Определение на карте точки стояния на местности глазомерно по ориентирам, промером расстояний, по измеренным расстоянию и направлению, обратной засечкой. Ориентирование карты, определение точки стояния Точка стояния на карте

Тема 8. Способы определения точки стояния

Занятия 27-28 (ознакомление кружковцев со способами определения точки стояния)

Руководитель вначале дает краткую тактико-техническую характеристику каждого способа определения точки стояния на карте.

Первый способ - отождествление карты с местностью. Он применяется в том случае, если определяемая точка стояния находится около ярко выраженных, хорошо читаемых ориентиров на карте, которые позволяют при беглом сличении карты с местностью быстро и с необходимой точностью определить на карте точку стояния.

Второй способ - визуальное определение по ближайшим ориентирам. Данный способ считается целесообразным, если в районе предполагаемой точки стояния имеется несколько близко расположенных ориентиров и точное визуальное определение расстояний до них не составляет особого труда. Вначале ориентируют карту по компасу, а затем поочередно определяют расстояние до близко расположенных ориентиров и на основе полученных данных вносят необходимые поправки в предварительное определение точки стояния.

Третий способ - измерение длины пройденного расстояния. Он применяется в том случае, когда необходимо найти точку стояния на одном из линейных ориентиров. Карту ориентируют по компасу и определяют ярко выраженный надежный ориентир (пересечение тропинки с дорогой, канавой, ручьем и т. д.). Затем при движении к этому ориентиру измеряют длину пройденного отрезка шагами, откладывают полученный результат измерения в масштабе карты по линейному ориентиру от конечной точки стояния и быстро находят свое местоположение на карте.

Для практического решения задачи руководитель раздает ребятам карты района предстоящих занятий. В течение 3-5 мин они знакомятся с картой, ориентируют ее по компасу или выполняют другое задание - определяют точку стояния группы, т. е. место старта. Желательно, чтобы район старта содержал в себе ряд надежных ориентиров, позволяющих быстро, и верно определить точку стояния группы.

Если при определении своего местонахождения у членов кружка все же возникнут затруднения, руководитель задает им наводящие вопросы относительно выбора тех или иных ориентиров, которые могут быть использованы для определения точки стояния.

Занимающиеся должны дать полное и подробное описание местоположения старта и на основе составленной характеристики найти данные ориентиры на карте. После того как кружковцы опознают и покажут на карте названные ориентиры, руководитель просит их ответить, каким способом можно определить точку стояния.

Для того чтобы несколько повысить интерес ребят к поставленной задаче, можно разделить группу на две команды. Одна из них решает данную задачу, а вторая проверяет правильность решения. Например, в районе старта находится несколько надежных, хорошо читаемых на карте и местности ориентиров. Первая команда предлагает свое решение в определении точки стояния двумя взаимно дополняющими друг друга способами: отождествлением карты с местностью и определением на глаз расстояния до указанных ориентиров. Найдя на основе полученных результатов предполагаемую точку старта, первая команда показывает ее на карте. Вторая команда получает задание проверить правильность проделанной работы, т. е. определить, насколько точно первая команда нанесла на карту точку стояния. Руководитель делает необходимые замечания и поправки о качестве проделанной работы. В случае неправильного определения точки стояния он дополнительно объясняет и показывает в строгой последовательности, как выполняется вся работа.

Перед выходом на учебную дистанцию кружковцам дают новое задание, конкретная цель которого - закрепление практического навыка определения точки стояния при прохождении учебной дистанции. Руководитель объясняет ребятам, что при прохождении учебной дистанции они должны внимательно следить по карте за направлением движения группы, с тем чтобы быть готовыми по его указанию определить точку стояния.

Здесь желательно напомнить отдельные технические приемы, которые ребята могут использовать для оперативного и точного определения точки стояния:

1) ориентирование карты и определение направления движения по ней;
2) постоянное сличение карты с местностью при движении по учебной дистанции;
3) определение пройденного расстояния шагами или по времени;
4) приблизительное определение точки стояния по встречающимся ориентирам.

Закончив объяснение, руководитель начинает движение с группой по учебной дистанции. Практический опыт юных ориентировщиков в работе с картой небольшой, поэтому нужно позаботиться о том, чтобы сложность учебной дистанции в поставленной задаче возрастала постепенно. С этой целью делают вначале остановки с небольшим интервалом одна от другой (не более 300 м) около хорошо читаемых по карте и местности ориентиров. Постепенно расстояние между остановками увеличивают и усложняют задачу, за счет параллельных ситуаций.

Один из самых серьезных недостатков занятий на данном этапе - медленное движение группы по дистанции из-за низкой технической подготовленности отдельных ребят. Это снижает интерес к занятию со стороны остальных, хорошо усвоивших приемы. Для того чтобы повысить активность занимающихся, руководитель, после совместного определения трех - шести КП, может предложить им самостоятельно выполнить несколько упражнений примерно такого типа.

1. В небольшом по площади районе, ограниченном четкими линейными ориентирами, на характерных точках устанавливают десять - двенадцать КП (видимость каждого КП максимальная). Задача состоит в том, чтобы, перемещаясь в различных направлениях, за определенное время (10-15 мин) найти максимальное количество КП и нанести их местоположение на карту. Победитель определяется по числу найденных и правильно нанесенных на карту КП.
2. Руководитель готовит маркированную трассу длиной не более 2 км, устанавливает пять - восемь КП. Ребятам нужно пройти (или пробежать) трассу и нанести КП на карту. За ошибку в 2 мм дается штраф, равный 1 мин.

В заключение руководитель подводит итоги.

Ориентирование на местности включает определение своего местоположения
относительно сторон горизонта и выделяющихся объектов местности (ориентиров),
выдерживание заданного или выбранного направления движения и уяснение положения
на местности ориентиров, рубежей, и других объектов.
По карте можно определить свое местонахождение, выбрать путь движения с учетом
соблюдения маскировки и преодоления возможных препятствий, а также заранее
измерить азимуты для движения по бездорожью и в условиях ограниченной видимости.
Чтобы ориентироваться по карте на местности, надо, прежде всего, сориентировать
карту и определить точку своего стояния.
Для ориентирования карты применяются следующие способы:

По линейному ориентиру.

В этом случае необходимо выйти на дорогу (просеку,
берег реки или другую линию), отыскать ее на карте и затем поворачивать карту до тех
пор, пока направление дороги (линии) на карте не совпадет с направлением дороги
(линии) на местности, затем проверить, чтобы предметы, расположенные справа и
слева от дороги (линии), на местности находились с тех же сторон, что и на карте.

По компасу.

карту ориентируют, когда не определено свое местоположение на ней
или с точки стояния не видно ориентиров.
При приближенном ориентировании карты вначале по компасу определяют направление
на север, затем поворачивают карту так, чтобы верхняя сторона рамки была обращена
в сторону севера.
При точном ориентировании карты по компасу вначале указатель отсчета компаса
устанавливают против деления шкалы, равного поправке направления, если компас
устанавливают на вертикальной линии километровой сетки, или величине магнитного
склонения, если компас устанавливают на западную или восточную сторону рамки
карты (рис.1). Если поправка направления (магнитное склонение) положительная
(восточное), указатель отсчета устанавливают вправо от нулевого деления шкалы, а
если отрицательная (западная) - влево.



Ориентирование карты по компасу.


Затем компас устанавливают на карту так, чтобы нулевой диаметр его лимба (или
линейка компаса АК) совпал с одной из вертикальных линий координатной сетки или с
одной из боковых сторон рамки карты (западной или восточной), а нуль-пункт был
направлен к северной стороне рамки карты. Не меняя положения компаса, карту
поворачивают в горизонтальном положении до тех пор, пока северный конец магнитной
стрелки не установится против отсчета, который предварительно был установлен на
шкале.
Если поправка направления (или величина магнитного склонения) меньше 3°, т. е. равна
цене деления шкалы компаса, она при ориентировании карты не учитывается.
Следует помнить , что компасом нельзя пользоваться вблизи железных предметов,
боевой техники и линий электропередачи, так как они вызывают отклонение магнитной
стрелки.

По направлению на ориентир.

карту ориентируют так же, как и по линейному
ориентиру. Отличие состоит лишь в том, что вместо линейного ориентира используют
направление от точки стояния на какой - либо удаленный местный предмет (отдельное
дерево, мост, ретранслятор, т. е. точечный ориентир), надежно опознанный на
местности и на карте.
При приближенном ориентировании карты этим способом ее поворачивают в
горизонтальном положении так, чтобы мысленно проведенное на карте направление от
точки стояния на условный знак местного предмета примерно совпало с этим
направлением на местности.
Ориентирование карты по направлению на ориентир.

Точное ориентирование карты по направлению на удаленный местный предмет
(ориентир) выполняют с помощью визирной линейки или карандаша. Линейку
прикладывают на карте боковой гранью к точке стояния (отдельный камень) и
условному знаку того предмета, по направлению на который ориентируют карту
(железнодорожный мост). Затем поворачивают карту в горизонтальном положении
так, чтобы предмет на местности оказался на линии визирования. В таком положении
карта будет ориентирована точно.
Определить на карте точку своего стояния легче, когда находишься на местности рядом
с ориентиром (местным предметом), изображенным на карте.
В этом случае расположение условного знака будет совпадать с точкой стояния.

По Полярной звезде.

карта будет ориентирована, если верхняя (северная) сторона
рамки будет обращена в сторону Полярной звезды, т. е. на север.

Если в точке стояния на местности таких ориентиров нет, то ее можно
определить одним из следующих способов:

Определение своего местоположения по ближайшим ориентирам на глаз. Это
наиболее распространенный способ. На ориентированной карте опознают один-два
местных предмета, видимых на местности, затем определяют глазомерно свое
местоположение относительно этих предметов по направлениям и расстояниям до них
и намечают точку своего стояния (см.рис.).

Измерение углов и направлений по топографической карте. Истинный азимут А, магнитный азимут А M и дирекционный угол б данной линии можно измерить на карте с помощью транспортира. Для удобства измерения этих величин на отечественных топографических картах под нижней рамкой листа слева от линейного масштаба помещают график, показывающий взаимное расположение географического, магнитного меридианов и вертикальных линий сетки, а также указывают с точностью до минуты среднее склонение магнитной стрелки, гауссово сближение меридианов и годовое изменение магнитного склонения.

Дирекционным углом б называют угол между северным направлением вертикальной линии километровой сетки и направлением на предмет, измеряют его по ходу часовой стрелки (по карте -- транспортиром).

Определение дирекционных углов и магнитных азимутов по карте. Измеряют или строят дирекционные углы на карте с помощью транспортира. Чтобы измерить дирекционный угол какого-либо направления, надо остро отточенным карандашом прочертить это направление на карте (рис. 5). Далее следует сообразить, в какой четверти располагается данное направление и каково приблизительно будет значение угла. Затем транспортир накладывают на карту так, чтобы середина его линейки, отмеченная штрихом, совпала с точкой пересечения данного направления и одной из вертикальных линий координатной сетки, а край линейки транспортира совместился бы с этой линией. После этого отсчитывают по шкале транспортира угол, соответствующий румбу или дирекционному углу. Для линии АБ (см. рис. 5) дирекционный угол равен 43°00"; так как склонение восточное 6° 15", а сближение западное 2°21", то поправка в дирекционный угол при переходе к магнитному азимуту

A М = б-(г+д) = 43°00" - (6°15" + 2°21") = 34°24".

Рис. 1.

Для линии ИК дирекционный угол вавен 228°00", а магнитный азимут

А М = б-(г+д) = 228°00" - (6°15" + 2°21") = 219°24".

На рисунке 1 направления АБ, ..., ДЕ-- прямые. Для них дирекционные углы б измеряют, а магнитные азимуты А М вычисляют аналогично направлению АБ. Направления Е, ИК -- обратные, поэтому дирекционный угол измеряют так, как для направления ИК.

Для построения на карте дирекционного угла проводят через данную точку прямую, параллельную вертикальной линии координатной сетки. Затем прикладывают к этой линии транспортир так, чтобы середина его совпала с данной точкой, и по шкале транспортира откладывают данный угол. Определение точки стояния. Проще всего можно определить точку стояния, когда она находится около какого-либо местного предмета, изображенного на карте. Допустим, мы находимся на шоссе у переезда через железную дорогу. Найдем на карте изображение железной дороги и шоссе. Место пересечения осей условных знаков шоссейной и железной дорог укажет точку стояния. Несколько труднее определить точку стояния в том месте, где поблизости нет местных предметов. В таких случаях применяют различные способы засечек. Наиболее общий способ заключается в следующем. На местности находят два заметных предмета (ориентира) и опознают их на карте. Затем карту ориентируют с помощью компаса как можно точнее и проводят на ней направление от самих предметов через их условные знаки. Точка пересечения этих направлений будет точкой стояния (рис. 2).

Рис. 2.

Рис. 3. Визирование по карандашу: а-- карандаш наложен на карту; 6-- карандаш расположен вертикально

Направление на карте от ориентира к точке стояния можно наметить визированием. В полевых условиях визирование обычно выполняют с помощью карандаша, наложенного на карту. Делают это так. Ориентируют карту и прикладывают карандаш к условному знаку ориентира (рис. 3, а). Постепенно поворачивают карандаш вокруг условного знака, производят визирование на ориентир. Когда ориентир окажется на линии визирования, а край карандаша коснется его условно.

Рис. 4. Опознание дальнего местного объекта на карте: а -- местность; б-- карта го знака, прочерчивают линию от ориентира на себя.

Кроме того, визирование можно выполнять по карандашу, расположенному вертикально (рис. 3, б). Карту ориентируют и поднимают на высоту плеч. Карандаш ставят отвесно на условный знак ориентира и через него визируют на предмет. Затем, не изменяя положения глаза и карты, медленно передвигают карандаш на себя -- он прочертит направление от предмета к точке стояния.

Определение своего местоположенияпо ближайшим ориентирам на глаз. Это наиболее распространенный способ. На ориентированной карте опознают один-два местных предмета, видимых на местности, затем определяют глазомерно свое местоположение относительно этих предметов по направлениям и расстояниям до них и намечают точку своего стояния (рис.1).

Рис.1 Определение точки стояния по ближайшим ориентирам.

Если точка стояния на местности находится рядом с каким-либо местным предметом или его характерным изгибом (поворотом), изображенным на карте, то место расположения условного знака (точки поворота) этого предмета будет совпадать с искомой точкой стояния.

По направлению на ориентир и расстоянию до него точка стояния может быть определена, если на местности и на карте опознан только один ориентир. В этом случае на ориентированной карте к условному знаку опознанного ориентира прикладывают линейку, визируют ее на ориентир на местности, по краю линейки прочерчивают прямую линию и откладывают на ней расстояние от ориентира. Полученная на линии визирования точка и будет искомой точкой стояния.

Промером расстояния. Этот способ чаще всего применяется при движении по линейному ориентиру или вдоль него (по дороге, просеке и т. д.), а также при движении по азимуту. На исходном пункте записывают отсчет по спидометру и начинают движение. При определении своего местоположения следует на карте отложить расстояние, пройденное от исходного пункта до точки остановки. Если движение совершается в пешем порядке или на лыжах, пройденное расстояние измеряется шагами или определяется по времени движения.

По створу. Створом называется прямая линия, проходящая через точку стояния и две другие характерные точки местности (ориентиры).

Если машина находится на линии створа, ее местоположение на карте может быть определено одним из следующих способов:

Рис.1 Определение точки стояния по створу и линейному ориентиру.

- по створу и линейному ориентиру (рис.1). Если мы находимся на линейном ориентире (дороге) и в створе с двумя местными предметами, достаточно прочертить на карте прямую через условные знаки местных предметов (ориентиров), в створе с которыми находится точка стояния на местности, до пересечения с дорогой. Точка пересечения линии створа с дорогой и будет искомой точкой стояния;

- по створу и боковому ориентиру. В приведенном на рис.2 примере створом служит направление улицы населенного пункта. Для определения точки стояния ориентируют карту по линии створа, а затем, приложив линейку к боковому ориентиру (отдельное дерево), визируют на него и прочерчивают прямую до пересечения с линией створа. В пересечении линии створа с линией визирования на ориентир и будет находиться точка стояния;

Рис.2 Определение точки стояния по створу и боковому ориетиру.

- по измеренному расстоянию. На карте прочерчивают линию створа. Затем определяют расстояние до ближайшего ориентира, находящегося на линии створа, и откладывают это расстояние на прочерченной прямой (от ориентира на себя). Полученная на прямой точка будет точкой стояния.

Засечкой точку стояния определяют при условии хорошего обзора местности и наличии на ней местных предметов и форм рельефа, которые могут служить надежными ориентирами.

По боковому ориентиру (рис.1) засечка производится, как правило, при движения по дороге или вдоль какого-либо линейного ориентира. Находясь на дороге, ориентируют карту, опознают на ней изображение хорошо видимого на местности предмета (ориентира), прикладывают визирную линейку к условному знаку ориентира и визируют на него. Затем, не изменяя положение линейки, прочерчивают на карте прямую линию до пересечения с условным знаком дороги. Место пересечения прочерченной линии с условным знаком дороги будет искомой точкой стояния.

Рис.1 Определение точки стояния засечкой по боковому ориентиру.

Этим способом наиболее точно определяют свое местоположение на карте, если направление на боковой ориентир пересекается с направлением движения под прямым углом. Такой случай называется засечкой по перпендикуляру.

По двум - трем ориентирам (рис.2) засечка чаще всего выполняется, когда свое местоположение на карте не обозначено. Карту ориентируют по компасу и опознают на местности два-три ориентира, изображенных на карте. Затем, как и в предыдущем случае, визируют поочередно на выбранные ориентиры и прочерчивают по линейке направления от ориентиров на себя. Все эти направления должны пересечься в одной точке, которая будет точкой стояния. Такая засечка часто называется обратной.

Рис.2 Определение точки стояния засечкой по трём ориентирам (обратной засечкой).

Засечка по измеренным (построенным) углам (рис.3) (способ Болотова) выполняется в такой последовательности:

Рис.3 Определение точки стояния способом Болотова.

С помощью башенного угломера или другим способом, например компасом, измеряют горизонтальные углы между тремя ориентирами, выбранными вокруг точки стояния и четко изображенными на карте;

Строят измеренные углы на прозрачной бумаге при нанесенной произвольно точке, принимаемой за точку стояния; эти углы могут быть построены и непосредственным визированием с помощью линейки на выбранные ориентиры на местности;

Накладывают бумагу на карту так, чтобы каждое прочерченное на ней направление прошло через условный знак того ориентира, на который оно проведено при визировании или построено по измеренным углам;

Совместив все направления с соогветствующими им условными знаками ориентиров, перекалывают на карту намеченную на листе бумаги точку, при которой построены направления. Эта точка и будет точкой стояния.

По обратным дирекционным углам (рис.4) засечку выполняют чаще всего в обстановке, когда нельзя работать с картой на местности открыто. В этом случае измеряют компасом обратные азимуты с точки стояния на два-три точечных ориентира, видимых на местности и опознанных на карте. Величины обратных азимутов отсчитывают на шкале компаса против указателя, расположенного у целика. Измеренные азимуты переводят в дирекционные углы. Затем, построив эти углы при соответствующих ориентирах на карте, прочерчивают направления до пересечения друг с другом. Точка пересечения направлений и будет точкой стояния.

Рис.4 Определение точки стояния засечкой по обратным дирекционным углам.

При определении точки стояния любым способом засечки следует выбирать направления так, чтобы они пересекались под углом не менее 30 и не более 150°. При всех возможных случаях проверяют положение полученной точки стояния визированием на дополнительный местный предмет (ориентир). Если при пересечении трех направлений образовался треугольник, точку стояния ставят в его центре. При больших размерах треугольника, когда его сторона более 2 мм, засечку необходимо повторить, предварительно проверив точность ориентирования карты.

Точка своего стояния определяется на карте по местным предметам, характерным формам и деталям рельефа, обозначенным на карте.

Проще всего это сделать, когда находишься рядом с таким объектом-ориентиром: место расположения его условного знака и будет указывать на карте искомую точку своего стояния. В остальных случаях точка стояния определяется одним из следующих способов.

По ближайшим ориентирам на глаз . Это простейший и основной способ приближенного определения на карте точки своего стояния при нахождении на местности с четко выраженными формами рельефа и богатой ориентирами. Он заключается в следующем. Ориентируют карту и опознают на ней и на местности один - два ближайших ориентира. Определив затем на глаз свое местоположение относительно них, наносят в соответствии с этим точку своего стояния на карту (рис. 57 и 59).

Промером пройденного расстояния . Данный способ применяется при движении по дороге или по любой линии местности, обозначенной на карте (берег реки, просека в лесу и т.п.), а также при движении по прямой в каком-либо определенном направлении (например на удаленный ориентир, а в условиях плохой видимости - в направлении по заданному азимуту). Особенно он полезен в условиях плохой видимости и на местности, закрытой или бедной ориентирами. При этом способе точку своего стояния определяют, отложив на карте по масштабу или оценив на глаз расстояние, пройденное от исходной точки или от любого другого известного пункта, надежно опознанного на местности и карте. Пройденное расстояние при этом измеряется по спидометру, по времени движения или же шагами в зависимости от способа передвижения.

Засечкой по ориентирам . Этот способ не требует измерения расстояний и наиболее применим на открытой местности в условиях хорошей видимости. Он имеет несколько разновидностей.

При движении по дороге или вдоль какого-либо контура засечка точки своего местоположения выполняется следующим образом. Ориентируют карту и опознают на ней ориентир, видимый на местности с определяемой точки. Затем прикладывают на карте линейку (или карандаш) к изображению этого ориентира и, не сбивая ориентировки карты, направляют линейку на ориентир, поворачивая ее для этого вокруг его условного знака; точка пересечения линии визирования вдоль линейки с изображением дороги и будет на карте искомой точкой стояния.

Определение точки стояния упрощается, если выбранный ориентир находится на перпендикуляре к направлению движения или в створе с каким-либо другим ориентиром, тоже обозначенным на карте и видимым с определяемой точки, как показано на рис. 54. Искомая точка стояния при этом получится на карте в месте пересечения дороги или линии контура, на котором мы находимся, с прямой, проведенной через ориентир перпендикулярно к линии нашего движения, а во втором случае - с прямой, проходящей через оба ориентира, образующих створ. При проведении этих линий не требуется ни ориентирования карты, ни визирования на ориентиры по линейке.


При движении вне дорог и по направлениям, не обозначенным на карте. В данном случае засечка для определения на карте точки своего стояния производится не менее чем по двум ориентирам. Такая засечка выполняется следующим образом. Опознав на карте выбранные ориентиры, карту ориентируют по компасу, а затем, так же как и в предыдущем случае, визируют поочередно на каждый из них и прочерчивают по линейке направления от ориентиров на себя (рис. 55). Место пересечения на карте этих направлений и будет точкой нашего стояния. Для определения точки стояния на карте достаточно двух направлений; третье направление используется для контроля.

Применяя способ засечки, ориентиры следует выбирать по возможности так, чтобы направления, по которым определяется точка стояния, пересекались под углом не менее 30° и не более 150°. В противном случае точность засечки значительно снижается.

Сличение карты с местностью .

Сличить карту с местностью - это значит найти на карте изображение расположенных вокруг точки нашего стояния местных предметов и элементов рельефа и, наоборот, опознать на местности объекты, показанные на карте.

Сличать карту с местностью постоянно приходится при ориентировании и работе с картой в полевых условиях. Это позволяет наиболее быстро и полно изучать местность, выявлять происшедшие на ней изменения, уточнять расположение наблюдаемых целей, ориентиров и других важных объектов, определять расстояния до них.

Чтобы найти на карте изображение предмета, наблюдаемого на местности, надо:

- ориентировать карту и определить на ней точку своего стояния;

- не сбивая ориентировки карты, стать лицом к определяемому предмету, оценить на глаз расстояние до него и мысленно отложить это расстояние в масштабе на карте от точки своего стояния по направлению на предмет;

- на отложенном расстоянии найти изображение определяемого предмета.

Чтобы решить обратную задачу, т.е. опознать на местности объект, обозначенный на карте, нужно также ориентировать карту и найти на ней точку своего стояния; затем определить по карте на глаз расстояние до искомого предмета, направление на него и по этим данным отыскать его на местности.