этой опоры не в уральских горах, не в металлургических и машиностроительных заводах, а в людях особой закалки – уральцах. На разных фронтах, в разных войсках сражались Ирбитчане – Герои Советского Союза.

Уважаемые знатоки, сейчас я зачитаю отрывки из биографии героев, вам нужно решить, о ком идет речь и поднять соответствующую цифру.

Вопрос на слайде №3 Герои Советского Союза Ирбитского района

    Речкалов Григорий Андреевич

    Азев Михаил Ефимович

    Спицын Спиридон Матвеевич

    Елохин Аггей Александрович

    Ожиганов Иван Алексеевич

    Демин Александр Фёдорович.

1. Родился в деревне Худяковой Ирбитского уезда в семье – крестьянина – бедняка. Окончил Свердловский аэроклуб и школу военных летчиков. В Великой Отечественной войне участвовал с первого до последнего дня. Правильный ответ под цифрой 1 - Григорий Андреевич.

2.«….Утром 23 марта 1943 года гитлеровцы пошли в атаку. Из района Большой балки двигался мотомеханизированный полк пехоты в 40 танков. Весь день продолжался бой. Вражеская атака была отбита. Наш земляк – герой погиб в этом бою.»

Правильный ответ под цифрой 6 - Демин Александр Федорович.

3. Родился в семье крестьянина-бедняка. В 1935 году приехал на жительство в деревню Буланову, Ирбитского района Работал в колхозе кузнецом. Трижды ранен. Звание Героя Советского Союза присвоено 23 октября 1943 года за подвиг, совершенный при форсировании Днепра. После демобилизации из Советской Армии вернулся в деревню Буланову. Работал в совхозе « Ирбитский ».

Правильный ответ под цифрой 5 - Ожиганов Иван Алексеевич

4. Родился в селе Знаменском Ирбитского уезда в семье крестьянина-бедняка. В Великой Отечественной войне участвовал с июля 1941 года. Был командиром эскадрильи и заместителем командира 69-го истребительного авиационного полка. Звание Героя Советского Союза присвоено 10 февраля 1942 года. Погиб в воздушном бою над Харьковом 23 июня 1942 года. Правильный ответ под цифрой 4 - Елохин Аггей Александрович.

А теперь давайте немного отдохнем и послушаем музыку песен военных лет.

На слайде песни :

1. Священная война.

2. Катюша

3. В землянке

4. Синий платочек

5.Смуглянка

6.Темная ночь

Это песни военных лет, которые прошли сквозь огонь Великой Отечественной войны и продолжают жить в наши дни. Прослушав рассказ о военных песнях, мы можем узнать о том, что именно делали люди в тот, или иной момент жизни. О том, что они чувствовали и переживали, чему радовались и печалились, что их трогало и волновало. История песен – часть истории нашей Родины, этапы большого пути.

Для вас звучит музыка, и вы должны определить пеню.

А название песен для вас на экране. Приготовились, слушаем:

1-ая песня звучит (В ЗЕМЛЯНКЕ) Правильный ответ №3.

Одна из самых лирических песен военных лет песня «В землянке» , «родилась» совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни.

2- ая песня (Священная война) Правильный ответ №1.
Первой песней, написанной в годы Великой Отечественной войны, была
«Священная война» . Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа.

3- я песня (Темная ночь) Правильный ответ №6.

История создания всенародно любимой песни «Темная ночь» очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным.

4-ая «Смуглянка» Правильный ответ №5.

В 40 году поэтом Яковом Шведовым и композитором Анатолием Новиковым была создана песенная сюита о молдавских партизанах. Всего в сюите было семь песен, среди них, как Вы уже догадались, и «Смуглянка», написанная на основе молдавского фольклорного творчества.

Уважаемые юные знатоки истории Отечества!

Сейчас объявляю окончание 1 тура, прошу вас наклеить на салют заработанные звезды. Ну и всех вас мы приглашаем во второй тур.

ВТОРОЙ ТУР.

Умники и умницы, для вас новое задание «Кроссворд».

За каждое верное слово в кроссворде участники получают по одному баллу. У вас есть возможность заработать целых 8 баллов, которые мы переведем в звезды.

ПО горизонтали:

3. Город, выдержавший многодневную фашистскую осаду.

4. Летчик, совершивший ночной таран над Москвой в августе 1941 года.

5. Путь жизни по Ладожскому озеру к Ленинграду.

7. Территория страны, находящаяся за пределами военных действий.

8. На берегах этой реки советские войска взяли в кольцо немецкую армию Паулюса.
По вертикали:

1. Город, прославившийся обороной крепости.

2. Народные мстители, скрывавшиеся в лесах.

6. Дом правительства в Германии.

Звучит музыка, участники решают кроссворд.

Время закончилось.

Работы ребята сдаем кроссворды в жюри. Жюри проверяет.

Уважаемые знатоки, мы приглашаем вас в третий тур нашей игры.

Третий тур игры .

В этом году наша Свердловская область отпраздновала свой 80 – летний юбилей своего образования.

Этой дате посвящен 3- ий блок вопросов.

1. Что символизирует белый цвет флага Свердловской области?

1) чистоту и мудрость

2) постоянство, преданность и мир

3) процветание и стабильность

4) обновление жизни

2) Что символизирует синий цвет флага Свердловской области?

1) постоянство, преданность и мир

2) процветание и стабильность

3) чистоту и мудрость

3) Какой зверь изображен в центре герба Свердловской области?

1) медведь

2) хорёк

3) соболь

4) белый медведь

4. Кто на данный момент является губернатором Свердловской области?

1) Эдуард Россель

2) Евгений Куйвашев

3) Евгений Ройзман

4) Александр Мишарин

5.) На что указывают узкие белая и зеленая полосы флага Свердловской области?

1) на Средний Урал

2) на Северный Урал

3) на цвета исторического герба Екатеринбурга

4) на подземные металлы и самоцветы

Слово жюри (объявляются результаты второго тура, выдаются звезды, приклеиваются за два тура).

А сейчас, уважаемые знатоки, давайте вместе с вами посчитаем ваши звездные салюты.

(подводится общий итог игры)

Итак, по результатам трёх туров, в финал игры выходят:

№ ………………………………………………………………

№…………………………………………………………………

№……………………………………………………………….

№………………………………………………………………

Давайте поздравим финалистов громкими аплодисментами.

А сейчас последний решающий тур для финалистов.

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ.

Вы должны составить новые слова из букв, которые входят в слова Свердловская область. (пишут)

Ребята, вы по очереди зачитываете слова, которые у вас получились, главное условие – не повторяться.

(Говорят слова)

Слово жюри.

(дополнительный вопрос)

Назовите дату образования Свердловской области.

Итак, абсолютным победителем нашей игры, становится…………………

Ему вручается ГРАМОТА, а так же приз.

Аплодисменты.

На этом наша игра закончилась. Всем большое спасибо.