Каково это — быть фермером? Новая редакция настольной игры «Агрикола Агрикола или каменный век что лучше

В настольной игре «Агрикола» вы управляете семьёй фермеров. Сначала в вашем распоряжении лишь небольшая деревянная хижина и скромный надел земли. Как достичь успеха, если ты фермер XVII века? Надо расширить и перестроить свой дом , посадить овощи и засеять поля зерном, и, конечно же, подумать о семейном планировании . Что еще интересно настоящему фермеру? Рыбалка, походы за грибами, выпекание крафтового хлеба, укрощение животных… А может быть вы хотите подрабатывать лесорубом или священником? Ваша судьба в ваших руках!

«Агрикола» – одна из самых титулованных настольных игр в мире. «Агрикола» удостоена наград в Испании, Канаде, России, Польше, Португалии и во многих других странах. В 2008 году «Агрикола» стала игрой года по версии BGG , крупнейшего мирового портала о настольных играх, а так же получила престижную премию – Spiel des Jahres Complex Game. Сейчас «Агрикола» входит в топ-10 лучших игр BGG .

©BoardGameGeek

Награды и номинации "Агриколы"

Секрет успеха «Агриколы » в идеальном сочетании выверенных механик евро-игры и высокой «тематичности» игрового процесса – в игре почти что всё как в жизни! =)

В «Агриколе» много компонентов и способов управлять фермой, но понять и запомнить правила игры очень легко, потому что действия игроков осмыслены и интуитивно понятны. Все действия, которые вы можете выполнить, указаны на игровом поле. Вам остаётся только выбрать то, что вам нужно! Читайте краткий обзор правил и смотрите более детальное объяснение игры ниже на этой странице.

Новое издание «Агриколы» выходит за рубежом 19 мая. С вашей поддержкой мы надеемся издать русскую версию новой «Агриколы» этим летом. Для CrowdRepublic это будет минимальное отставание от мировой премьеры. В сроках доставки мы указываем август, но надеемся на июль!

Новая «Агрикола» существенно переработана. Вот полный список изменений новой версии:

  • Полностью переписаны правила. Теперь они короче, понятнее, лучше структурированы и в них больше иллюстраций.
  • К правилам прилагается 12-страничное приложение с советами по обучению игре, вариантами игры и прочей полезной информацией.
  • Количество карт сокращено . В старой версии было много несбалансированных карт, от этого увеличивалась роль случайности. В новую версию вошли лучшие карты из базы и дополнений. Многие карты перебалансированы.

Агриколе исполнилось 8 лет. В оригинальном издании много карт, которые никогда не используются. Эти "карты-неудачники" просто занимают место в руке, а ведь вместо них у вас могли бы быть отличные карты.

Слишком много карт формируют вашу стратегию «от обратного», так как вам такие карты не нужны. Таким образом, ваш настоящий выбор сокращается до 2-4 карт.

Нам это не нравится. Уве (автор игры, прим. CrowdRepublic) хочет, чтобы игра была открытой для всех игроков, и чтобы зависимость от случайности прихода карт сократилась. Он предложил убрать слабые карты, а на их место взять мощные карты из дополнений. Мы хотим создать такой турнирный стандарт, которого хватило бы на следующее десятилетие.

  • Переработана графика всех компонентов. На картах иллюстрациям добавлены детали, фоны, прорисовка.
  • Добавлены новые планшеты для дополнительных вариантов игры. Об этих вариантах игры мы напишем в новостях проекта.
  • Базовая версия игры рассчитана на 1-4 игроков.
  • Все деревянные компоненты сделаны в виде фигурок . Фишки овощей, зерна, ресурсов и работников – теперь не просто диски, а соответствующие миплы.

Игра длится 14 раундов. В каждом раунде вы помещаете свои фишки работников на игровом поле, занимая ячейки доступных действий. Игроки выставляют работников по очереди. На одну ячейку действия можно выставить только одного работника. Выбранное вами действие сразу же выполняется.

Например, вы можете выставить работника на ячейку "Вспахать 1 поле". После этого вы сразу же выкладываете жетон вспаханного поля на ваш планшет, а ячейка действия "Вспахать 1 поле" становится недоступной для других угроков в этом раунде. Затем приходит очередь следующего игрока выставлять работника. Чем больше у вас работников (членов семьи), тем больше действий за раунд вы сможете совершить.

Ваша основная задача – обеспечить свою семью пропитанием и обустроить свою ферму таким образом, чтобы заработать как можно больше очков в конце игры.

Справиться со всем этим хозяйством совсем не сложно. Все ваши возможные действия отображены на игровом поле. С каждым раундом на игровое поле будут добавляться новые действия.

Правила очень легко запоминаются, потому что они соответствуют тому, чего ожидаешь от настоящей жизни.

Например, чтобы испечь хлеб вам понадобится сначала заполучить семена пшеницы. Затем надо вспахать поле и засеять его. Когда придет пора урожая, вы сможете выпечь хлеб из собранного зерна. Зерна можно приготовить на обычном очаге или даже съесть необработанными. Если у вас есть печь, то хлеб будет вкуснее и питательнее;) Впрочем, вы можете распорядиться зерном иначе – например, засеять им новое поле или даже продать на рынке. А еще можно ввести ротацию посевных земель, построить мельницу, сделать плуг или освоить профессию жнеца… Выбор всегда за вами!

По сравнению со старой версией игры, основные правила игры не изменились. Вы можете ознакомиться с русскими правилами старой версии внизу этой страницы, в разделе Файлы. Ну а новые правила игры будут еще короче и удобнее!

Обязательно посмотрите видео-обзоры «Агриколы» в следующем разделе!

Если вы еще не сделали этого, посмотрите наш мини-обзор новой «Агриколы» в самом верху этой страницы.

Другие видео-обзоры описывают только старую версию игры. Если вы еще не играли в «Агриколу» , обязательно посмотрите!

И даже обзор игры под гитару:

"За что я люблю Агриколу?" На этот вопрос отвечали пользователи Тесеры. Читайте первоклассные обзоры и оставляйте свои комментарии!

Мы решили продолжить традицию, которую мы начали в предыдущем успешном проекте . Нам кажется справедливым, когда каждый платит только за то, что ему нужно. Если в Eminent Domain мы предлагали выбрать компоненты для игры, то в этом проекте мы решили убрать стоимость доставки из цены игры.

«Агрикола» – тяжёлая игра, в ней огромное количество деревянных компонентов. Вес «Агриколы» – около 2 килограммов. Учитывая наш опыт, мы рассчитали среднюю стоимость доставки Почтой России. Для нас она составит 350 рублей. Именно эту сумму вы сможете доплатить, если выберете доставку Почтой России. Стоимость доставки в магазин "Евросети" составит 300 рублей. Самовывоз из официальных магазинов Hobby Games остаётся бесплатным. В дополнение к этому, мы добавили курьерскую доставку по Москве.

  • Доставка Почтой России – 350 рублей
  • Самовывоз из магазина "Евросети" – 300 рублей
  • Курьерская доставка по Москве в пределах МКАД – 200 рублей
  • Курьерская доставка в пределах 10км от МКАД – 400 рублей
  • Самовывоз из магазинов Hobby Games – бесплатно

Оплатить доставку Почтой России и самовывоз из Евросети вы сможете перед началом доставки, в июле/августе. Это удобно, так как ваш предпочитаемый способ доставки может измениться к этому времени.

Оплата за курьерскую доставку – наличными курьеру, по получению.

Стоимость доставки нескольких коробок «Агриколы» суммируется, дополнения не учитываются. Все перечисленные выше виды доставки осуществляются только в пределах России.

Для других стран доступна доставка с помощью EMS Russian Post.

Конечно, выгоднее скооперироваться с друзьями, чтобы сэкономить на доставке. Вот предварительные расчеты по доставке для Беларуси, Казахстана и Украины:

1 коробка – 2145 рублей

2 коробки – 2525 рублей (1262.5 за каждую коробку)

3 коробки – 2905 рублей (968.33 за каждую коробку)

4 коробки – 3285 рублей (821.25 за каждую коробку)

5 коробок – 3665 рублей (733 за каждую коробку)

6 коробок – 4045 рублей (674.16 за каждую коробку)

7 коробок – 4425 рублей (632.14 за каждую коробку)

8 коробок – 4805 рублей (600.62 за каждую коробку)

Максимальный заказ – 8 коробок.

Мы ничего не добавляем к стоимости, указанной на сайте EMS. Вы можете рассчитать стоимость доставки в вашу страну. Коробка с игрой весит 2кг и еще 500 грамм надо добавить на упаковку, вне зависимости от количества коробок. Например, вес 4 коробок с упаковкой – 8,5 кг.

Вес коробки еще уточняется, образец игры мы пока что не получили. Возможна небольшая коррекция.

Стоимость доставки EMS оплачивается отдельно, непосредственно перед самой доставкой – также как и при использовании других вариантов доставки.

Протекторы

Мы предлагаем протекторы от нашего постоянного партнера, компании Mayday Games.

Эти протекторы плотнее протекторов “Almost a penny” и стоят немного дороже. Размер подобран специально под карты «Агриколы» .

Органайзер

Органайзер для новой «Агриколы» выполнен с учётом новых компонентов. Основной материал – ХДФ. Часть элементов – оргстекло 2 мм. Органайзер поставляется разобранным. Для сборки потребуется клей ПВА.

Собрав органайзер, вы сможете хранить все компоненты новой «Агриколы» в отдельных контейнерах с прозрачными крышечками. Органайзер полностью умещается в коробку с игрой.

Состав органайзера:

  • Блок фишек ресурсов - органайзер на 9 отделений со съемной крышкой.
  • Блоки фишек игрока - 4 отдельных органайзера на 3 отделения каждый. Снабжены прозрачными откидывающимися крышками
  • Блок для хранения карт. Содержит 4 отделения разного размера для хранения соответствующих колод. В этом же блоке размещается блокнот для записи очков
  • Блок доя хранения картонных фишек на 5 отделений.
  • Блок - поддон для хранения фишек еды. Имеет специальную форму, облегчающую взятие мелких фишек. Снабжен съемной прозрачной крышкой.

Остальные поля и планшеты укладываются поверх органайзера плотно фиксируя его в коробке.

Фишка первого игрока

Фишка первого игрока собирается и склеивается из 4 частей. Высота 10,5 см. Материал – ХДФ. Фишку можно покрасить на свой вкус и цвет – ХДФ для этого отлично подходит.

Жетоны еды

Для энтузиастов, которым хочется еще больше деревянных фишечек – фишки еды из ХДФ!

Полный комплект – 8 жетонов "5 еды", 36 жетонов "1 еда"

Сверхцели

В нашем проекте две сверхцели – наклейки и промо-карты. Читайте о сверхцелях подробнее ниже на странице и в наших новостях.

Нам очень нужна ваша поддержка! Только с вашим участием новая версия «Агриколы» сможет появиться в России. Участники CrowdRepublic получат скидку более 1000 рублей от рекомендованной розничной цены и возможность сыграть в новую «Агриколу» раньше всех остальных. В розничную продажу игра поступит только после доставки участникам проекта.

С наступлением дачного сезона сотни людей берут мотыги, лопаты, бережно снимают с подоконников рассаду молодого укропа и отправляются за город вкусить прелести деревенской жизни. С первыми петухами эти отважные борцы с колорадскими жуками вгрызаются в личный земляной надел, стараясь вырастить на грядках спелую брюкву. Отдохнув таким образом около десяти часов, счастливые и довольные труженики шести соток возвращаются в свой загородный дом, чтобы, обняв поросёнка, спокойно уснуть под звуки цикад... Сегодня на Розовом диване - хозяйстворазвивающая настольная игра Агрикола.

Безусловно, в одиночку справиться с миниатюрным фермерским хозяйством невозможно, поэтому к отдыху на природе подключаются родственники и члены семьи, которые с радостью оказывают посильную помощь. К концу сезона на грядках обильно колосится брюква, среди побегов которой радостно бегают выводки похрюкивающих поросят. А на центральной площади коллективного садоводства проводятся конкурсы на самый большой корнеплод. Употребить в пищу взрощенных на свежем навозе и представленных на суд жюри мутантов отважится лишь человек с крепкими нервами. Но вид картофелины величиной с арбуз, согласитесь, любого завораживает.

Хочу обрадовать тех, кто обделён земельным участком и лишён возможности ощутить все прелести сельскохозяйственного отдыха. Вместо шести соток вы можете приобрести небольшую, но увесистую коробочку, и с головой окунуться в увлекательный садово-огороднический мир.

Вес игры позволит засаливать капусту - небольшая прямоугольная коробочка отяжелит руку килограмма на три. Внутри ёмкость до самого верха заполнена компонентами: игровые поля, колоды карт, горы деревянных фишек, стопки тайлов и пособие начинающему землепашцу.

Перед вами - краткие правила игры, отображённые на обратных сторонах индивидуальных планшетов игроков. Изучите внимательно эти картинки, воспользоваться ими во время игры не удастся, так как...

Все события происходят на противоположной стороне картонки. Здесь напечатаны земельные наделы, размечены специальные поля событий, указаны места для карт. Поэтому, чтобы взглянуть на памятку, придётся перевернуть картонку, и, тем самым, стереть с лица земли всё ваше приусадебное хозяйство вместе с постройками. Непостижима логика дизайнеров...

Хочу обратить внимание на то, что "Агрикола" подразумевает два режима: семейный и продвинутый (также можно играть соло). В обзоре я расскажу о семейной версии, с которой я рекомендую вам начать свой сельскохозяйственный путь. Семейный вариант отмечен специальным белым символом на синем фоне (правое верхнее поле на фотографии).

В игре множество карт, которые призваны разнообразить игровой процесс. Большая половина используется в продвинутой версии игры.

Каждый крестьянин должен стремиться к просвещению, и в этом ему помогут 166 занятий, которые позволят получить определённые навыки (продвинутая версия игры). Кто не работает, тот идёт попрошайничать: 8 карт распределяются между голодающими агрикольцами и отнимут в конце игры призовые очки. 5 памяток (по максимальному числу игроков) содержат список основных событий и принцип подсчёта победных очков.

136 простых улучшений (продвинутая игра) позволят повысить эффективность сельскохозяйственных угодий и принесут в конце игры победные очки. 10 особых улучшений (семейная игра) облегчат жизнь фермерам, претендентам на победу необходимо заработать хотя бы одну карту для осуществления своей мечты. В противном случае о лидерстве можно забыть...

В игре 6 этапов, и 14 специальных карт обозначат действия, которые будут доступны игрокам. Рекомендую перед игрой ознакомиться с данной колодой, это существенно повысит шансы на победу.

16 зелёных карт используются в зависимости от количества игроков. Эти карточки аналогичны по смыслу колоде этапов и вводят в игру различные действия. Карты двусторонние, одна сторона используется в семейном варианте (верхний ряд), обратная - в продвинутом (нижний ряд). Число в левом верхнем углу указывает количество игроков, при котором используется данное действие.

32 двусторонних квадратных тайла символизируют пашню; каменный, деревянный и глиняный дома. Множители 3,4 и 5 используются для упорядочивания запасов ресурсов в личном резерве, 36 маркеров еды помогут прокормить семью, а 3 кругляшка со стрелочкой и бравым фермером символизируют приход дорогих гостей.

Пять землевладельцев со своими семьями могут попытать счастья и создать образцово- показательное хозяйство всем на зависть. Члены семьи представлены дисками (по 5 каждого цвета), каждой семье принадлежит 4 хлева и 15 изгородей своего цвета. Жёлтый цилиндр обозначит первого игрока.

18 свиней, 21 овца и 15 коров готовы примкнуть к преуспевающей семье и с радостью найдут свой второй дом на планшетах игроков. В дисковом мире ресурсы тоже дисковые (чтобы фермерам не обидно было): 15 белых жетонов тростника, по 27 коричневой глины и жёлтого зерна, по 18 чёрных камней и оранжевых овощей, 33 кругляшка древесины.

Где-то там, в недрах коробки, затерялся блокнот для записей, в котором удобно подсчитывать очки.

Утро на агрикольном дворе.

Если вы городской житель и впервые сменили офисный молот на колхозный серп, то выберите семейный вариант игры.

Оппоненты пополняют личный запас дисками семьи, изгородями и хлевами своего цвета. Каждый игрок получает индивидуальные шесть соток и размещает на них своё хлипкое двухкомнатное жилище, сколоченное из досок. Счастливый отец семейства и его верная спутница въезжают в загородный дворец, получив карту - памятку по управлению хозяйством. Первый игрок берёт цилиндр жёлтого цвета и две еды, остальные - по три еды.

Карты особых улучшений размещаются на планшете в соответствии с картинками. Для экономии места картонку можно не использовать, а выложить карты в ряд.

В центре стола расположите 3 специальных картонки раундов (крайний левый модуль располагается необходимой стороной вверх). Отсортируйте в порядке возрастания синие карты раундов и положите стопку рубашкой вверх неподалёку, рядом - карты попрошаек.

В зависимости от числа игроков отберите зелёные карты и расположите их произвольным образом на планшете необходимой стороной вверх (я выбрал семейный вариант и пример для трёх игроков). Все маленькие диски ресурсов, фигурки животных и тайлы образуют общий резерв.

С первыми петухами.

Каждый раунд начинается с того, что на поле размещается картинкой вверх новая карта из синей колоды. Карты размещаются колонками (на поле есть подсказки). Тем самым на поле появляется новое действие, доступное игрокам.

Затем во все локации, отмеченные стрелочками, выкладываются диски ресурсов и фигурки животных (количество указано в локациях). Обращаю ваше внимание на то, что добавление ресурсов происходит каждый раунд, и они могу накапливаться (ограничений на количество нет).

На этом подготовка к текущему раунду закончена.

Первым ходит обладатель жёлтого цилиндра. Он размещает один диск члена семьи с личного поля в любую локацию по выбору и немедленно выполняет указанное действие. Затем в игру вступает следующий игрок и так далее по часовой стрелке, пока все не выставят своих работников на поле. В одну локацию можно разместить только один диск!

Обращаю ваше внимание на то, что действие выполняется незамедлительно, поэтому на фотографии красный и синий диски должны были немедленно забрать в личный запас тростник и дерево (их можно использовать в текущем раунде).

Выполнив действия, игроки забирают всех своих подопечных обратно в дом. Затем, если не наступила фаза "Сбора урожая" (отмечена внизу последних четырёх столбиков), начинается новый раунд игры. Игра заканчивается после 14 раунда: происходит заключительный сбор урожая и итоговый подсчёт очков.

Итак, общее представление о ведении агрикольского хозяйства вы получили, теперь пристально взглянем на действия, которые и составляют основу игрового процесса.

Как вы помните, один член семьи может выполнить одно действие. Поэтому количество работников необходимо увеличивать (плодитесь и размножайтесь). Делается это при помощи "Прибавления в семействе". В локацию добавляется ещё один диск (единственная локация, где может находиться 2 диска одновременно), а в конце раунда новорожденного необходимо разместить в одну из комнат.

Увы, в одной комнате может жить только один работник, поэтому не забываем строить дополнительные отсеки в своём сарае. Сделать это можно при помощи действия "Комнаты". Деревянная жилплощадь стоит 4 дерева (на стены) и 2 камыша (на крышу). Ресурсы тратятся из личного запаса, а новый тайл обязательно должен примыкать к предыдущим по горизонтали или по вертикали.

Комфорт необходим всем, поэтому жилище можно перестроить, но модернизировать необходимо все комнаты разом (дискриминация родственников недопустима). Улучшение с фанерной постройки до глиняного бунгало стоит 1 глина за каждую комнату (необходимо обмазать ей стены), а также "один тростник на всех, сэр ". Отныне пристраивать к зданию можно только соответствующие по типу комнаты. Хотите "палаты белокаменные" - извольте заплатить по камню за комнату и вновь "один тростник...".

Дом - это прекрасно, но необходимо чем-то прокормить свою круглодеревянную семью. Для этого строим загоны для скота и пашем землю. С землёй всё просто - за одно действие вспахали один участок (положите тайл) и затем до конца игры можно на нём сеять что угодно, включая арбузы (убрать с планшета разработанное поле нельзя). Последующие тайлы пашни размещаются таким образом, чтобы они соприкасались с предыдущими.

Загоны необходимы для скота. За одно действие можете выстроить сколько угодно загонов (стандартно: одно дерево - одна доска). Существует обязательное условие: загон необходимо завершить полностью (доски должны его огораживать со всех сторон). При этом края поля, пашни и дом границами не являются. Зато можете использовать ранее построенные загоны.

Одна клетка в загоне может вместить двух животных, в одном загоне могут находиться животные только одного типа. Помимо этого, одного животного можно содержать в доме (приятно иметь личного хрюнделя).

Хлев (маленький деревянный домик) размещается на свободной клетке игрового поля (или в загоне) и позволяет содержать одно животное (вне загона), либо увеличить вдвое поголовье в загоне (можно держать не 2 особей в квадрате, а четырёх).

В фазу "Сбор урожая" все вспаханные и засеянные поля приносят урожай, который можно использовать в качестве еды (снимите по одному диску с пашни в запас). Затем необходимо прокормить семью, вручив каждому сородичу по два жетона с миской (рождённым в текущем раунде - по одному). Если кому-то еды не хватит, то игрок получает карточку "Попрошайки", и это позорное клеймо остаётся с ним до конца игры, отнимая три победных очка. Можете использовать карты особых улучшений (если они у вас есть) для более эффективного использования урожая.

Далее - одна пара одинаковых животных каждого типа приносит приплод в виде одной особи, которую необходимо либо разместить на игровом поле в загон или в свободный хлев, либо немедленно сбросить в резерв, если условия не позволяют. При этом не важно, будут содержаться родители и приплод в одном квадрате (загоне) или нет.

На жниве пашни.

Работать в качестве сеятеля не просто, а очень просто. Из брошенного в землю одного диска зерна немедленно вырастает ещё два, взятых из запаса. Брюква, к сожалению, такого прироста не даёт и приносит всего лишь один диск. Зерно можно обменять на жетоны еды в соотношении 1:1. Но есть вариант получше...

Воспользуйтесь особым улучшением и получите много вкусной и полезной пищи. Например, кирпичная печь, построенная из глины и камня, перерабатывает один диск зерна в пять жетонов еды. То есть эффективность собранного урожая зерновых возрастает в пять раз! Вы можете перерабатывать животных, глину, дрова и прочее. Одним словом, кормите своих подопечных соевым продуктом, состав которого им лучше не знать... Помимо этого, каждое улучшение приносит в конце игры победные очки, указанные на карте.

По окончании 14-го раунда игра заканчивается, и наступает пора подводить итоги. Начнём с того, что каждый неосвоенный квадрат игрового пространства отнимает одно очко. Тоже самое происходит, когда у вас менее двух вспаханных полей, совсем нет загонов, в амбарах отсутствует зерно и овощи, а мор выкосил весь скот (странно, что вы сами всё ещё живы). Чем лучше вы вели хозяйство, тем больше победных очков получите в соответствии с таблицей. Степень комфорта вашего жилища также имеет свою цену.

Не забудьте прибавить к этому победные очки за различные карты, заработанные вами во время партии, а также вычесть "очки позора" за попрошайничество. Итоговый результат выявит самого успешного агрикольца, который становится председателем правления агрикольного товарищества.

Вечером, на агрикольной завалинке.

В обзоре я лишь кратко упомянул основные моменты семейной игры. Локаций множество, и перечислять свойство каждой в обзоре не представляется возможным. А ведь существует ещё вариант "продвинутого" фермерства, подразумевающий использование множества карт и дополнительных локаций...

Игра завоевала множество наград, и получила она их по праву. Агрикола - интересная и глубокая игра на развитие, великолепно оформленная в "фермерском" стиле. Во время партии создаётся ощущение, что вы действительно развиваете своё хозяйство, вспахиваете поля, разводите животных... Здесь нет места случайности, поэтому каждое действие необходимо обдумывать, а каждый неверный шаг имеет последствия. Чем больше ваша семья, тем шире возможности, но и еды потребуется больше. А для получения еды необходимо эффективно развивать животноводство и земледелие. Одним словом - микроэкономика.

Есть у "Агриколы" несколько особенностей.

Начну с того, что партия заканчивается слишком неожиданно. Только вы развились, только почувствовали вкус жизни, а уже наступил 14-й раунд и итоговый подсчёт. Планы были грандиозные, но так и не удалось их реализовать... Также настоятельно рекомендую играть с новичками в семейный вариант игры без использования дополнительных карт.

Когда-то давно я впервые сел играть с опытными игроками по продвинутым правилам и после этого возненавидел игру. Мне казалось, что случайность правит балом, а соперники выигрывают только за счёт карт. Только к концу партии я разобрался "что к чему", но было поздно...

По прошествии года я вновь взялся за фермерское хозяйство, но по семейным правилам и... полюбил игру. И до сих пор я играю с друзьями и семьёй именно по этим правилам, нисколько не жалею, а игра доставляет мне и окружающим удовольствие. Поэтому, если не хотите отбить у знакомых желание садиться за игровой стол - сыграйте с ними пару партий в семейном варианте. А потом подумайте - нужны ли вам дополнения...

Отдельно отмечу качество полей данного издания - они идеально прямые. Я помню "агрикольские сопки" первого выпуска, увиденные мной у друга. Возомнив себя мостами над бурной рекой, индивидуальные поля изгибались столь усердно, что ещё чуть-чуть, и они могли превратиться в туннели. Урезонить картон было невозможно, поэтому почва земельного надела была подвержена эрозии, а животные тихо брели к краю поля, подгоняемые досками загонов. Вслед им неслась хижина с вопящими от эмоций жильцами...

К моему неописуемому восторгу ничего подобного в моей коробке я не обнаружил, поэтому смело можете остановить свой выбор в пользу локализации. Тем более, в "отечественном" варианте кубики животных заменены на фигурки - приятный бонус...

G Палуба теперь доступны, чтобы играть с!! (Английский и немецкий переводы, доступные для этой колоды в это время)

Конец XVII века. Европа восстанавливается после пережитых тяжелых времен. Вам вместе с супругой предстоит расширить усадьбу, перестроить двухкомнатную хижину и превратить практически пустое подворье в процветающую ферму. Чтобы добиться успеха, вам придется сеять и собирать урожай, выращивать скот и увеличивать семейство. В Европе XVII века у фермера жизнь не сахар!

«Агрикола» - отличная стратегическая игра для всей семьи. Быстро выучив несколько простых правил, можно смело начинать увлекательное соревнование за звание лучшего фермера всех времен!

Легкая игра

«Агрикола» - пошаговая игра, состоящая из шести этапов и 14 раундов. В течение хода игроки размещают жетоны членов семьи в клетках действий в городе, чтобы собрать ресурсы или выполнить действия, направленные на улучшение фермы. Члены семьи игрока могут забирать строительные материалы, например, дерево и глину, вспахивать и засеивать поля или строить огороженные пастбища для содержания скота. В начале каждого раунда становятся доступными новые действия и пополняются ресурсы, которые были исчерпаны в предыдущем раунде.

Плоды своего труда вы пожнете во время урожая, и тогда же принесет приплод ваш домашний скот. Однако в это время нужно не забыть накормить семью. Ведь с ее ростом у вас появятся не только новые рабочие руки, но и дополнительные голодные рты!

Победа в конце концов достанется игроку, у которого в конце 14 раунда будет самая производительная и развитая ферма. Очки будут начислены за вспаханные и огороженные участки фермы, за поголовье скота и зерно в закромах. Победные очки начисляются также за расширение и перестройку дома, за каждого члена семьи и за сыгранные карты занятий и улучшений. А за каждую неиспользованную клетку на ферме очки с игроков снимаются.

Невероятно популярная настольная игра «Агрикола», завоевавшая с момента своего выхода в 2007 году множество наград и премий, сегодня выходит в виде универсального игрового приложения.

Игра Agricola от компании Playdek задает новые стандарты в мире настольных игр для iPad.

Характеристики игры:

4 игровых режима
oсемейная игра; основная игра; одиночная игра; серия одиночных игр
От 1 до 5 игроков
Компьютерные противники
Возможность пошаговой многопользовательской игры на одном устройстве (от 2 до 5 игроков)
Онлайн-игра в асинхронном режиме и в режиме реального времени (от 2 до 5 игроков)
Универсальное приложение - купите один раз и играйте на любых устройствах
Возможность приглашать друзей на матчи через Game Center
Возможность настройки таймера для сетевых игр
Кнопка «Переиграть» для матчей в сети и вне сети
Кнопка «Следующая игра» для переключения на следующую сетевую игру в асинхронном режиме
Возможность создания матчей
Рейтинги игроков
Профили для нескольких игроков (семейные)
Возможность выбора рисунка для семейного значка в профиле
Обучающие эпизоды, знакомящие с интерфейсом игры, игровым процессом и возможными стратегиями
Правила игры и галерея карт для ознакомления с информацией о картах и их эффектах
Настройка музыки, звуковых эффектов, скорости игры и анимации, а также параметров диалоговых окон
Обзор игры, журнал ходов и календарь игровых событий для поддержки игры в асинхронном режиме
Поддержка дисплея Retina
Поддержка дисплеев iPhone / iPod 5
Многоязыковая поддержка интерфейса: английский, немецкий, французский, итальянский, испанский, русский, португальский

Разработчик игры - компания Playdek, удостоенная различных премий и наград за выпуск и разработку следующих игр:

D&D Lords of Waterdeep
Ascension: Chronicle of the Godslayer
Summoner Wars
Tanto Cuore
Nightfall
Fluxx
Penny Arcade the Game: Gamers vs Evil
Can’t Stop
Food Fight iOS

Представьте себе Центральную Европу, приблизительно 1670 год, когда чума, свирепствующая на протяжении нескольких столетий, наконец ушла, а цивилизация начала медленно вставать на ноги и возрождаться. Основа для этого – фермерские семьи, которые смогли бы построить для начала простенькие избы, вспахать и засеять пустующие поля, собрать с них урожай, запастись продуктами, памятуя о недавнем голоде, и, конечно, обзавестись потомством. Никто не гарантирует успех, предстоит очень много работы и трудностей, но в этом и заключается жизнь.

Давайте перенесёмся в мир "Агриколы"…

Об игре

Перед вами настольная стратегическая игра "Агрикола", которая по праву считается одной из лучших семейных игр за всю историю настолок! Долгое время она занимала лидирующие позиции в мировых рейтингах настольных игр, также она обладает более чем тридцатью (подумайте только!) почётными наградами. Это уже второе издание игры, которое немного отличается от оригинала 2007 года: количество карт снизилось с 360 до 120, карты стартовых действий заменили на игровые планшеты, максимальное количество игроков стало равняться четырём, изменился дизайн, а игровые ресурсы в виде пшеницы, овощей, дерева, кирпича и камня получили новую форму. После этой работы над ошибками, на выходе мы получаем улучшенную и доработанную версию всеми любимой "Агриколы". Давайте разберёмся, что же это за игра.

В переводе с латыни "агрикола" – это земледелец и, как вы уже давно догадались, нам предстоит заботиться и развивать наше собственное хозяйство.

Каждый игрок представляет молодую крестьянскую семью, которая в начале игры обладает лишь небольшим земельным участком и домиком на нём. Под руководством игрока эта семья начнёт вести своё хозяйство: добывать ресурсы, выращивать скот и строить для него загоны, вспахивать и улучшать поля, выращивать зерно и овощи, улучшать свой дом, собирать урожаи, обзаводиться потомством, но главное – стремиться прокормить себя! Безумно сложно уследить сразу за всем, но только представьте, насколько интересно попробовать себя в роли хозяина фермы и самому организовать всю работу этой ячейки общества!

Игра отличается очень подробной детализацией, вам буквально предстоит прорабатывать каждую мелочь! Например, вы можете по своему выбору заниматься животноводством, земледелием или добычей ресурсов, но преуспеть во всём сразу невозможно, вам необходимо продумывать свою стратегию заранее, практически как в жизни! При этом сама игровая механика приятна и интуитивна понятна, несмотря на то, что сами правила отличаются довольно большим объёмом, к которому нужно быть готовым.

Каждая партия в "Агриколе" получается по-настоящему уникальной не только за счёт своего вариативного игрового процесса, но и за счёт специальных карт улучшений и профессий, которые сильно видоизменяют или дополняют вашу стратегию.

Сможете ли вы справиться со всеми невзгодами и привести семью к благополучию и процветанию?

Игровой процесс

На начало партии семейство каждого игрока насчитывает двоих человек, с помощью которых и предстоит развивать фермерский участок, представленный в игре специальным планшетом. Планшет представляет вам пространство 5х3 блока, а изначально из них занято лишь два – это ваш дом.

Партия в "Агриколу" длится четырнадцать раундов.

По ходу партии игроки будут каждый раунд отправлять членов семьи на различные работы, которых с каждым раундом будет становиться всё больше и больше. Так, на первых раундах игрокам недоступны овощи, свиньи, коровы, пополнение в семействе и некоторые ресурсы. При этом на одной работе может быть задействован только один человек, так что между игроками так или иначе возникнет хоть и не прямая, но конкуренция. Из-за неё игрокам придётся подстраиваться под ход игры и искать новые стратегии в развитии своего хозяйства.

В процессе игры ваше фермерское хозяйство будет расти, вы обзаведётесь животными, на вспаханных полях вырастут зерно и овощи, ваш дом станет больше и сможет вмещать новых членов семьи, которых также придётся кормить. С другой стороны, чем больше ваша семья, тем больше дел по хозяйству вы сможете выполнить! Семью необходимо накормить в конце раунда, который заканчивается Урожаем. Таких раундов в игре шесть. Во время этой фазы все игроки собирают урожай с полей, увеличивают поголовье своего скота и кормят членов своей семьи.

Ваша основная цель на игру заключается в добыче пропитания для своей семьи и развитии свой фермы – именно это принесёт вам основные победные очки в конце игры.

Структура хода выглядит следующим образом:

  • Подготовительная фаза – каждый раунд в игру вводится новая доступная ячейка действия
  • Фаза работы – основная фаза, в которую игроки по очереди размещают одного родича на ячейку с действием
  • Фаза возвращения по домам – когда все игроки разместили своих родичей, они возвращаются обратно домой по комнатам
  • Сбор урожая – некоторые раунды заканчиваются сбором урожая – вы собираете урожай зерна и овощей с полей, кормите свою семью, а также разводите животных

Кто победил?

В игре побеждает тот, чья ферма в конце игры принесёт наибольшее количество очков. Игра заканчивается после 14 раунда. Вы должны быть готовы к тому, что вы будете набирать не только победные очки, но и штрафные, это практически неизбежно. Например, вы сможете получать по 3 очка за каждого члена семьи, по 2 очка за каменный дом, очки за зверей, хлева и пастбища, но также будете терять по 1 очку за каждый неосвоенный участок фермы или за каждый недостающий тип животного.

При этом для новичка будет хорошим результатом набрать хотя бы 30 очков, а результат в 40 очков можно считать эталонным.

Особенности игры

Как вы уже поняли, перед вами действительно уникальная настольная игра. Помимо вышеперечисленных достоинств и особенностей, отличного дизайна и высокого качества компонентов игры, можно выделить ещё несколько интересных моментов.

Важное отличие "Агриколы" от других стратегий с ресурсами – это её уникальный способ столкновения интересов. Перед всеми игроками стоит одна и та же задача – освоить весь свой участок, чтобы не получить штрафных очков. Также для этого желательно развивать свою ферму во всех направлениях: хочется одновременно иметь всех животных, достаточные запасы зерна и овощей, желательно иметь хотя бы глиняный дом, но лучше, конечно, каменный; одновременно с этим игроки захотят большую семью, ведь это отличный бонус. И тут возникает вопрос, как же всего это добиться? Отвечать на него и подстраиваться под игру вам придётся на протяжении всей партии.

Также не забывайте, что на работах может находиться лишь один человек, причём это может быть и рабочий конкурента. Так, помимо того, что вы будете разрываться между собственными интересами, придётся столкнуться ещё и с интересами других игроков. Здесь нет яркой конкуренции, так как практически нет прямого взаимодействия между игроками, но, тем не менее, накал страстей будет высок…

Помимо всего прочего, игра обладает правилами для одного игрока.

Лет 5-7 назад тема фермерства в настольных играх была очень популярной. В интернете (в том числе рунете) часто появлялось множество обзоров на игры, в которых нужно было вспахивать землю, выращивать на ней что-то, строить хлева для животных и заниматься их разведением.

Честно говоря, я хотел сначала во вступлении написать о том, что фермерская тема сейчас уже не столь популярна, как раньше, но когда глянул топы игр на эту тему, то понял, что я не прав — игры с такой тематикой выходят до сих пор, и они довольно успешны. Не знаю почему, но мне кажется, что в период с 2007 по 2013 год фермерских игр было слишком много. Они мне мозолили глаза, мешали нормально увлекаться настольными играми и пугали своей «евристостью» (шучу, конечно же). В 2012 году я попробовал топовую на тот момент евроигру — Агриколу . Знакомство было неудачным, и даже повторная попытка подружиться с игрой не принесла ничего хорошего.

Спустя 5 лет Агрикола снова подобралась ко мне на расстояние вытянутой руки. Передо мной «Новое издание», и о нем я сегодня хочу вам рассказать, так как мое мнение об Агриколе (внимание, спойлер!) поменялось 😉

Как накачать мышцы с помощью Агриколы?

В моей коллекции недавно появилось новое издание Агриколы , изданное крупнейшим российским издательством Hobby World . Наверное, многим из вас было бы интересно узнать, чем новое издание отличается от старого, которое выпустило HW много лет назад. К сожалению, сравнительного анализа у меня не получится сделать, потому что «старая» Агрикола , в которую я играл 4 года назад, была не моей, и в моей голове не осталось картинок, по которым я мог бы сделать какие-то выводы. Поэтому в этом обзоре я буду говорить только о «новом» издании, которое можно найти сейчас без проблем в продаже.

Что в старом, что в новом издании, первое, чем выделяется игра, это ее весом. Коробка очень тяжелая, потому что она битком набита картоном и деревянными компонентами. Поэтому вместо гирь по утрам можно поднимать коробку Агриколы =) А лучше сразу две 😉

Агрикола точно понравится тем людям, которые любят повыдавливать компоненты, пораскладывать их по пакетикам, понаклеивать на миплы наклеечки. Я вот как раз именно такой фетишист, которому давай компонентов побольше, поэтому я провел замечательные полчаса, пока изучал содержимое коробки.

Итак, что же я могу сказать по качеству исполнения. Все довольно хорошо сделано. Деревянные компоненты явно не российские, потому что в России таких не делают. Они сделаны на отлично, в руках держать приятно. Картон вроде тоже хороший, если руки не кривоваты, то панчится все хорошо. Карточки вроде не из тонкого картона, тасуются как в лучших игорных домах. Игровое поле составное, в пазики части поля легли идеально (только вставка для трех игроков с небольшим трудом влезла), картон не «горбатый».

Положа руку на сердце, скажу, что мне понравилось то, как сделана Агрикола (хотя версия знаменитой блоггерской копии не исключена (сарказм включен )). Все, находящееся в коробке, меня более чем устроило. Но все-таки без маленьких шероховатостей не обошлось. В моей копии не было 5 синих миплов. Это не самое страшное, что могло случиться с моей коробкой. У настоящего настольщика всегда должны под рукой миплы всех цветов и размеров, которые можно вытянуть из других игр. На крайний случай у меня всегда есть цветные камешки для этого дела. Тем не менее плакать и рыдать при отсутствии компонентов не стоит. Как только было обнаружено, что мои синие миплы остались где-то на складе в Москве, я тут же обратился в службу поддержки покупателей . Заполнил анкету, оставил обратный адрес, и вот теперь жду привета из Москвы. Советую всем, кто столкнулся с некомплектом, не искать правду на разных настольных форумах, а быстрее писать в службу поддержки HW. Там работают хорошие парни и девушки, которые быстро разберутся и помогут вам с проблемой 😉

Есть мужик, баба, изба, вилы да лопата. Что делать дальше?

Действия в Агриколе происходят в интересный период времени — центральная Европа около 1670-го года. Еще недавно бушевала чума, не позволявшая жить без боязни, но вроде наступили наконец-то спокойные времена, и селяне могут снова заняться своим любимым делом, забыв о других проблемах. Игроки выступают в роли таких вот бедных, но целеустремленных селян, у которых пока есть только 2 родича (пускай это будут муж и жена), небольшой участок земли с построенным домиком на 2 комнаты (по одной на каждого родича) и небольшой запас еды.

Задача игроков — построить классную ферму с огородом, хлевами, пастбищами и хоромами вместо захудалой избы.

В коробке с игрой вы найдете 2 книги правил. Одна книга рассказывает об основных моментах игры, а вторая останавливается подробно на разных игровых нюансах. Я не буду подробно рассказывать о том, как правильно строить свою ферму, потому что целью моего обзора не является дословный пересказ правил. Но об общих принципах игры я, безусловно, с удовольствием расскажу.

Агрикола — это игра с механикой расстановки рабочих (воркерплэйсмент/workerplacement). Более того, на мой взгляд это одна из лучших игр с такой механикой. Начинать знакомиться с этой механикой я бы советовал с игры Stone Age , которая сделана просто на 10 из 10, а потом можно смело переходить к Агрикол е, которая заставит ваши мозги поработать чуть более усердно, чем в Каменном Веке.

Партия в Агриколу разбита на 14 раундов, в каждом из которых игроки выполняют действия, выставляя своих рабочих на ячейки действий, размещенных на игровом поле. Игровой процесс крайне прост — если у вас есть свободный мипл в доме, то вы его ставите на одну из свободных ячеек и выполняете ее действие. В самом начале игры у вас будет всего 2 мипла и небольшое количество ячеек с действиями. Но с каждым раундом ячеек будет становиться все больше и предлагаемые действия станут более разнообразными. Появление новых ячеек обусловлено выкладыванием новой карты действия. Всего таких карт в игре ровно 14 штук — по количеству раундов. Помимо этих карт игрокам доступны стартовые ячейки, которые приносят жетоны дерева, глины, позволяют вспахать поле, взять жетон зерна, получить жетон первого игрока, обучиться профессии и т.д. Ячейки на картах действий позволят вам больше изучить в фермерское дело. Они позволят вам выращивать животных, выпекать хлеб, производить посадку зерна и овощей, добывать камни, заводить детей, заниматься перепланировкой дома и т.д.

После того, как все доступные рабочие будут расставлены на игровом поле, игроки их забирают обратно и готовятся к новому раунду, открывая новую карту действия и заполняя ячейки, которые имеют свойство накопления, новыми ресурсами.

Некоторые раунды заканчиваются сбором урожая (они помечены на игровом поле специальным значком). Это очень важная фаза, к которой игрокам нужно игрокам заранее. В эту фазу игроки собирают урожай со своих полей, если на них что-то растет, кормят своих родичей (нужно потратить по 2 еды на каждого родича, но если еды не хватит, то игрок получает штрафные -3 очка) и получают новые фишки животных на своих пастбищах, если выполняются определенные условия.

По окончании 14-го раунда происходит последний сбор урожая, и игроки переходят к подсчету победных очков. Очки даются за самые разные показатели — за количество вспаханных полей, за пастбища, за зерна и овощи, за животных, за построенные хлева и перестроенные жилища, за приобретенные улучшения. Также помимо положительных очков можно получить и отрицательные. Штрафуют игроков за пустые клетки на фермах, на которых ничего не построено, и за жетоны попрошайничества, которые выдают за то, что вам не хватило еды для кормежки родичей. Далее все очки суммируются и выявляется победитель.

Агрикола. Несколько лет спустя

Мне очень хочется рассказать вам историю, почему с Агриколой у меня не все сразу получилось, и почему я все-таки вернулся к ней. Наверное, при первом знакомстве с игрой для получения впечатлений имеет большое значение то, как вам объяснили правила этой игры. В моем случае это было «давайте начнем, по ходу во всем разберетесь» , и так нельзя было делать.

Агрикола — это такая игра, в которой можно все. Главное, чтобы ячейка была свободной и вы могли ее занять. В этой игре невозможно пропустить ход из-за того, что все ячейки были заняты. Нельзя взять дерева? Возьмите глину. Нет глины? Возьмите тростник. Нет тростника? Займитесь вспашкой поля. Эта свобода создает иллюзию того, что вы все делаете правильно. Вроде и копишь ресурсы, вспахиваешь землю, выращиваешь что-то.

Первой неприятностью, с которой я столкнулся во время игры, для меня стало то, что своих родичей нужно кормить. Я сразу нахватал штрафов за попрошайничество и до самого конца игры обижался на других игроков, которые уводили еду из-под носа. Ту первую партию я закончил с отрицательным итоговым результатом. Представляете? В конце игры у меня был минус, в то время как у других игроков с очками все было хорошо. Я был удивлен, когда узнал, что за отсутствие коров, свиней, пашни и т.д. ты получаешь штрафные очки. Это все ягодки от цветочков, когда вам перед партией не рассказывают о том, что и как надо делать. Листая накануне правила Агриколы , я обнаружил, что про набор очков написано буквально в самом начале правил, чтобы игроки знали, к чему стремиться.

Во второй партии я уже знал о том, что еды в этой игре много не бывает, поэтому сразу бросил все свои силы на получение жетонов еды. Что я вам могу сказать — с едой у меня действительно проблем не было. Но на обустройство фермы сил моих родичей явно не хватало, поэтому хоть я и кормил их хорошо, но построить классную ферму у меня не получилось. В итоге я набрал всего где-то 5 или 6 очков. Хоть не минус уже=)

Тема игры также не порадовала меня яркими красками. С детства не люблю копаться в огороде. Перспектива ближайшей посадки или уборки картофеля повергает меня в уныние. Поэтому романтики в теме фермерства я не нашел. В итоге игру я признал негодной и забыл о ней.

Это было все в 2012 году, когда я восхищался играми про космос, роботов, орков, эльфов, рыцарей и т.д. и т.п. Через пару лет ситуация несколько изменилась. Я открыл для себя Stone Age и хотел познакомиться с другими играми в похожем жанре. Как же я удивился, когда по запросу на БГГ мне выдало Агриколу , которая находилась на первом месте списка. И тут до меня дошло, что Агрикола и Stone Age — действительно игры из одной когорты. В Агриколе мы тоже, как и в Каменном Веке, ставим рабочих на ячейки с действиями и получаем за это плюшки, которые потом можно тратить на разные улучшения. Открытие этого факта взорвало мой мозг, ведь теперь я уже не мог относиться к Агриколе так, как относился к ней раньше. Далее я купил игру в Appstore и начал изучать ее самостоятельно. Мне никто не мешал советами, я учился на своих ошибках, подсматривал, как ведет себя искусственный интеллект, какие ячейки он чаще всего выбирает, и мотал полученные знания на ус. Приложение Агриколы научило меня правильно понимать игру, и мне очень хотелось поскорее попробовать сыграть с живыми игроками.

И тут мне очень помогло то, что издательство Hobby World решило снова вернуться к игре, которую они когда-то уже издавали, но ее тираж давно закончился. Выпуск нового издания Агриколы был отличной новостью, которая порадовала всех тех, кто давно хотел познакомиться с игрой, но не знал, как это сделать.

Новое издание имеет косметические улучшения, т.е. игру не переделывали на столько, чтобы она стала совершенно неузнаваемой. Игровое поле немного поменялось, деревянные фишки стали более красивыми (теперь ты визуально можешь легко отличить зерно от овоща). Коробка по-прежнему битком набита компонентами и тяжела, как кирпич. В игровом плане игра осталась прежней.

В своей первой партии в новое издание Агриколы я испытывал, не побоюсь этого слова, кайф от игрового процесса. Я же теперь тертый калач, и знаю, что нужно заранее продумать механизм получения еды. На протяжении всей игры у меня не было проблем с едой. ВООБЩЕ. Вы знаете, это так приятно ощущать, что ты наконец-то научился играть в игру, которая тебя раньше раздражала. Теперь, если мне кто-то скажет, что в Агриколе вся проблема заключается в еде, то я отвечу, что вы просто не умеете играть.

Вне всяких сомнений это тот самый воркерплейсмент, который я так люблю. Все действия игроков зависят от выбранных ячеек. В игре есть очень простая система взаимоотношений между игроком и игрой — все, что вы можете сделать, прописано на игровом поле. Я уже упоминал о том, что первое время кажется, что все действия одинаково полезны, но на самом деле исходить при выборе решений нужно от оптимальных возможностей. Каждый свой ход вы думаете над тем, что принесет бОльшую выгоду и что брать в том случае, если другой игрок займет ячейку, на которую вы положили глаз. 4 года назад я мог взять 6 жетонов глины и потом не знать, куда ее деть. Теперь же я в первую очередь думаю о том, что является самым актуальным и нужным на данный момент.

В ваш огород никто чужой влезть не сможет. Ваша ферма — это только ваша ферма, и пускай другие завидуют тому, что у вас все процветает. В Агриколе нельзя кому-то что-то разрушить. В этом плане игра миролюбивая, и направлена она на созидание. Но есть в этой игре одна интересная штука, которая заставляет поволноваться игроков, а порою даже затаить обиду. Дело в том, что на любой ячейке в Агриколе может стоять только один мипл. Если вкусное для вас место уже заняли, то вам придется ждать следующего раунда, когда миплы вернутся в свои дома и вы сможете занять эту ячейку. И то не факт, что у вас получится это сделать, если вы не владеете фишкой первого игрока. Ходить последним в этой игре невыгодно. Ходы не передаются друг другу. Фишку первого игрока можно перехватить, только заняв определенную ячейку. Очень часто так бывает, что имея на руках всего двух родичей, вы хотите занять 3 или 4 ячейки, каждая из которых прямо ну очень нужна, и вы не знаете, как разорваться между ними. Этот момент мне очень нравится, особенно если выбор сильно влияет на итоговую ситуацию.

Новичковый режим предполагает отказ от игры с картами улучшений и профессий. Я согласен, что для знакомства с игрой это вполне подходящий вариант. Использование карточек подразумевают то, что вы хотя бы немного знакомы с игрой. Но без них играть довольно скучно, если вы играете не первый раз. Карточки улучшений и профессий делают каждую игру непохожей на другую. Эти карты достаются игрокам в начале игры случайным образом, по 7 штук каждого вида. В ходе игры игроки могут обучаться профессиям и покупать улучшения, которые облегчают или улучшают некоторые возможности для игроков. Например, можно более эффективно рубить лес, получать дополнительную еду или обеспечить себе получение дополнительных победных очков в конце игры. Совершенно не обязательно стараться сыграть все профессии и улучшения, которые вам попадутся. Можно вообще их не играть, если они вам совершенно не подходят. Но иногда они приносят большую пользу, если сыграть улучшение или профессию в нужное время. В другой партии вам попадутся другие карточки, поэтому нельзя сыграть 2 одинаковые игры. Таким образом в игре реализовано разнообразие.

Агрикола — это не легкая игра. Под легкой я понимаю такую игру, в которой все, что бы ты ни сделал, все приносит пользу и победные очки. Например, в играх Штефана Фельда все именно так. А вот Уве Розенберг — автор иного плана. Абсолютно все построить в Агриколе очень трудно. Кризисность все-таки чувствуется. Например, вам нужны коровы, но они появляются только ближе к концу игры, и они, как это ни странно, нужны не только вам, но и другим игрокам, поэтому на коров будет большой спрос. Помните про ячейку, занятую другим игроком? То-то же, зевать в этой игре нельзя, потому что кто-то может перехватить что-то нужное вам. На мой взгляд в этой игре нужно стараться уделять внимание всему понемногу, а это как раз мой любимый стиль игры.

Разница между разным количеством игроков довольно-таки небольшая. Заключается она только в разном количестве стартовых ячеек, которые могут занимать игроки уже в первом раунде. Во всем остальном игра остается такой же — и количество раундов, и карточек улучшений/профессий не изменяется. Честно признаюсь, на двоих не играл, но большой разницы между 3 и 4 игроками я не заметил. Мне больше нравится конкуренция, поэтому вариант на 4-х игроков мне нравится больше. Предполагаю, что на двоих игрок меньше переживает, что не может попасть на нужную ячейку, а вот когда играешь вчетвером, то ячейка, которая дает тебе фишку первого игрока, становится весьма ценной.

Как я уже упоминал, Агрикола — игра небыстрая. Но умная. В качестве филлера ее никак нельзя использовать, потому что она ест порядка 1,5-2 часа свободного времени. Но при этом лично у меня после одной партии появляется желание сыграть еще раз. Что ж, это тоже можно занести в плюс игре.

Мне очень нравится в Агриколе планировать и надеяться, что мои планы осуществляться. В голове ты выстраиваешь цепочку действий, с помощью которых ты вспахиваешь, высаживаешь, размножаешься и что-то строишь. И обязательно в какой-то момент твои планы рушатся (всегда помните о кризисности игры!) и тебе нужно срочно менять свои планы. Да, тебе уже не хватает дерева, ты не можешь построить забор, ячейки с едой заняты. Что же делать, что же делать… Я обожаю это.

Просто поразительно, как у меня перевернулось мнение об игре. Раньше я не понимал, как можно в это играть, теперь не понимаю, как в это можно не играть=)

Шероховатости

Давайте поговорим немного о минусах и о разных специфических игровых моментах. Я не спешу утверждать, что Агрикола — это шедевр настольного игростроя. В этой игре тоже есть за что споткнуться.

Начну с сетапа и подготовки к каждому игровом раунду. Это все занимает довольно много времени, и человеку, который готовит игру, нужно быть очень внимательным, чтобы не ошибиться. Прекрасно помню, как в первой партии, которая была сыграна давным-давно, владелец коробки сказал — «Этой игре нужно быть электронной, чтобы компьютер сам за тебя все расставлял «. И это еще хорошо, что многие компоненты распределены по пакетикам. Без них было бы вообще худо. Лично меня немного напрягает после каждого раунда брать пакетики с деревяшками в руки и по очереди раскладывать ресурсы на ячейках с эффектом накопления. Но от этого никуда не деться — такова специфика самой игры.

Разнообразие и неповторимость в игре достигается с помощью карточек улучшений и профессий. Без них игра становится суховатой. Но карточки, как это известно, всегда ведут к беспощадному рандому. Да, действительно, одному игроку может придти удачная карточка, а у другого игрока не будет ничего интересного на руках. Такое может легко произойти, и вылечиться это может только драфтом, который описан в правилах разделе других вариантов игры.

Игра довольно жестока по отношению к новичкам. Скорее всего, что в первой партии вы потерпите крупное поражение. Чтобы понять, как игра работает, нужно сыграть хотя бы пару раз. Поэтому опытные «агрикольщики» с легкостью разделаются с новичками. Этот факт может быть с обидой воспринят некоторыми игроками, которые не любят проигрывать, потому что не поняли сразу, что и как надо делать. Примерно так было и у меня, когда я злился на игру и своих соперников, потому что я не мог прокормить своих родичей. С каждой новой партией у вас будет накапливаться опыт, который вам будет подсказывать, как правильно развивать свою ферму. Нужно просто в самом начале всегда продумывать механизм по накоплению еды. Это можно сделать с помощью вспашки поля, посева, котелков и домашних очагов. Поверьте, вариантов прокорма хватит даже если играть максимальным составом.

Для кого-то может показаться плохой характеристикой отсутствие конфликтности. Конечно, вы можете занять ячейку, которая позарез кому-то нужна, но повлиять на развитие чужой фермы вы не можете. Никакой дани, божественного вмешательства или апокалипсиса в игре не предусмотрено. Если вы завели свинок, то никто их у вас не угонит, если только вы сами их на мясо не пустите. Поэтому в каком-то роде Агрикола — это действительно копание в собственном огороде (планшете).

Правила в игре довольно понятные, я не могу назвать игру сложной для понимания, но все-таки нюансов в ней предостаточно. В коробке с игрой вы найдете 2 книги правил, каждую из которых нужно внимательно прочитать и желательно не один раз. Когда я играл в новое издание, то первые 3 партии довольно часто обращался к правилам, чтобы разрешить какой-либо вопрос. И как я ни старался, ошибки все равно просачивались к нам в партии. А кто сказал, что строить свою ферму легко?

Оформление в игре я бы назвал средненьким. Игра не стремиться поразить вас иллюстрациями и палитрой красок. Я бы даже сказал, что Агрикола больше про текст, чем про картинки. Художник постарался сделать интересные арты к тайлам комнат, но люди у него получились довольно смешные. Поэтому если кто-то ждет от игры головокружительных красот, тот их не получит. С другой стороны, зелененький цвет приятный, расслабляющий, и ничего приторного в Агриколе я не нахожу. Все деревянные компоненты мне очень нравятся, особенно фигурки животных. Но в основном на картах и игровом поле вы будете читать текст, нежели рассматривать иллюстрации.

Как вы помните, раньше я хейтил игру за тему. Огород для меня каторга, поэтому какая тут может быть в теме романтика?=) Тем не менее сейчас я уже стал более спокоен к теме огородничества, потому что игр с такой тематикой выпускается уже все-таки меньше, чем раньше, и глаза они мне не мозолят. Положа руку на сердце, скажу, что Агрикола , наверное, лучшая игра с этой тематикой, в которую я играл. Для меня важнее то, что это хорошая игра с отличной механикой, чем то, что это игра про огород. Если кому-то важнее тема, то ему Агрикола может не зайти.

Еще я могу отметить такой момент — если в середине игры вы понимаете, что упустили что-то в начале и не смогли развиться правильно, а у одного из ваших соперников все складывается более чем удачно, то догнать лидера у вас вряд ли получится. По крайней мере у меня не получается. Поэтому иногда так бывает, что к 9-ому или 10-ому раунду пропадает интерес к игре, потому что вы понимаете, что первое место вам не светит.

Итог

Скажу вам честно, я рад, что Агрикола появилась в моей коллекции. Все-таки не зря я после многочисленных партий с AI в электронном приложении хотел попробовать сыграть в Агриколу. Новое издание с живыми игроками. От «живой» настольной игры, которую можно потрогать руками, я получил большое удовольствие. Мне понравились новые деревянные компоненты, игровое с поле с «надкусанными» краями мне тоже показалось интересным.