НОД по экологическому воспитанию с детьми старшей группы «Живое и неживое. Связь и отличия. Конспект занятия на тему: "Понятия - "живое - неживое" (дошкольники)

Кокконен Маргарита
Интерактивная игра «Живое и неживое»

Цель : Знакомство с понятиями «живая» и «неживая » природа

Задачи : учить различать, какие объекты относятся к живой природе , какие к неживой природе , а какие являются рукотворными.

Развивать внимание, память, речь

Описание игры.

Игра состоит из 18 слайдов. Переход от слайда к слайду по щелчку на управляющую кнопку. Игру сопровождает герой – Мудрая сова, которая подводит итоги и награждает орешками за правильные ответы. На 3-4 слайдах рассматриваем фотографии и находим объекты, относящиеся к природе. 6 слайд – игра «Найди пары» . Дано 8 картинок : в верхнем ряду расположены купол церкви, самолет, вертолёт и подводная лодка, в нижнем ряду расположены чайка, бутон, кашалот и стрекоза. Надо найти пары и объяснить своё решение. По щелчку на нужную картинку из нижнего ряда, она переходит к своей паре. На восьмом слайде разминка. 11-12 слайд игра «Распредели картинки» : на слайде 6 картинок, которые надо распределить по столбикам «живое » и «неживое » . 15-17 слайд игра «Один лишний» . На каждом слайде по 6 картинок, необходимо выбрать лишнюю картинку. Если ответ правильный картинка исчезает по щелчку и покачивается, если ответ неправильный. Три слайда и соответственно три группы : то, что относится к неживой природе , то, что относится к живой природе , и то, что создано человеком. На последнем слайде сова благодарит за усердие.

Источники

Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» .

Интернет источники

Публикации по теме:

Интерактивная Игра Цель: развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, логические.

Интерактивная игра «Фруктовое ассорти» Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного.

Интерактивная игра «Где логика» Отличительной чертой нашего времени, является стремительное вхождение информационных технологий во все сферы жизни. Современные дети, к.

Интерактивная игра «Логопедические карточки» (авторская разработка) Цель: мотивировать детей на составление собственного рассказа об объекте.

Интерактивная игра по экологии Цель: расширение экологического кругозора Задачи: приобщение к культуре, природе родного края, развитие познавательного интереса,.

Интерактивная игра «Профессии» Игра состоит из игровых заданий. Выбор правильных ответов в каждом задании осуществляется нажатием на картинки. Правильные и неправильные.

Интерактивная игра «Путешествие по Уфе»Цель: Закрепить знания детей о городе Уфе. Задачи: 1. Расширить знания детей о родном городе, знать.

Тема: КВН «Живая и неживая природа»

Цели:

Обобщение и закрепление знаний по теме «Живая и неживая природа»;

Развитие памяти, речи, логического мышления, воображения;

Расширение кругозора учащихся.

Задачи:

Формировать интерес и желание самостоятельно изучать окружающий мир и его явления;

Воспитывать устойчивый интерес к учебной, наблюдательной деятельности;

Развивать интерес к чтению научно-популярной и художественной литературы об окружающем мире.

Оборудование: плакаты, рисунки животных и растений, раздаточный материал, фонограмма звуков природы, эмблемы команд, медаль победителя, поощрительные призы.

Ход занятия

1. Уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в стенах нашего класса. Ребята 2Б класса покажут нам сегодня игру-КВН. Встречаем участников игры.

2. Звучит музыка (фонограмма 1). Команды занимают свои игровые места.

3. Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг – … (природа).

Что это, ребята? Ну, конечно, это ПРИРОДА. И сегодня мы подведем итог в виде игры в КВН по теме «Живая и неживая природа». Играют две команды.

Нам необходимо выбрать жюри и это право мы предоставляем нашим гостям. Поприветствуем уважаемое жюри. А командам пожелаем удачи!

Приветствие команд.

Первая команда «Апельсин» - Мы как дольки апельсина – мы дружны и неделимы.

Вторая команда «Одуванчики» – Держаться вместе, чтоб не сдуло.

Первый конкурс «Разминка».

Для жюри: за каждый правильный ответ 1 балл.

Каждая игра-КВН начинается с разминки. Я буду задавать вопросы командам по очереди. На обдумывание каждой команде дается 5 секунд. Если одна команда не сможет ответить, на этот же вопрос отвечает следующая команда.

Вспомните, что такое природа? (Все, что нас окружает и не создано руками человека).

Какая бывает природа? (Живая и неживая природа)

Приведите примеры живой и неживой природы (живая – растения, человек, животные; неживая – воздух, солнце и вода).

Что необходимо растениям и животным для жизни? (Во здух, во да, пища, тепло, свет).

Что такое явления природы? Приведите примеры (Все изменения, происходящие в природе ).

Сколько вы знаете времен года? (Четыре – весна, зима, лето, осень)

Какую погоду называют ясной? (Когда нет облаков, небо чистое, солнечное)

Чем ель отличается от остальных деревьев? (У ели иголки вместо листьев)

- Что отличает птиц от всех остальных животных? (Тело покрыто перьями, две ноги, два крыла)

Кого называют лесным доктором? (дятла)

Самое большое животное, обитающее в воде (кит)

Что птицам страшнее зимой: холод или голод? (голод)

Второй конкурс «Что лишнее». За каждый правильный ответ 1 балл.

Я раздам вам карточки, а вы должны определить, какое слово «лишнее».

Карточка № 1

медведь, заяц, корова, белка, лось (корова – домашнее животное)

Карточка № 2

осина, дуб, рябина, ель, черемуха (ель – хвойное дерево)

Третий конкурс «Наборщик». На доске вывешивается (пишется) слово «Лиственница», так же это слово дается командам на листочке. Нужно, как можно больше придумать коротких слов (лист, лиса, лес, вена, лисица, винт, сила, вес, лев, свита, цена, слив, ласт, Нина, виселица, Твен, весна, наст).

За каждое составленное слово – 1 балл.

Четвёртый конкурс «Почтовый ящик». Ребята, госпожа Природа отправила нам по почте письма-описания. И просит, чтобы вы отгадали о ком в этом письме идет речь. Если команда отвечает неправильно, слово передается другой команде. За ответ - 1 балл.

Письмо-описание № 1 «Я – небольшой зверёк с большим пушистым хвостом, на зиму надеваю шубку. Гнездо строю в развилках веток или дуплах деревьев, стенки гнезда выстилаю мхом. К зиме делаю припасы, питаюсь орехами, грибами, которые насушила летом и осенью. Догадались, кто я?» (Белка)

Письмо-описание № 2 «У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?» (Синица)

Физминутка Мы входим в лес, сколько здесь кругом чудес. Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки согнули, кисти согнули – ветер сбивает росу. В сторону руки – плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад. Наклонились и присели, заниматься снова сели.

Пятый конкурс «Угадай звуки природы»

Ответы: ветер, волк, ветер, дельфины, кот, соловей, утки, чайки ( фонограмма 2).

Шестой конкурс «Загадочное животное»

Ребята, сейчас один человек из команды должен выбрать конверт с заданием. Вам нужно собрать рассыпавшиеся буквы в слова и назвать их. За правильный ответ – 1 балл.

1. шакок шаугкял росока

кошка лягушка сорока

2. язац ёсло цакури

заяц осёл курица

1. Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет (Солнце)

2. Украшал ночную синь

Серебристый апельсин.

А прошла неделька только -

От него осталась долька (Луна)

3. Приказало солнце: "Стой!

Семицветный мост крутой!"

Тучи скрыли солнца свет -

Рухнул мост, а щепок нет (Радуга)

4. Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе (Туча)

10. Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь (Снег)

5. Без досок и топоров

Через речку мост готов.

Мост - как синее стекло:

Скользко, весело, светло (Лед)

6. Это кто такой садовник?

Полил вишню и крыжовник,

Полил сливу и цветы,

Вымыл травы и кусты.

А как сумерки настали,

Нам по радио сказали,

Что и завтра он придет

И польет наш огород (Дождь)

7. Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут,

Я все терплю

И всем добром плачу (Земля)

8. Что на свете всех жирнее? (Земля)

9. Дышит, растет,

А ходить не может (Растение)

10. Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью умирает.

Весной оживает (Лес)

11. Летом вырастают,

А осенью опадают (Листья)

12. Зимой и летом

Одним цветом (Ель, сосна)

Почему люблю природу?
Потому что год от года
Она силы мне дает
И смятения берет.

Можно к сосенке прижаться,
Ее силой заряжаться.
У березы красоты
Попросить не бойся ты.

У травинок и цветов
О здоровье просят вновь.
На здоровье и удачу,
Погадать можно в придачу.

Все мы вышли из природы.
И в любое время года
Нам помощница она,
Силой мощною полна.

Берегите, ребята, природу,

И цветы, и деревья, и луг,

И животных, и почву, и воду,

Ведь природа – надежный наш друг!

Подведение итогов. Теперь слово жюри.

В этой интересной и познавательной игре обе команды показали себя истинными знатоками природы. ВАМ ВРУЧАЮТСЯ МЕДАЛИ!

На этом наша игра закончилась. Спасибо всем за работу. Спасибо жюри и ребятам.

Литература:

Елена Шрамко

Дидактическая игра для детей старшего возраста

«Живая природа »

Цель игры :

Обогащать знания детей об окружающем мире , учить называть объекты живой природы .

Задачи :

Развивать внимание, образное мышление и словарный запас детей . Расширять и обобщать знания детей о живых организмах . Формировать осознанное и бережное отношение к живой природе .

Описание изготовления игры :

Для создания данной игры, необходимо распечатать по 12 картинок с изображением животных, птиц, цветов и деревьев. Для прочности можно наклеить на картон, можно заламинировать картинки. Для создания «барабана» я использовала круг, вырезанный из картона и расчерченный на 4 ровные части. На каждую из этих частей наклеила картинку, изображающую к какой группе она относится (животных, птиц, цветов или деревьев) Посередине «барабана» я приделала вращающуюся стрелку.

Ход игры:

В игре могут участвовать 3,4 или 6 игроков. Карточки с изображением животных, птиц, цветов и деревьев делятся между всеми участниками. Дети по очереди крутят стрелку на «барабане» Задача игрока найти у себя картинку в соответствии с тем, что выпало, назвать правильно (животное, птицу, цветок или дерево) и отложить ее в сторонку. Если картинки, выпавшей на «барабане» у ребенка, не оказалось, ход переходит к другому участнику игры. Побеждает тот, у кого не останется ни одной карточки.

Публикации по теме:

ОО: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие. Цели игры: 1. Упражнять детей в определении животного.

В работе с детьми мы применяем основной метод обучения - игру, по ФГОС как ведущую деятельность детей дошкольного возраста. С помощью игры.

Задачи: формировать и поддерживать положительную познавательную мотивацию; актуализировать словарный запас по лексическим темам «Дикие.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Насекомые» Цель: закрепление представлений по теме «Насекомые»,.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Такое разное настроение» Цель игры – развитие эмоциональной сферы старших дошкольников, умения понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других.

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию дидактическую игру "Летние судоку" для детей старшего дошкольного возраста (5-8 лет). Эта.

Материал рассчитан для использования в работе воспитателями ДОУ, разнообразит развивающую среду группы. Данная игра позволит детям узнать.

Татьяна Стрельникова
Дидактические игры по экологии (старший дошкольный возраст)

Дидактическая игра «Лес-что это?»

Цель: уточнить и расширить знания детей о лесе, как сообществе растений и животных; развивать воображение, мышление.

Ход: Детям предлагаю послушать сказку.

Рисунок 1

Жил был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес.

«А что такое лес?»- подумал он. Лес-это ведь деревья. Взял он кисти и краски и стал рисовать. Нарисовал березы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошо получились у него деревья. И так похожи, что казалось: вот-вот пробежит ветерок и затрепещут листочки осины, закачаются «лапы» елей и ветви берез.

А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой старичка-лесовичка. Потому что в каждом лесу обязательно должен быть лесовичок.

Рисунок 2

Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни лишь сухие стволы.

«Что случилось?»- удивился художник. «Почему засох мой лес?»

«Какой же это лес?» -вдруг услышал художник. «Тут одни только деревья». Посмотрел он на картину и понял, что это старичок-лесовичок с ним разговаривает. «Деревья-то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел. Разве может быть лес из одних деревьев? А где кусты, трава, цветы?»

«Правильно», - согласился художник, такого быть не может. И принялся рисовать новую картину: деревья, кусты, траву, цветы, грибы.

«Вот теперь хорошо», -похвалил сам себя художник,«вот теперь получился настоящим лес». Но прошло немного времени и деревья опять стали чахнуть.

«А почему лес гибнет?». «А потому лес гибнет»,- сказал лесовичок,- «что нет в нем насекомых».

Рисунок 4

Художник взял кисти и на цветах, на листьях, на траве появились яркие бабочки и разноцветные жуки.

«Ну, теперь все в порядке», -решил художник. И еще раз полюбовавшись на картину опять уехал куда-то.

Рисунок 5

А когда снова увидел свою картину, то не поверил своим глазам: на картине была лишь обнаженная земля, деревья стояли голые, голые, как зимой, даже хуже. Зимой ведь ели и сосны остаются зелеными. А тут они потеряли свои иголки. Художник подошел к картине….и вдруг отшатнулся. Все на ней: и земля, и стволы, и ветви деревьев –было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц.

«Это ты виноват!» -закричал художник. «Ты велел нарисовать насекомых, а они съели весь лес.» «Конечно, сказал лесовичок», -съели весь лес. «И даже меня чуть не съели. Что же делать?»- в отчаянии воскликнул художник. «Неужели я никогда не нарисую настоящего леса?» «Никогда, если не нарисуешь птиц.»

Долго работал художник, стараясь ничего не забыть. Но когда он, наконец, собрался положить кисти, решив, что картина закончена, лесовичок проговорил: «Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтоб он опять погиб…»

«Но почему же теперь он может погибнуть? Ведь здесь все есть.»

«Не все. Нарисуй разных зверей и зверюшек.»

Он окончил работу, когда уже было совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтоб посмотреть что у него получилось. Но вдруг услышал какие- то шорохи, попискивание, фырканье.

«Вот теперь это настоящий лес», - послышался из темноты голос лесовичка, теперь он будет жить.

Художник зажег свет и посмотрел на картину. Но лесовичок куда-то исчез. А может быть он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Да мало ли куда он мог спрятаться в лесу! Ведь прячутся в нем тысячи и тысячи жителей, и прячутся, так что их совершенно невозможно увидеть.

Ведь живут в нем тысячи тайн, которые очень немногие могут разгадать. А еще живут в лесу удивительные сказки, очень похожие на правдивые истории, и живут правдивые истории очень похожие на удивительные сказки.

Беседа по вопросам:

Какую картину нарисовал художник?

Кто съел весь лес на картине?

Кого нарисовал художник, чтобы оживить лес?

Красивая ли получилась картина?

Как надо относиться к лесу?

Дидактическая игра «Природа и человек»

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

Дидактическая игра «Что это такое?»

Цель: закреплять знания о живой и неживой природе. Развивать мышление.

Ход игры:

воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «Яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.

Дидактическая игра «Живое – неживое».

Цель: закреплять знания о живой и неживой природе.

Ход игры:

воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.

Дидактическая игра «Узнай птицу по силуэту».

Цель: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Ход игры:

Детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

Публикации по теме:

Конспект НОД по экологии «Пауки или маленькие страшилища» (старший дошкольный возраст) МБДОУ Д/С № 4 «ТЕРЕМОК» Приморского края, Пожарского района, п. г. т. Лучегорск. Конспект непосредственно образовательной деятельности по.

Конспект игры-путешествия «Академия пожарных наук» (старший дошкольный возраст) Цель: привитие элементарных знаний и навыков в пожарной безопасности. Задачи Обучающие задачи: Формировать у детей понятие «пожарная безопасность».

Конспект интегрированного занятия по экологии «Красная книга» (старший дошкольный возраст) Тема: «Красная книга Якутии» Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, художественное творчество. Интеграция образовательных.

Конспект культурной практики по теме «Тематические подвижные игры» (старший дошкольный возраст) Цель: создание социальной ситуации развития.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Автозаправочная станция» (старший дошкольный возраст) Задачи: – создать условия для закрепления названия чисел. – создать условия для знакомства детей с трудом оператора, диспетчера, шофера,.