Игры с предлогами. Предлоги в стихах, картинках, заданиях и играх для детей Речевые игры с предлогами дома

Предлоги в стихах, картинках и играх для детей : материалы для речевых игр и занятий с детьми дошкольного возраста.

Предлоги в стихах, картинках, заданиях и играх для детей.

По данным исследований, предлоги появляются в речи детей позже, чем другие части речи. Сначала дети начинают употреблять в своей речи существительные, прилагательные и глаголы, затем – метоимения, наречия, числительные. И только после них – предлоги. Первые предлоги появляются у детей на третьем году жизни – в возрасте 2 лет 3 месяцев – 2 лет 6 месяцев (А.Н. Гвоздев).

Сначала малыши начинают использовать предлоги «у», «с», «из» («из дома», «с папой», «у окна». Затем – в возрасте от 2 лет 6 месяцев до 3 лет появляются слова «для», «после», «через», «под».

На пятом году жизни (данные Г.М. Ляминой) дети наиболее активно используют в быту предлоги «у», «в», «на», «с». В этом в возрасте редко употребляются предлоги, обозначающие точное местонахождение предмета («над», «между», «через», «до»). И практически не используются детьми пятого года жизни в повседневном общении предлоги «под», «перед», «около», «о». Дети в обычном общении в быту вместо предлогов предпочитают использовать словами «там», «тут» (наречиями места).

В возрасте 5-7 лет ребенок пользуется уже большим количеством разнообразных предлогов, правильно употребляя их в своей речи: на, в, за, под, к, от, по, около, из, с, над, из-за, из-под, через, между. Дети знают, что предлог – это отдельное слово. И могут посчитать, сколько слов в предложении с предлогом и выложить палочками схему предложения. Одна палочка – это одно слово. Например, в предложении «Мы идем в лес» — 4 слова. Соответственно, схема этого предложения будет выглядеть как ряд из 4 палочек, и дети в 6 лет уже понимают, что «в» — это отдельное слово в предложении

Освоение предлогов не так просто для детей, как это может показаться. Малыши часто пропускают предлоги в своей речи или путают их, допуская речевые ошибки. В занимательных речевых играх и игровых речевых упражнениях можно помочь малышам освоить предлоги и научиться точно и правильно, без ошибок употреблять их в своей речи.

Игры с предлогами для детей.

Перед тем, как проводить речевые игры с предлогами нужно выяснить, какие предлоги уже использует Ваш малыш и правильно ли он их употребляет.

Шаг первый.

Вам понадобится: мягкая игрушка – собачка, кошка, попугай или другой персонаж, который любит играть в прятки.

Пусть игрушка прячется в разных местах комнаты, а ребенок ищет, где она спряталась и называет ее местонахождение словами. Например: «Собачка в шкафу! А сейчас она под столом! На столе! За диваном! У окна! Между куклой и мишкой на полке!» В этой игре мы можем определить, правильно ли ребенок употребляет предлоги в своей речи.

Если Вы играете с игрушкой – кошкой, то используйте стихотворение — считалочку Н. Пикулевой:

Слышу, слышу, слышу, слышу,
Кто потопал и куда!
Кошка прыгнула на крышу
И пропала без следа!
Раз-два-три, четыре, пять,
Я иду её искать!

Пока говорятся слова считалочки, Вы прячете игрушку. На слова «я иду искать» ребенок открывает глаза и отправляется на поиски. Выигрыш присуждается, если малыш не просто нашел игрушку, но и назвал, где она пряталась. Если малышу трудно и он не справляется с заданием, то подскажите ему правильный ответ, при этом отметив для себя, что данный предлог еще не усвоен ребенком. В любом случае игра должна доставлять радость!

Очень важно, чтобы данная игра велась от лица игрушки – чтобы именно игрушка попросила поиграть с ней в прятки. Именно она задавала вопросы малышу и хвалила его, а в случае необходимости поправляла: «Где я спрятался? Назови! Точно, отгадал! Или: А вот и не отгадал. А не НА стуле была, а ЗА стулом!»

Шаг второй.

Вам понадобится: ящик или коробка (в которую можно положить игрушки), а также несколько игрушек.

Сначала вместе с ребенком договоритесь, где можно прятать игрушки в этой игре – проведите «тренировку». Попросите ребенка спрятать игрушку в коробку, на коробку, под коробку, за коробку, у (около) коробки, между коробкой и мишкой, перед коробкой. Так Вы проверите, понимает ли малыш значения разных предлогов, не путает ли он их.

Затем предложите малышу спрятать игрушку от Вас в одном из мест, которые Вы уже определили вместе с ним. А Вы будете отгадывать, где она.

Отвернитесь от ребенка, дайте ему время спрятать игрушку и задайте вопросы: «Собачка на коробке? Под коробкой? У коробки? За коробкой? В коробке?». Когда ребенок радостно скажет в подтверждении Вашей отгадки «Да, собачка … (например, в коробке)» повернитесь и проверьте, действительно ли игрушка в коробке. Если допущена ошибка, то исправьте – «Ой, собачки нет в коробке. Где же она? Вот она! За коробкой! Посади собачку в коробку, а теперь – за коробку. Где она сейчас спряталась? Правильно, за коробкой!»

Если ребенку 4-6 лет, то предложите ему спрятать от Вас несколько игрушек в разные места (в коробку, у коробки, за коробкой, под коробкой, на коробку и т.д.) и попробуйте отгадать, где что лежит. Затем повернитесь и вместе с малышом опишите правильное место расположения предметов: «Уточка в коробке. Бегемотик – за коробкой. Машинка – перед коробкой. Собачка – на коробке. Змейка – под коробкой». Посчитайте, сколько очков Вы получили в игре (1 очко – это одна отгадка). Потом поменяйтесь ролями.

В этой игре Вы сможете понять, насколько точно, правильно, свободно Ваш малыш употребляет предлоги и в чем ему нужна Ваша помощь.

Если ребенок неправильно употребляет предлоги, то нужно ему помочь серией увлекательных речевых игр, которые помогут уточнить и закрепить значения разных предлогов. Выберите игры из списка ниже в соответствии с теми проблемами, которые есть именно у Вашего ребенка (какие предлоги им не освоены).

Как проводить игры с предлогами?

Если ребенок путается во всех предлогах, то лучше всего игры проводить по этапам – от простого к сложному.

Этап 1 – игры с предлогами на, в, под, около – Вы их найдете в статье

Этап 2 – игры с предлогами между, за, перед – серию обучающих игр Вы можете прочитать в статье

Этап 3 – это речевые игры – путаницы с разными предлогами из этой статьи. К этим играм следует переходить тогда, когда ребенок уже знаком с предлогами и активно употребляет их в своей речи, но еще допускает ошибки.

Если ребенок достаточно хорошо освоил предлоги на, в, под, около, между, за, перед, то можно сразу же переходить к третьему этапу – то есть к играм из этой статьи.

Эффективнее всего малышами осваиваются предлоги в активных действиях самого ребенка (в таких заданиях, как спрятать, показать действие, найти), а не в занятиях по книжкам («покажи, где …»). Это означает, что малыш скорее усвоит предлог «на», посадив игрушечную собачку на будку, чем рассматривая картинку в книжке, на которой собачка сидит на будке. Путь здесь такой:

  • от игры с игрушками и предметами (ребенок сам активно действует предметами, расставляя их в нужное место и называя предлог)
  • к рассматриванию картинок (где? назови)
  • к решению задач без наглядной опоры – словесных задач без картинок и игрушек.

Буквально несколько активных речевых игр могут принести намного больше пользы в занятиях с трехлетним ребенком, чем долгое штудирование с ребенком книжки о предлогах. Ведь ребенок лучше всего познает мир и развивается, играя и активно действуя сам!

Игры с предлогами: идеи для занятий с дошкольниками.

Игра с предлогами «Живые картинки».

Одно из любимых упражнений детей с предлогами – это «живые картинки». Игра может проводиться в двух вариантах:

А) Дети (ребенок) разыгрывают сценки – пантомимы, изображая действия Ведущий отгадывает, что это за действие (ты поливаешь цветы ИЗ лейки, ты положил ложку НА стол, ты спрятал что-то ПОД стол и т.д.) Потом они меняются ролями в игре. Можно разыгрывать как отдельные действия, так и целостные сюжеты.

Б) Картинка – иллюстрация рассказа или стихотворения выкладывается ребенком на магнитной доске, фланелеграфе или коврографе. Можно инсценировать ситуации на столе с помощью реальных предметов под строчки стихов или небылиц. Ребенок выкладывает изображения – «живые картинки» в соответствии с текстом стихотворения или рассказа.

Предлоги в стихах и играх с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Стихи с предлогами для детей 3-4 лет. З. Александрова. Что взяла – клади на место!

Прочитайте стихотворение З. Александровой и предложите ребенку разыграть его с помощью реальных предметов и игрушек – кукольной обуви и кроватки, настоящей кружки, буфета, подушки. В соответствии с текстом стихотворения малышу нужно будет разместить предметы.

Можно провести игру и так, чтобы задания из стихотворения выполняла кукла Оля, а потом малыш исправил ее ошибки и помог кукле справиться с заданиями мамы.

Шаг 1. Прочитайте стихотворение. Перед чтением объясните малышу, что слово «ботики» в стихе обозначает «ботинки». Инсценируйте стихотворение.

Шаг 2. Исправьте вместе с ребенком ошибки Оли – помогите ей всё расставить по местам. Расскажите вместе с ребенком, куда нужно было положить кружку (В буфет), подушку (НА кровать), ботинки (ПОД кровать).

«Это Оленьке известно:
Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.

На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку,
Прячет ботики в буфет.
Всё на месте или нет?

Если мама промолчала,
Надо делать всё сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать…
Кажется, не так опять?

Оля смотрит виновато:
Нет, стояло всё не там…
Помогите ей, ребята,
Всё расставить по местам. (З. Александрова)»

Игра – путаница с предлогами для детей 3-5 лет. А.Валасина. Пирог.

Дети очень любят учиться увлекательно, любят юмор и неожиданные моменты. Именно поэтому я сочинила для речевых занятий с детьми юмористический стишок о предлогах. Это стихотворение – путаница, веселая игра со словами. Попробуйте и Вы поиграть в эту веселую и полезную для развития речи ребенка игру!

Для игры Вам понадобятся игрушки (картинки или предметы): кошка, корзина, картина.

Прочитайте с малышом стихотворение и выложите с помощью предметов или картинок то, о чем рассказал мальчик (по тексту стиховторения). Затем выложите те путаницы, которые у него получились. Спросите ребенка, что перепутал мальчик? Пусть он исправит его ошибки. В конце стихотворения расставьте все вещи на свои места и назовите с ребенком, где они находятся (на стене, под картиной, в корзине, у корзины)

Текст стихотворения:

Как-то раз я ждал гостей — много взрослых и детей.
Вкусный яблочный пирог очень ловко я испёк.
Вытер пыль и пол помыл. И цветы везде полил.
Вот я посмотрел вокруг, сочинились строчки вдруг:
«На стене висит картина, а под ней стоит корзина.
В той корзине кошка спит. Рядом с ней клубок лежит».
Вот и рифма получилась, очень складно всё сложилось.
Чтобы строчки не забыть я решил их повторить:
«У стены стоит картина, а под нею спит корзина.
На стене клубок висит, кошка на клубке лежит».
Ой, слова все заблудились и стихи не получились!
Что ж, придётся мне опять эти строчки повторять:
«На стене висит корзина, а в корзине той картина.
У корзины кошка спит, а под ней клубок лежит».


Что-то перепутал я. Помогите мне, друзья!
Вместе будем мы опять эти строчки повторять:
« На стене висит…(картина). А под ней стоит …(корзина).
В той корзине кошка спит. Рядом с ней…(клубок лежит)».
Вот теперь порядок полный! Ждёт всех нас пирог огромный!

Рассмотрите картинки и найдите на них путаницы – небылицы. Назовите вместе с ребенком, где находятся предметы и где они должны быть нарисованы.

Игра с предлогами для малышей. «Курочка и цыплята».

Для игры Вам понадобятся игрушки или картинки: курочка и цыплята. Аналогичную игру можно провести и с другими игрушками – например, коза и козлята, кошка и котята, утка и утята, овечка и ягнята (в зависимости от того, что есть у Вас дома).

Прочитайте ребенку стишок (или спойте песенку):

Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки —
Желтые цыплятки!

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите!

Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце!

Предложите ребенку закрыть глаза, а Вы в это время спрячете фигурки цыплят. Используйте для этого те картинки и предметы, которые есть у Вас дома (можно спрятать за книжку, за игрушечное дерево, под кукольной скамеечкой, на машине и т.д.).

Давайте поможем курочке собрать ее деток. Где они спрятались? (попросите малыша найти цыплят и назвать, где они находятся): «Где спрятались цыплята? Правильно, вот один – НА крыльце. А второй? Да, ЗА крыльцом. А третий цыпленок где? Под домом. На пруду. Под кустом. Откуда прибежал цыпленок к маме — курочке? Из-под дома. А этот откуда? Из-за куста. А этот цыпленок где спрятался? На травке у пруда и т.д.»

Речевая игра с предлогом «за». Отгадай, кто спрятался за домом?

Еще одно стихотворение, которое замечательно подходит для закрепления правильного употребления в речи детей предлога «за» — спрятались за домом (за кустом, за машиной, за забором и другие варианты).

Мы сейчас играем в прятки,
А в игре одни загадки.
Не могу найти я Сашу,
Настю, Диму и Наташу.
Никого нет за кустом,
За крыльцом и за столбом.
Мне немножечко обидно,
Что друзей совсем не видно.
Где теперь ребят искать?
Обойду весь двор опять.
Чьи же ноги за машиной?
Там присели Настя с Димой.
Сашу где искать с Наташей?
Вот они, в подъезде нашем.
Не скажу я даже вам,
Куда спрячусь после сам. (В. Пузырев)

После чтения стихотворения поиграйте с детьми в игру «Отгадай, кто спрятался за домом» (за деревом, за кустом и т.д.). Для этого возьмите картинку, изображающую дом, и картинки разных зверюшек и птиц. Прячьте по очереди картинки зверюшек и птиц за силуэтом дома так, чтобы была видна только одна часть изображения живоного. По этой части дети пытаются догадаться, кто спрятался за домом.

Аналогично можно провести игру «Отгадай, кто спрятался за кустом , (за забором, за деревом)»

Пример картинок для такой игры Вы найдете

Предлоги в играх и стихах с детьми старшего дошкольного возраста

(5-7 лет)

Стихи с предлогами для детей 5-7 лет. М. Яснов. Предлоги

Это юмористическое стихотворение лучше всего инсценировать с группой детей. Но если Вы занимаетесь с одним малышом, то можно использовать картинки и располагать их на доске или на листе бумаги в соответствии с текстом стихотворения. Либо разыграть сценку с игрушками на столе.

Сидел прохожий на скамье,
Держал в руках кулек.
А над скамьей сидел скворец,
А под - лежал бульдог.

И тот, в траве, сидящий под,
И тот, что над , в листве,
Глядели на того, кто на , -
Верней на то, что в.

Тогда прохожий взял кулек
И вынул пирожок.
Часть бросил над, часть кинул под,
А остальное - в рот.

И каждый принялся жевать,
Верней, один - клевать.
Пришлось для этого ему
Слететь и прыгать у .

Так теплый, мягкий пирожок
Был съеден от и до,
А смятый маленький кулек
Попал в карман пальто.

И полетел один по-над,
Другой полез из-под
И рядом с третьим побежал
За, перед -
И вперед! (Михаил Яснов)

Шаг 1. Прочитайте стихотворение целиком и предложите поиграть в него – сделать «живые картинки».

Шаг 2. Перечитайте первые два четверостишия и попросите малыша выложить картинку (прохожий на скамье, в его руках кулек, над скамьей на дереве скворец, под скамьей собака)

Шаг 4. Прочитайте последнее четверостишие и спросите малыша, отгадал ли он, кто это такие и что они делают. Кто «полетел по – над»? По – это по чему? (по небу) Над – это над чем? (над листвой, над деревьями) Кто полез из-под? Из-под чего он вылез? (из-под скамейки) С кем он побежал? За кем? Перед кем?» (перед прохожим). Разыграйте сценку с игрушками.

Шаг 5. Расскажите эту историю своими словами вместе с малышом, разыграв мини-спектакль — импровизацию. Помогайте ребенку началом фраз: «Однажды прохожий…. Он сел.. (куда?). Его бульдог… (что сделал?) и так далее»

Стихи с предлогами для детей 5-7 лет. У куста растет ромашка. Развиваем словотворчество и сочиняем небылицы – стихи с предлогами вместе с детьми.

Это стихотворение легко инсценировать с ребенком.

Идеи для этой игры с предлогами:

Вариант 1. Вырежете из бумаги простые силуэты — ромашку, букашку, куст, пташку, рубашку, речку, мост.

Вариант 2. Речкой может быть синяя атласная ленточка или полоса бумаги. Мостом – кирпичик из строительного набора. Кустом – зеленый полуовал из картона. Букашкой может стать красный маленький кружок, пташкой – серый овал среднего размера. Рубашкой – силуэт из бумаги в форме буквы Т. Используйте предметы – заместители, развивающие воображение малышей. И выложите картинку в соответствии с текстом стихотворения.

У куста растёт ромашка.
Под кустом сидит букашка.
Над кустом летает пташка.
На кусте висит рубашка.

Почему? Да потому!
Потому что за кустом —
Возле речки, за мостом —
Сохнет мокрый рыболов,
Без рубашки, без штанов.
Дома удочку забыл
И руками рыб ловил.
Так увлёкся, что споткнулся,
У реки в тоске сидит,
Сохнет, мёрзнет и грустит.

Поиграйте затем в небылицы – придумывайте необычные строчки с предлогами, которые малыш будет инсценировать – выкладывать из картинок в соответствии со значением предлога.

Здесь очень важно, что ребенок при выкладывании картинок будет ориентироваться именно на значение предлогов, а не на жизненную привычную логику. Это более трудная задача.

Варианты наших с детьми путаниц – небылиц по этому стихотворению для «живых картинок»:

Небылица – путаница с предлогами 1.

У куста летает пташка.
На кусте растет ромашка.
У реки сидит букашка.
На мосту висит рубашка.

Небылица – путаница с предлогами 2.

Под мостом висит рубашка,
На мосту растет ромашка.
За кустом сидит букашка,
Над кустом летает пташка.

Небылица – путаница с предлогами 3.

На кусте растут букашки,
Под мостом растут ромашки,
У реки летает пташка,
А в реке живет букашка.

Обычно дети в 4-5 лет охотно сочиняют в продолжение этой игры свои небылицы с предлогами. Например,

На сосне живет рубашка,
Под сосной висит букашка,
У сосны летает пташка
А в сосне растет ромашка!

Поощряйте такую игру детей со словами. Она свидетельствует о развитии языкового чутья у ребенка, помогает ему экспериментировать со словами, звуками, слогами, развивает его языковые и творческие способности. Записывайте небылицы – перевертыши и другие сочинения малышей. Дошкольный возраст – возраст лингвистической одаренности! Но он так быстро проходит! Используйте его возможности на 100%!

Игра с предлогами для детей 5-7 лет. «Котята».

Вам понадобятся: картинки «котята» (5 штук) или игрушечные котята (5 штук)

Прочитайте ребенку стихотворение и попросите его спрятать котяток (куда котята спрятались, малыш узнает из стиха). Затем спросите, откуда выбежал Снежок? (из сапожка) А Мурзик откуда выпрыгнул? (Из корзинки). Матрешка откуда спрыгнула? А Василинка? А откуда выбежал Гришка? (Из шкафа).

Предложите малышу придумать новые места в комнате, куда он спрятал бы котят и назвать (за шкафом, между столом и креслом, под диваном и т.д.)

Затем сыграйте с ребенком в прятки. Пусть ребенок спрячет котят, а Вы будете отгадывать и называть, где они находятся. Затем поменяйтесь ролями. Обязательное правило в игре – называть место, где находится котенок, словами. Только в этом случае считается, что котенок найден и можно поменяться ролями.

Стихотворение к игре с предлогами «Котята»

Как-то раз одни котятки
Поиграть решили в прятки :
Первый прыгнул в сапожок —
Котик маленький Снежок.
Мурзик спрятался в корзинке,
А под столик Василинка.
С синим бантиком Матрёшка
Притаилась у окошка.
Ну, а самый шустрый Гришка
В шкаф забрался, шалунишка!
Вот как малые котятки
Поиграть решили в прятки.
Очень долго их искали,
Только где они, не знали,
Лишь потом, к молочной миске
Прибежали быстро киски.
Раз, два, три, четыре, пять —
Вот и в сборе все опять! (Е. Горева)

Игра с предлогами «Прятки в лесу».

Это стихотворение очень хорошо подходит для инсценировки с группой детей старшего дошкольного возраста или для разыгрывания в театре игрушек или театре картинок. В нем встречаются предлоги «в», «за», «на», «до», «под». После инсценировки можно придумать новые места, в которые могли спрятаться лесные жители и назвать их (в берлоге, в дупле, под пнем, на ветке и т.д.)

Расскажу я вам, ребятки,
Как играли звери в прятки.
Собрались они в лесочке.
Кто попрятался за кочки,
Кто на дерево залез,
Кто ушел поглубже в лес,
А зеленый крокодил –
Он водил.
К кенгуру скакал сынок,
Добежал и в сумку скок!
Мишка косолапый
Спрятался за папой.
А бобрята, как всегда,
Добежали до пруда
И туда!
Вот жираф-акселерат
Росту своему не рад.
Где ж ему укрыться
С высотой пять тридцать.
Передумал он играть:
«Лучше буду наблюдать.
Мне с такого роста
Все увидеть просто».
Колючие ежата
Спрятались под елку.
Их там совсем не видно,
Они как ель – в иголках,
А крокодил в чащобу
Забраться не захочет.
И вот сидят ежата
И шепотом хохочут.
Обиделся Зеленый,
Под нос себе бормочет,
Что он устал и больше
Играть уже не хочет.
Играть сегодня в прятки
Мне больше нет охоты,
Теперь меня пусть ищут»
И плюхнулся в болото. (А. Прокофьев)

Игра «Как убегала белка от лисы»

В этой речевой игре малыш запоминает дорогу белки и повторяет ее по картинкам, используя предлоги.

Игра с предлогами «Найди ошибку» (для детей 5-7 лет).

Предложите ребенку найти, какие ошибки допустил Незнайка. Придумывая предложения с ошибками, включайте в них типичные ошибки Вашего малыша. Дополняйте эти сложные для ребенка случаи употребления предлогов просто веселыми и легкими примерами, чтобы ребенку нравилось играть в эту речевую игру и чтобы посмеяться вместе с ним. Например,

  • Мы пошли до магазина (мы пошли в магазин)
  • Я сорвал яблоко над дерева (я сорвал яблоко с дерева)
  • Птенчики выпали от гнезда (птенчики выпали из гнезда)
  • Я возьму игрушку у шкафа (я возьму игрушку из шкафа)
  • Кошка прыгнула от стула (кошка прыгнула со стула)

Стихи — загадка с предлогами для детей 6-8 лет.

В 6-7 лет детей знакомят с термином «предлог» и объясняют, что предлоги- это «маленькие слова». Поможет Вам в этом стихотворение:

У дороги кот сидит.
За дорогой дом стоит.
До дороги добегу,
Под дорогой перейду —
Там подземный переход.
От дороги пёс идет.
На дороге – постовой,
Над дорогой – облака.
Шли к дороге мы с тобой
Два часа издалека.
Нам в рассказе о дороге
Очень помогли… (предлоги )


Игры с предлогами всегда очень интересны и занимательны! Желаю Вам и Вашим малышам успехов в овладении родным языком! И еще хочу сказать, что почти все эти игры можно будет проводить и на иностранном языке, когда малыш подрастет.

Дидактические пособия по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с ОНР.

Большакова Лидия Михайловна

Учитель-логопед

МДОУ «Детский сад «Сказка» г.Надыма

Игры с предлогами

При формирование грамматического строя речи детей с речевыми нарушениями большую роль играет работа по изучению и закреплению предлогов. Значительную помощь учителю-логопеду при обучении детей использованию предлогов в устной, а в последующем и в письменной речи в соответствии с законами грамматики оказывают разнообразные дидактические игры.

Дидактическая игра «Бросайка»

Цель: закрепление понимания и правильного употребления различных предлогов.

Логопед предлагает детям бросить кубик, на гранях которого изображены схемы предлогов, и придумать предложение (или выбрать подходящую картинку) с «маленьким словом», схема которого оказалась на верхней грани игрового кубика.

Дидактическая игра «Поезд»

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов В, НА, ПОД .

На доске выставляется макет поезда. Логопед говорит:

Пассажиры везут в поезде разные вещи. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом В. Во втором вагоне - вещи, про которые можно придумать предложение со словом НА, а в третьем - со словом ПОД.

Логопед показывает картинки. Дети придумывают предложение и помещают картинки в соответствующие «вагоны». Например, картинка «Мяч лежит на стуле»

Дидактическая игра «Придумай предложение»

Цель: активизировать словарь по лексическим темам: «Мебель», «Грибы», «Одежда», «Посуда», «Продукты питания», соотносить предлог со схемой, составлять предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам:

Перед ребёнком или группой детей выкладываются карточки с тремя окошками и с двигающим вкладышем на примере математического Абака на котором изображена схема предлога, два окошка с опорными картинками и одно окошко пустое, детям предлагается подобрать предлог и придумать предложение. Необходимо контролировать, чтобы в предложении ребенка были оба опорных слова, а также предлог.

Дидактическая игра «Веселая полянка»

Цель: активизация словаря по лексической теме «Насекомые», закрепление навыков употребления в речи предлогов.

Ребята, посмотрите внимательно на полянку и составьте предложение с предлогом. Логопед манипулирует насекомыми (которые прикреплены липучкой), тем самым моделирует различные ситуации: бабочка села на колокольчик, божья коровка заползла в цветок и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для ознакомления детей с пространственным значением предлогов «В гостях у Смешариков»

Дети дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи очень редко используют предложные конструкции, с трудом понимают значение предлогов.Опыт работы в дошкольном учреждении показал, что лучше...

Дидактические игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов.

предлагаемые дидактические игры и упражнения помогают детям с ОНР усвоить правила употребления предлогов....

Дидактическая игра "Найди предлог"

Цель: Уточнить умения детей различатьпространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД, НАД, ЗА. Выделять эти предлоги в загадке.Развивать диалогическую речь. Формировать фонематические пре...

«Система игр

Выполнила:

на закрепление предлогов»

Учитель – логопед: Трясина Юлия Евгеньевна

Челябинская область

город Миасс

МКДОУ №18


У большего количества детей с ОНР отмечается крайне низкий уровень развития по восприятию пространства и ориентировки в нем. У них возникают трудности в определении сторон пространства (особенно право, лево); наблюдаются несформированность элементарных уровней овладения пространством, непонимание пространственных отношений между предметами.

Несформированность пространственных представлений напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребёнка, что ведёт к появлению нарушений графической деятельности, конструктивной, игровой и счета.

Развитию познавательной деятельности, преодолению пространственных нарушений и подготовке детей к такому сложному виду деятельности, как письмо, способствуют коррекционно-развивающие игры.


« В гостях у Мухомора»

Цели :

1.Обучение чтению графических схем с предлогами, использование этих предлоги в речи при составлении предложений;

2.Развитие умения словесно обозначать пространственные отношения между предметами, используя предлоги над, под;

Оборудование : карточки с предлогами; картинки мухомора, бабочек, жука, гусеницы, цветов на магнитах.

Логопед предлагает поиграть в прятки. На чудесную полянку собрались насекомые, чтобы полюбоваться красавцем мухомором. Но здесь имеются «маленькие слова», которые спрятались в схемах.

Дети перечисляют предлоги, которые помогут узнать, кто пришел полюбоваться чудо грибом. Придумывают предложения, используя схемы. Называют, что и кто находится слева, справа от мухомора.


«Федорино горе»

Цели :

1.Обучение чтению графических схем с предлогами, использование их в речи при составлении предложений;

2.Развитиеумения словесно обозначать пространственные отношения между предлогами, используя предлоги: за, на, из-за;

3.Закрепление и расширение пространственных наречий: слева, справа, сверху, снизу, выше, ниже.

Оборудование: картинка с изображением посуды, которые спрятались на полке у Федоры; схемы предлогов.

Логопед вывешивает картинку, на которой Федора приглашает детей поиграть с ней в прятки. Дети отыскивают местоположение посуды с помощью «маленьких слов», которые также спрятались на картинке. Перечисляют предлоги, которые помогут узнать, что, где спряталось. Составляют предложения с этими предлогами.

Вопросы:

Что спряталось выше всех?

Что ближе к нам?


«Терем теремок»

Цели:

1.Отражение пространственных отношений между предметами, используя слова: слева, справа, сверху, снизу.

2.Учить различать предлоги под и над, правильно употреблять их с существительными в творительном падеже;

Оборудование : картинка с домиком; в окошках домика - жильцы.

Логопед предлагает рассмотреть новый дом, в котором поселились жильцы. Выясняя местоположение жильцов, дети определяют: кто над кем или под кем поселился в новом домике, называют соседа слева или справа.

Например: «Кто живёт под мышкой?»


«Зашифрованное предложение»

Цель :

1.Обучение чтению графических схем с предлогами, использование этих предлогов в речи при составлении предложений.

Оборудование: карточки, на которых изображены два предмета, и схема предлога между ними.

Логопед предлагает детям «прочитать» предложение. Например, карточка (кошка- схема предлога из-под –шляпа); ребёнок составляет предложение: «Кошка выглядывает из-под шляпы». Можно предложить ребенку самому придумать и «написать» аналогичные предложения с известными ему предлогами.


«Заселите домики»

Цели:

1.Уточнение и дифференциация значения предлогов на, в, над, под, из.

Оборудование: домики с окошечками для карточек сюжетными картинками (с использованием в сюжете данного предлога); карточка условным обозначением предлога на крыше домика.

Логопед предлагает заселить квартиры в новых домиках жильцами, выполнив одно условие: подобрать и разложить карточки в окошечки домиков, определив значение предлога. Карточки с условным обозначением предлога находится на крыше домика.


«Бросай – ка»

Цель:

1.Закрепление понимания и правильного употребления различных предлогов.

Оборудование : кубики на гранях которого изображены схемы предлогов.

Логопед предлагает детям бросить кубик, на гранях которого изображены схемы предлогов, и придумать предложение (или выбрать подходящую картинку) с «маленьким словом», схема которого оказалась на верхней грани игрового кубика.


«Весёлый паровозик»

Цель:

1. Закрепление предложно-падежных конструкций;

2. Дифференциация предлогов В, НА, ПОД,НАД.

Оборудование: На доске выставляется макет поезда, в каждом вагоне в окошечках предлоги.

Логопед говорит: - Пассажиры везут в поезде разные вещи. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом В. Во втором вагоне - вещи, про которые можно придумать предложение со словом НА, а в третьем - со словом ПОД. Логопед показывает картинки. Дети придумывают предложение и помещают картинки в соответствующие «вагоны». Например, картинка «Мяч лежит под столом»


Спасибо за

Лето – удобное время поработать над ориентировкой в пространстве. Ориентировка в пространстве – навык, базовый (подчёркиваю!) для любого обучения. Это значит: чему бы ребёнок не учился, навык ориентировки в пространстве будет ему помогать.

Именно поэтому он заслуживает большого и особого внимания.

Пространственная ориентировка у дошкольников

Последовательность формирования ориентировки в дошкольном возрасте следующая.

  1. малыш осваивает собственное тело (схему тела);
  2. потом переходит к окружающим предметам – учится выделять их различные стороны: переднюю, тыльную, верхнюю, нижнюю, боковые;
  3. далее учится определять пространственное расположение предметов относительно себя;
  4. к школе осваивает ориентировку на плоскости, проще говоря, тетрадный листок.

Все эти навыки обязательно должны сопровождаться появлением и применением в речи словесных определений пространственных отношений: вперед–назад, вверх–вниз, направо–налево и прочее.

Полезно, чтобы к началу школьного обучения в речи детей появились и правильно применялись ещё 2 группы слов, обозначающих ориентировку в пространстве:

  1. предлоги,
  2. наречия.

Предлоги в картинках

Обучение дошкольника (да и младших школьников) должно быть наглядным. Существует много разных вариантов графического изображения пространственных отношений. Они изображаются в виде карточек-схем.

Предлогов в русском языке много.

Не все они доступны дошкольникам. К школе полезно усвоить две группы.

  1. Предлоги, отражающие многообразные статические пространственные отношения предметов (в том числе и человека).
  2. Предлоги, передающие направление движения либо указывающие местонахождение предмета во время движения.

Предлоги в русском языке первой группы (статические)

Предлоги в русском языке второй группы (на движение)

Работая с предлогами, полезно соотносить карточки-схемы с картинками.

Игры на закрепление предлогов

Наиболее эффективно умение ориентироваться развивается в игре .

Подбери пару

Распечатать предложенные или составить свои наборы. Рассмотреть. Выяснить, что происходит на картинках, почему рядом с картинкой нарисована именно такая карточка-схема. Разрезать, перемешать. Предложить ребёнку выложить карточки-схемы в столбик (мало кто знает как это) и подобрать к каждой из них карточку с сюжетом.

Действие – карточка схема

Возьмите книжку и ручку. Выполняйте следующие манипуляции, а ребёнок называет действие и подбирает карточку-схему. Каждый раз задаём вопросы: "где находится ручка?" и (если уместно) "откуда ручку достанем?"

  1. Ручка на книжке
  2. Ручка под книжкой
  3. Ручка в книжке
  4. Ручка за книжкой (книжку ставим вертикально)
  5. Ручка над книжкой
  6. Ручка справа от книжки. Перемещаем через книжку на левую сторону.
  7. Ручка между книжками

Игра «Сделай по команде»

Взрослый даёт команду, ребёнок выполняет: руки за спиной (откуда руки достанем?), на голове, над головой, за головой (откуда руки достанем?), под подбородком, перед грудью. Голова между ладонями. Достань ухо через голову.

Будет здорово, если дети сами нарисуют простенькие сюжеты на заданный предлог.

Малышам будет интересно посмотреть на видео

Ориентировка в пространстве: наречия

Этого слова пугаются все, кроме логопедов, потому что никто не помнит, что это такое есть. А на самом деле всё очень просто.

Наречия, которые полезно ввести в словарь подготовишек, – это слова, отвечающие на вопросы:

  1. Куда?
  2. Откуда?

«Пространственная» терминология окружает нас повсюду. Поэтому не требуется искать какой-то особый материал для занятий с детьми. Важно только учить детей использовать предлоги и наречия до тех пор, пока они не станут применять их в спонтанной речи. Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.