Игры триз в подготовительной группе. Игры по триз технологиям в подготовительной группе. Два главных правила занятий по триз

Картотека дидактических игр

ТРИЗ и РТВ

(подготовительная группа ) .

Программа «Росток»

Страунинг А.

Игра «Построим детский сад»

Цель.

Познакомить детей с системным подходом к окружающему миру (компонентным и функциональным).

Показать зависимость объекта от места проживания.

Мозговой штурм – построили детский сад в воде, в горе. Обсудить работу, жизнь в этом детском саду. Для наглядности использовать ресурсы группы. Например: гора – кубики, корзина, одеяло. Море – аквариум – банка – коробка.

Игра “Части – целое” по теме детский сад.

Цель.

Познакомить детей с методом фокальных объектов, объясняя детям технологию работы по этому методу.

Учить изменять привычные объекты (или часть объекта), конструируя из них совершенно новые. Продумывая их функции, их взаимоотношение с окружающими предметами и людьми.

Провести небольшой анализ положительного и отрицательного в нашем детском саду, в группе.

Предложить придумать совершенно новый детский сад, объясняя как пользоваться методом фокальных объектов.

Например: в детском саду разные группы – стеклянные, колючие, матерчатые… Продумать функции этих групп.

Вопрос: – Для чего можно использовать стены в группе, раздевальной комнаты, если они…?

Часть стены колючая, часть…? Для чего эту стену можно использовать?

Часть потолка, часть пола…? Мебель, пособия…?

Подумать, из чего в группе можно сделать макет такого детского сада для кукол. Использовать ресурсы группы.

Цель.

Определить главную функцию детского сада для детей, для взрослых, работающих в детском саду, для родителей.

Внести в морфологическую таблицу новый ряд – сотрудники детского сада.

Игра “Зачем?”

Зачем детям – детский сад? Родителям? Воспитателям? Другим сотрудникам? Городу – детский сад, дети?

Провести работу по морфологической таблице, определяя возможные изменения, ситуации при определенном выборе карточек.

Усложнение.

Провести сравнительный анализ детских садов для детей и детских садов для животных. Назвать их, рассмотреть иллюстрации: инкубатор, птицеферма, ферма для телят. “Детский сад” у пингвинов, утят.

Сравнить, чему учат в наших детских садах и птицы, звери своих детей.

Вопрос: – Почему учат именно этому?

Фантастическая ситуация: ребенок попал в “детский сад” пингвинов, утят, телят.

Игра «Сказочные герои в детском саду»

Цель.

Познакомить детей с кольцом Луллия.

Учить обобщить явления, не имеющие очевидных связей.

Учить представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями.

Предложить детям фантастическую ситуацию: все взрослые в детском саду ушли в отпуск, а вместо себя оставили сказочных героев, очень во всем похожих на себя.

Вопрос : – Кто в группе будет воспитатель за…?

Кто будет помощник воспитателя?

Дети называют героев сказок, мультфильмов, которые будут работать в детском саду вместо сотрудников.

Обязательно обсуждение – почему именно этот герой будет вместо взрослых?

Вопрос: – Чем лучше и чем хуже, если в группе будет не воспитатель, а, например, Василиса Прекрасная. Кому лучше, а кому хуже?

Показать детям образец (неполный) кольца Луллия. Предложить сделать себе в группу такой и поиграть с ним.

Изображения на секторах колец дети могут нарисовать, написать или наклеить сами.

1 кольцо – герои сказок.

2 кольцо – сотрудники детского сада.

3 кольцо – помещения детского сада.

Обыграть кольцо, рассматривая каждый вариант – последовательность развития событий, последствия этого изменения для самого героя и его окружающих.

Цель. Учить детей ставить конечную цель, приближаться к ней, планируя последовательность действий.

Закрепить умение пользоваться символической аналогией.

Показать зависимость системы от окружающей среды.

Игра “Слова – напарники”.

Воспитатель называет слово, а дети находят два слова – напарника, которые показывают последовательность действий по теме “Растительный мир”.

Например: Сирень – ваза – цветы. Зерно – мука-булка. Посадил – выросло – собрал.

Игра “Цепочка целей”.

Какую цель вы ставите перед собой… умываясь,

кушая, сажая картошку, собирая ягоды, яблоки.

Раскрыть последовательность любого действия детей, разбивая его на множество мелких целей, в правильной последовательности.

Чтобы пойти в лес за грибами надо: встать с постели, одеться, умыться. Позавтракать, собрать корзинку, одеться в лес (надеть колготки, брюки, носки…) взять корзину. Подождать папу или маму и т. д.

Провести по цепочке целей несколько дел, предложенных детьми.

Показать, что любое действие может вызвать антидействие.

Например: “Копали яму глубоченную -

Получили гору высоченную”.

Олег Григорьев.

Привести еще несколько примеров аналогичного действия.

Предложить символически “записать” последовательность любого дела, а потом “прочитать” детям.

Игра «Выберем продукты для обеда»

Цель.

Систематизировать продуты животного происхождения.

Учить в зависимости от цели, объединять реальные предметы, создавая непривычный предмет.

Провести системный анализ пищи животного происхождения. Компонентная схема выстраивается – рисуется символически на большом листе бумаги.

Мясо – животные, птица (яйцо), рыба (икра).

Молочное – свежее молоко: масло, сыр. Кислое молоко: сметана, творог, простокваша.

При затруднении изображения можно использовать картинки или писать.

Назвать множество знакомых блюд, приготовленных их этих продуктов, по ходу раскрывая последовательность приготовления пищи. Обратить внимание на соотношение – больше – меньше.

Повар готовил обед,

И тут отключили свет.

Повар леща берет

И опускает в компот.

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье,

Мешает суп кочережкой,

Угли бьет поварешкой.

Сахар сыплет в бульон,

И очень доволен он.

То – то был винегрет.

Когда починили свет!

По желанию детей сделать кольцо Луллия или морфтаблицу, объединив растительную и животную пищу создать непривычный предмет.

Цель. Учить, соединяя знакомых животных, придумать кого-либо совершенно неизвестное. Показать, как размер животного или его изменение могут повлиять на его жизнь и взаимоотношения с окружающими.

Выстроить животных по размеру: от самого маленького до самого большого.

Найти им аналог в геометрических формах. Обыграть: какое большее, какое меньшее. Сначала на животных, потом на символах.

Например. Часть линии: лиса, волк, медведь, слон.

Вопрос: – Кто больше волка, но меньше слона и т. д.

Тритон – больше слона или меньше?

Обсудить, как размер животного или его изменение могут повлиять на его жизнь и взаимоотношения с окружающими.

Большая Ворона идет по дорожке.

Ростом Ворона выше, чем Кошка!

С вороной бы Кошка затеяла драку,

если была бы ростом… с собаку.

Используя морфологический анализ, каждый ребенок (или объединяясь по двое – трое) придумать нереальное животное. Придумать ему название. Продумать, как и где оно будет жить, чем питаться.

Цель.

Воспитывать у детей умение обнаруживать скрытые зависимости и связи, на их основе делать выводы. Показать скрытые ресурсы животных.

Учить детей оценивать как сам процесс, так и результат.

Игра Экологическое равновесие “.

Однажды природа изобрела зайца, но для полного счастья ему не хватало капусты и …волка. Не будет капусты – погибнет от голода, не будет волка – от болезней.

А если вдруг капусты стало много – увеличили количество.

Чтобы вся земля не заросла – придумали зайца. Количество зайцев тоже увеличили, их стало много – придумали волков. Но ведь зайцев очень много, зачем бегать ловить, сами мимо бегут.

Вопрос: – Если волк не будет двигаться, что будет? Как заставить волка двигаться? Волков стало очень много – что придумали? И т. д.

Аналогичную ситуацию потом можно обсудив с другой парой животных по выбору детей.

Игра «Лесная з агадка»

Цель. Учить устанавливать причинно – следственные связи.

Цель. Учить устанавливать причинно – следственные связи.

Воспитывать умение рассматривать привычные предметы, ситуации с непривычной точки зрения.

Закрепить владение приемами фантазирования.

Составить с детьми подробную морфологическую таблицу. Раскрывать в ней части тела животных, которые им жизненно необходимы: чем добывают пищу, чем обороняются, как передвигаются. Если есть иллюстрации, рассмотреть, как изменились средства приспособления животных за период эволюции.

Подвести итог, что у животных все жизненно необходимо. Рассматривая, обратить внимание на влияние окружающей среды на изменения в организме животных.

Собрать из таблицы животное, которое может все само. У которого есть все средства на всякий случай. Обсудить, хорошо или плохо ему будет жить сейчас в привычном месте обитания. Какой характер (чей?) будет у этого животного. Сформулировать противоречия, возникающие при приспособлении этого животного к окружающему миру. Попытаться самостоятельно их разрешить.

Предварительная работа: Предложить принести фотографии своих родственников, себя и родителей в детстве.

Игра “Я – робот”

Цель.

Закрепить знания о строении, функциях человека с помощью системного оператора. Показать взаимозависимость человека и его окружения. Дать понятие о роде и поколениях.

Предложить детям представить, что они роботы, внешне и внутри которых все как у человека. Включить музыку и подвигаться как роботы.

Упражнение на координацию движений.

Дети сидят или стоят. Дотронуться левой рукой до правого уха, а правой – до левого. А теперь поменять руки и перевести левую на правое плечо, а правую на левое. Поменять руки, дотронуться до талии, затем до колен, а потом и до щиколоток. То же самое делаем по направлению вверх: колени – талия – плечи – уши. Повторить упражнение три раза.

Представьте, что в голове много кнопок, и когда на них нажимать, вы начинаете смеяться, плакать…

Вопрос: – Кто нажимает эти кнопки?

Можете ли вы сказать “стоп” – когда кто-то нажимает эти кнопки?

Взаимоотношения в семье.

Кнопки – дела.

Вопрос: – Как поднять (испортить) настроение, развеселить, огорчить?

Разбудить, встретить с работы, с магазина.

Работа проводился с карточками, показывающими время суток, квартиру, предпрития.

Как человек может изменить что – то в себе, используя знакомые приемы. Например – стать сразу толстым, высоким… Вспомнить, каким приемом пользовался заяц – силач.

Для чего человеку может понадобиться изменять что-то в своем облике.

Организация: МДОУ детский сад комбинированного вида « 35

Населенный пункт: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

В настоящее время в дошкольных учреждениях внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Дошкольный возраст уникален, так как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Основные требования (критерии) педагогической технологии в ДОУ являются: у правляемость возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. Эффективность современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизводимость возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!». Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств как гибкость, подвижность, системность, диалектичность мышления; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения . Основная задача использования ТРИЗ технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость открытий . Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.

С целью развития психических процессов каждого ребенка с использованием основного вида деятельности дошкольника – игра я приняла решение использовать игры ТРИЗ технологии на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Главное слово – подготовка, то есть наличие у ребенка готовности к обучению в школе. Задачи моей работы: развитие гибкости, подвижности и системности мышления, произвольного внимания, умения слушать и слышать друг друга, работать в паре, команде, навыков самостоятельной деятельности. Для решения поставленных задач были разработаны занятия подготовки к обучению грамоте на учебный год. Основная мотивация занятий удовлетворение потребности в положительном эмоциональном общении с взрослым и товарищами, достижение успеха в ходе выполнения заданий в ННОД. Составлена картотека игр и упражнений с использованием приемов ТРИЗ для формирования механизмов языковой ориентировки на различных уровнях языка: синтаксическом, лексико – семантическом, фонетическом, звуко – буквенном:

- «Четвертый лишний» - научить видеть лишнее – букву, слог, слово, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение: по количеству слогов, букв (звуков), наличию мягких согласных и т.д;

- «Да-Нетка» - развивать системное мышление, усвоение различных понятий звук – буква – слог – слово. Например: воспитатель (ребенок) дает правильную (неправильную) характеристику букве (звуку) или называет место слова в слоге. Ответ НЕТ предполагает необходимость дать правильный ответ;

- «Беру тебя в мои друзья» - развивать (отрабатывать) умения детей делить слова на слоги, постановку ударения, звуковой состав слов. Обогащать предметный и глагольный словарь. Примечание: работа проводится с изучаемой или изученными буквами;

- «Шифровальщики» - развивать умение из набора букв составлять слова, зрительно воспринимая (записывая) слова из представленных букв, быстроту мыслительных процессов. Упражнять в чтении (акдол – лодка);

- «Загадочное письмо» - развивать зрительное восприятие, закреплять представления о гласной и согласной букве (парной по звонкости – глухости;

- «Изобретатель» - учить пользоваться приемом разделения-соединения, придумывая новые слова из двух разных слов (ворона – колобок: корона);

- «Новые истории» - активизировать мыслительную деятельность, закреплять понятия слово-предложение: (КОЖА – Оля купила желтый ананас);

- «Путаница» - учить подбирать по смыслу слова в предложении, убирая лишнее: Смотрю в прозрачное дерево (стекло);

- «Допиши букву, слог, слово» - учить видеть образ буквы (слова) по одной его части, закреплять понятия слог, слово; развивать ассоциативное мышление: I , КО-, Я-, КРО-

- «Буквы – чародейки» - развивать воображение, умение моделировать новые слова. Закреплять образ букв: Ч - НОЧ КА, НОЧ Ь, КЛЮЧ, Ч АШКА

- «Составь слово из слогов» - учить составлять новые слова из первых, (последних) слогов слов (картинок): СОВА БЕРЕЗА - ВАЗА;

- «Зашифруй слово» - учить шифровать слово цифрами. Закреплять понятия: звук-буква; мягкость – твердость, гласный – согласный. Инструкция: на 1 строке напишите, сколько букв (звуков) в вашем слове, на 2 сколько одинаковых букв (звуков), если их нет, напишите ноль; на 3 - сколько гласных; на 4 - сколько всего согласных (твердых и мягких); на 5 - сколько твердых согласных, если твердых нет, напишите 0. на последней строке – сколько мягких согласных, если мягких нет, напишите 0.

- «Буквы заблудились» - упражнять в составлении слов из букв, стоящих в неправильном порядке; закреплять образ букв, упражнять в написании и чтении полученных слов (ОМСЛА);

- «Вычитание букв» - развивать быстроту мыслительных операции при получении новых слов, вычитая одну или несколько букв представленного слов, упражнять в печатании и чтении: РЫБАКИ - РЫБАК, РЫБА,БЫК;

- "Прочитай наоборот" – развивать зрительное восприятие, закреплять образ букв: ЛОТС, ТНИВ – СТОЛ, ВИНТ;

- «Угадай имя» - развивать быстроту мыслительных операций, умении печать и читать слова: ПЕ ТА РИ ТЯ - ПЕТЯ, РИТА.

Очень нравиться детям игра: «Проверь меня» - воспитатель выполняет задание, а дети проверяют его выполнение. Воспитатель в этой роли находится: «Не рядом, не над ним, а вместе!», тем самым содействуя становлению ребенка как личности.

Интерактивные методы обучения – работа в паре, работа в малых группах (командами), работа с наглядными видео материалами (презентациями) позволяют решать задачи: активное включение ребенка в процесс усвоения материала. Обучение навыкам успешного общения (умение слушать и слышать друг друга). Развитие навыков самостоятельной деятельности, умения работать в команде; умения принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

На занятиях использую интерактивные методы обучения:

Работа с наглядными материалами – мультимедийные презентации к играм, с помощью которых дети могут провести самопроверку выполненного задания, для чтения небольших текстов построчно (предложение или его часть) по цепочке, что развивает произвольное внимание и чувство работы команды с целью ознакомления с полным содержанием текста, физкультминутки и гимнастику для глаз;

Работа в паре с использованием взаимопроверки (оценки выполнения здания с помощью поощрения фишкой);

Работа командой – выполнение задания группой из 3-4 ребенка, например: игра: «Слова рассыпались»- составление слов из предложенных частей, развивать умение работать в команде, умение договариваться при выборе капитана. Развитию быстроты развития мыслительных операций способствует ограничение времени на выполнение задания.

ВЕ

ША, ТУХ, ТЕР,

КВА, ДРО, ТКА

Следует отметить, что дети в самостоятельной деятельности с удовольствием играют друг с другом, объединяясь парами и командами, предлагают поиграть взрослому.

Открытые занятии по подготовке к обучению грамоте в учреждении показали, что у детей развиты: активность, быстрота мыслительных операций, самостоятельность, самоконтроль и адекватная самооценка, умении работать в паре и командой, произвольность.

Таким образом, использование игр ТРИЗ технологии и интерактивных методов организации обучения способствует становлению личности ребенка, р азвивает мышление, активность, навыки самостоятельной деятельности, умение работать в команде и принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность, удовлетворяет потребности детей в положительном эмоциональном общении с взрослым и товарищами. Интерактивный метод предъявления информации с использованием презентаций несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, стимулирует познавательную активность.

Литература

  1. ФГОС дошкольного образования. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРИКАЗ от 17 октября 2013 г. N 1155
  2. Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006
  3. Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010
  4. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  5. Микляева Н.В. Интерактивная педагогика в детском саду. Издательство Сфера, 2012.

Бызова Екатерина

Цель : Формирование мыслительных операций диалектического характера.

Задачи :

1. Учить детей находить объекты с противоположными значениями признаков.

2. Учить находить противоположности значения разных признаков в одном объекте (функция – анти функция) .

Ход игры:

В гости к детям приходит Волшебник «Наоборот» , он предлагает поиграть в игру «Загадочный коврик » .

На коврике расположены 4 игровые дорожки, поверх которых располагаются картинки с изображением объектов рукотворного мира и сказочных героев, фишки для 4-х игроков. Считалкой определяется, кто ходит первым. Ребенок бросает кубик с обозначением количества передвижения от финиша.

Например : Выпало число точек 4, ребенок передвигается по дорожке, переворачивает картинку и называет значение признака данного объекта. А кто-то из детей называет противоположное значение того же объекта, называя функцию и анти функцию этого объекта. Если ход ребенка заканчивается на стрелке, то необходимо передвинуться по направлению стрелки. Выигрывает тот, кто назовет все значения признаков и их противоположности.

Примечание : Набор картинок с изображением объектов, может быть каким угодно, по желанию педагога. Кроме картинок с изображением объектов, используются картинки с изображением сказочных героев. Эта игра предназначена для детей подготовительной логопедической группы .

Публикации по теме:

При создании дидактическая игры - музыкального развивающего коврика "Вместе весело шагать!" я ставила следующие задачи: 1. Развивать мелкую.

Занятия по математике стараюсь с детьми проводить в разнообразных формах, использую разнообразные методы, приемы, дидактические игры и упражнения,.

Паспорт игры "Умные кубики" Возраст: Игра проводиться с детьми 5-7 лет, можно играть как с подгруппой детей, так и индивидуально. Материал:.

Дидактическая игра с элементами ТРИЗ-технологий «Сказочный паровоз времени» Цель игры: Учить выстраивать линию развития сюжета знакомой.

Наряду с такими органами чувств, как зрение, обоняние, слух и вкус, для познания внешнего мира человек использует ещё и осязание. Главная.

Дидактическая игра "Волшебный коврик" Пособие имеет свою практическую ценность, так как может использоваться в работе с детьми как с подгруппой,.

Картотека

с использованием элементов ТРИЗ технологии.

1. По кругу

Ход игры:

2. Предложения по цепочке

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

3. Антилогическое лото

Цель: автоматизация определенного звука

Ход игры:

4. Паровоз

Цель: автоматизация определенного звука

Просмотр содержимого документа
«Картотека Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии.»

Картотека

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи

с использованием элементов ТРИЗ технологии.

1. По кругу

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Дети сидят вокруг стола. В руках воспитателя стопка перевернутых карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «шубу», и придумывает какое-нибудь словосочетание, предположим: «Шуба пушистая». Картинка передвигается к следующему игроку. «Шуба теплая», «Шуба новая», и пр., - поочередно говорят участники игры, передвигая картинку по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку «шуба» у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становиться обладатель наибольшего количества картинок.

2. Предложения по цепочке

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Воспитатель поровну делит картинки между всеми участниками игры. Каждый игрок складывает свои картинки в стопочку.

Воспитатель выкладывает на середину стола любую картинку, например «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение, используя слово «кошка» и слово, проиллюстрированное верхней картинкой в его стопке (допустим слово «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Наложив «шубку» на «кошку», первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры, которому необходимо соединить слово «шубка» с первым словом в своей стопке, и т.д. Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые картинки и кладет их в свою стопку снизу, а следующему игроку передает только одну верхнюю картинку. Победителем становиться тот, кто первым избавляется от своих картинок.

3. Антилогическое лото

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: подготовить две группы карточек. Названия картинок первой группы составляют тематические пары с названиями картинок второй группы.

Ход игры:

Воспитатель поровну делит между игроками картинки первой группы. Они раскладываются рисунками вверх. Картинки второй группы логопед перетасовывает и раздает, перевернув их рисунками вниз. А дети, не глядя на картинки, накладываю их на свои карточки. Затем игроки поочередно открывают по одной перевернутой картинке. Предположим, что на «шкафу» оказалась карточка с изображением «клюшки». Игрок отвечает на вопрос воспитателя: «Зачем шкафу клюшка?». Дети придумывают множество самых неожиданных и забавных связок между парами картинок и на каждую интересную «изобретательскую идею» получают очко. «Зачем белке лопата?», «Зачем самолету колбаса?» и т.д.

4. Паровоз

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком, картинка паровоза.

Ход игры:

Воспитатель раздает картинки поровну между участниками игры. В центр стола выкладывается большая картинка паровоза. Первый участник кладет рядом с паровозом свою картинку и говорит: «В паровозе едет лошадь, потому что…». Далее ему необходимо придумать причину, по которой «лошадь» поехала на паровозе. Второй ребенок берет свою картинку и прикладывает к «лошади» и говорит: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…». Допустим, что лошади стало темно, и она взяла лампочку, чтобы включить свет. Следующий ребенок берет свою картинку, прикладывает ее к последней («лампа»), и объясняет, почему она едет в паровозе с ней, и т.д. Если ребенок не называет причину, по которой две картинки собрались в паровозе, то он пропускает ход. Победителем становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок.

5. Необычные загадки

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком, картинка паровоза.

Ход игры:

На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, логопед дает им шуточные имена-дразнилки.

Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки –… глаза.

Забивалка, ударялка, стучалка – молоток. И т.д.

Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить свои указательные пальчики на соответствующую картинку и четко назвать ее. Тот, кому удается сделать это раньше остальных, получает призовую фишку.

Игрок, набравший наибольшее количество фишек, начинает следующий тур, в котором дети самостоятельно составляют аналогичные загадки.

В этом туре фишки не выдаются за правильные ответы, но первый разгадавший загадку игрок получает право придумать следующую загадку.

6. Что таким бывает?

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Дети сидят вокруг стола, на котором разложены картинки, иллюстрирующие слова на заданный звук. Логопед задает вопрос, например: «Что бывает волшебным? Синим?» и т.д., в зависимости от отрабатываемого звука. Участники игры, используя картинки, составляют с заданными прилагательными всевозможные словосочетания, за каждое из которых получают призовые фишки: волшебная палочка, синяя сумка. Можно усложнить на втором этапе задание, предлагая детям объяснить, почему тот или иной предмет бывает именно таким, например: почему сумка именно синяя? Какой она еще может быть? Выигрывает тот, кто наберет больше всего фишек.

7. Запоминай-ка

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Воспитатель перетасовывает картинки и выкладывает их попарно перед игроками. Двум участникам игры предстоит запомнить и назвать от десяти до двадцати (и более, по возможности, конечно) пар картинок. Логопед предварительно объясняет детям, что сделать это совсем не сложно, если «связывать» пары логически. Причем, чем забавнее и образнее эта связь, тем она надежнее. Например: лошадь- велосипед; лошадь едет на велосипеде. и т.д.

После того, как первый игрок вслух «свяжет» предложениями первые десять (сколько сможет) пар слов, логопед предлагает второму игроку вспомнить, что лежит под каждой картинкой. Второй игрок отвечает, например: под велосипедом – лошадь и т.д.

Проверяя правильность ответов, логопед показывает картинки каждой пары и меняет их местами. Теперь первому игроку нужно восстановить в памяти пары картинок в обратном порядке: под лошадью – велосипед и т.д.

8. Кто что делает?

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки на заданный звук

Ход игры:

В центре стола раскладываются картинки. Логопед задает вопрос, например: «О ком или о чем можно сказать «идет?». Каждый игрок, используя картинки, составляет с заданным глаголом словосочетание и объясняет его значение. За правильный ответ дается призовая фишка. Выигрывает обладатель наибольшего количества фишек. Глаголы: идет, летит, растет, падают, стоят, сидят и т.д.

9. Игра «Полиномы фантазии»

Загадать любое слово из 3 букв. Д О М

Под «Д» пишем слова, обозначающие предмет (существительные)

Под «О» - слова, обозначающие свойства или состояние предметов (прилагательное или образованное от него наречие)

Под «М» слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «что делает?». Составьте предложение из слов например в комбинации 2, 3, 1. Далее с детьми вы можете придумывать фантастические рассказы, оттолкнувшись от этих сочетаний.

10. Игра «Создание лимерика»

Лимерик – это английский вариант организованной нелепицы. В течении 5 минут постарайтесь придумать лимерик. Он должен быть сказочным, загадочным, можно даже использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась.

Первая строка – выбор героя (красно-синий медвежонок)

Вторая строчка – характеристика героя или его действия (по небу летал)

Третья строчка – реализация действия (как герой это сделал) (лапами как крыльями махал)

Четвертая строчка – выбор конечного эпитета или свое отношение к герою (птичек всех напугал)

Понятно ли вам задание? Пожалуйста, приступаем.

В процессе выполнения предлагаемых заданий детьми не следует подвергать критике их ответы сразу, без объяснения или развития ими идеи. Скорее всего ребенок не смог ее до нас донести, правильно выразить, или мы в ней не разобрались, так как ребенок в отличие от взрослого мыслит непосредственно, неприземленно. Если мы взрослые пытаемся к решению вопроса подойти с реальной точки зрения, обдумывая каждый шаг, то ребенок не будет задумываться о законах реальной жизни.

Молодцы, вы творчески подошли к созданию лимерик.

11. Игра «Пароль»

Воспитатель говорит: «Я возьму с собой того, кто назовет мне сказку в названии которой есть число».

Возможные варианты детей:

Три медведя

Три толстяка

Волк и семеро козлят

Белоснежка и семь гномов

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Дочь семилетка

Семь Симеонов

Три калача и одна баранка

Мудрая девица и семь разбойников

    Али Баба и сорок разбойников

12. Игра «Угадай, чьи следы?»

Дети видят перед собой множество следов на «снежной дорожке». Воспитатель предлагает угадать, чьи следы они видят:

След медведя – медвежий след

След птицы – птичий след;

След зайца – заячий след

След волка – волчий след

13. Игра «Аукцион»

Задание детям, назвать сказки, в которых (например, волк) является главным героем.

Варианты ответов детей:

Лисичка и Волк

Волк, перепелка и дергун

Иван-царевич и серый волк

Волк и семеро козлят

Колобок

Теремок

Рукавичка

Три поросенка

Красная Шапочка

14. Игра «Наоборот»

Игра с мячом, вы игроки, я – ведущая, я бросаю мяч и называю какое-нибудь слово, а вы, возвращая мяч, называете мне слово с противоположным значением.

Добрый – злой

Трудолюбивый - ленивый

Вежливый - грубый

Грустный - веселый

Радостный – печальный

Сытый – голодный

Трусливый – храбрый

Вредный – полезный

Щедрый – скупой

Упрямый – покорный

15. Игра «Объяснялки»

Перед детьми изображения яблони и ложки. Задача детей составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают.

Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.

В саду стояла яблонька, на которой …

Висели вкусные и спелые яблочки.

Яблочки были спелые и поэтому сами …

Сами падали на землю.

Так как яблочки падали, бабушка…

Бабушка их собирала.

Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…

Варила вкусное варенье.

Варенье было вкусное, поэтому…

Внуки ели его прямо ложками..

16. Игра «Да-нетка» (линейная) (Метод контрольных вопросов)

Воспитатель предлагает детям среди 9 картинок угадать объект, который находится в сундучке. Напоминает, что вопросы задаются такие, на которые можно ответить либо «нет», либо «да». Задавайте умные, интересные вопросы.
- Это живое? – Да.
- Живет в воде? – Нет.
- Живет на земле? – Да.
- Живет в лесу? – Нет.
- Живет дома? – Да.
- Это мама? – Нет.
- Это мальчик? – Да.

(Из коробки на наборное полотно выставляется графический рисунок мальчика). Это мальчик Вова.

17. Игра "Хорошо- плохо" (Метод контрольных вопросов)

Ребята, вы рады, что весна наступила?

А что хорошо весной? (Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т.д.)

Что плохо весной? (Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться, мама будет ругать и т.д.)

Перед детьми предметные картинки: роза, мороженое, велосипед, воздушный шарик, компьютер и др. Педагог поочередно показывает детям картинки. Рассмотрев их, дети высказывают свои мнения по каждому объекту, что в нем хорошего, и что плохого. Например:

В розе хорошо то, что она красивая и вкусно пахнет.

Ее можно дарить в подарок, и это доставит людям радость.

А плохо в розе то, что у нее шипы. Можно больно уколоть руку.

Вопросы к детям:

Дети, а это хорошо или плохо, что шарик легкий?

Что в этом хорошего?

А что плохого в том, что шарик легкий

18. Игра «Мои друзья»

Воспитатель: «Я – воздушный шарик. Мои друзья – это те, кто умеет летать».

Дети называют объекты и изображают

19. Игра «Дразнилка»

Воспитатель предлагает «подразнить» например комариков по-доброму. Дети преобразуют действия объекта в слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом –лка, – чк,

20. Игра «Рифмы»

Дети придумывают слова-рифмы к слову, например «лягушка».

Лягушка – подушка

Лягушка - подружка и др.

21. Составление сказки методом «Каталога»

Воспитатель предлагает совместно придумать сказку как настоящие сказочники.

С помощью Умной Ромашки выбирается зачин («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Однажды…» и т.д.)

Жил-был... Кто?

Какое добро умел делать?

Встретил кого злого?

Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

Был у нашего героя друг.

Как он мог помочь главному герою?

Что стало со злым героем?

Где наши друзья стали жить?

Что стали делать?

По завершению сказки дети создают книгу. Придумывают название и записывают сказку, а также делают к ней иллюстрации.

22. Игровое задание «Добавь словечко» (Метод прямой аналогии).

Яркое, теплое (Что?)– солнце
Руки, лужи (Какие?) – грязные
Снег, мороженое (Что делают?) – тают
Звенит, бежит (Что?) - ручей
Котенок, девочка (Какие?) – маленькие
Чашка, тарелка (Что делают?) – стоят

23. Дидактическое упражнение «На что похоже?» (Метод графической символической аналогии)

Вова приготовил для вас загадку:

Днем оживает,
Ночью засыпает.

(Выставляется графическая модель загадки о сосульке)

На что похожа сосулька? (На нос, морковку, колпак, ножик, карандаш, иголку, клюв, указку).

Давайте назовем красивые слова о сосульке. Сосулька какая? (Прозрачная, длинная, мокрая, холодная, блестящая, прозрачная, острая)

24. Дидактическое упражнение «Что это может быть?» (Метод ассоциаций)

А что еще может быть мокрым и блестящим? (Лед, лужа, трава, зеркало, окно, машина)

25. Дидактическая игра «Лесенка противоположностей» (Прием «Наоборот»)

Ребята, вы так много знаете о весне, а зиму с весной не перепутаете? Давайте быстренько поднимемся по лесенке противоположностей (Два контрастных маленьких человечка выставляются на лесенку)

Пособие «Лесенка противоположностей»

Зима ушла, а весна… пришла
Зима холодная, а весна… теплая.
Зимой солнце морозит, а весной… греет.
Зимой сугробы высокие, а весной… низкие.
Зимой надевают шубы, а весной … куртки

26. Игра «Увеличение – уменьшение».

Вот у меня карандаш, меня он не устраивает, я хочу его увеличить. Показываю детям огромный карандаш, теперь он похож на волшебную палочку.

Что бы вы хотели увеличить или уменьшить?

Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.

Хотела бы увеличить выходные.

Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

Усложним эту игру дополнительными вопросами:

Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать? (дети приводят свои ответы)

Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.

27. В «Стране небывалой» , нелепицы по картине найдите, что неправильно нарисовал художник-шутник, и почему так в жизни не бывает, объясните, в чем нелепость и неправдоподобность.

28. Пиктограммы - (у детей на столах карточка)

Внимательно рассмотрите рисунки, которые называются пиктограммами. Закройте рисунок кружком, на котором изображены: девочка, море, зима, лето, сад, лес, радость, грусть.

29 . Животные из страны «Выдумляндия».

Отыскать в каждом из фантастических животных части тела знакомых тебе зверей. Рассказать, что может делать это необычное животное (летать, плавать, ползать, жить среды льдов, долго находиться без воды и пр.) Как его назвать?

30. Игра «Подарок»

Дети встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу с теплыми словами: "Я дарю вам зайчонка", или "Я дарю вам козленка, рожки у него еще не выросли", или "Я дарю вам большую конфету, "В коробке кактус, не уколитесь".

31. «Что умеет делать?»

Ведущий называет предмет, а дети рассказывают, что он умеет делать. Например, велосипед может катать, перевозить груз, падать, его можно разобрать на запчасти, подарить, поменять и.т.д. Предложите детям поместить предмет в фантастические условия. К примеру, велосипед можно «подарить» Красной Шапочке. Как велосипед помог бы ей?

32. «Мои друзья» .

Ведущий «превращается» в какой-то предмет и «ищет» друзей.
- Я – водяной. Мои друзья – те, кто живёт в воде.
Дети подбегают или подходят к ведущему, называя подходящие предметы.

33. «Что было – чем стало»

Можно предложить детям называть предметы, изготовленные из названного материала:
- Что изготовлено из дерева? (бумага, мебель, спички).
- Было зёрнышком, а стало…(деревом)
- Чего было много, а стало мало? (Звёзды, потому что днём их не видно; снег, потому что растаял и.т.д.
- Было зелёным, а стало жёлтым. Что это?
Вариант задания: называем предмет, а дети рассказывают, из чего он сделан.

34. « Паровозик »

Детям предлагаются карточки с изображением предметов в разных временных периодах. Например: зёрнышко, колосок, мука, тесто, пирог. Дети составляют «паровозик». Вариантов заданий множество, все они направлены на формирование понятий «объект в прошлом», «объект в настоящем», «объект в будущем».

35. «Помоги Золушке» (нахождение внутренних и внешних ресурсов решения задачи)

Злая мачеха велела Золушке на обед напечь пирожков. Золушка замесила тесто, сделала начинку. Теперь ей нужно раскатать тесто, но скалки нигде нет. Наверно, вредные сёстры спрятали скалку специально, чтобы досадить бедной Золушке. Как теперь поступить?
Варианты: попросить у соседей, купить в магазине новую, сделать самой из полена или бутылки, формировать лепёшки рукой и.т.д.

36. «Коллаж из сказок»

В чудесном лесу жили Незнайка, Колобок и Буратино. Однажды пошёл Колобок в лес за грибами и не вернулся. Пошли Незнайка и Буратино его искать. Видят, навстречу им Красная Шапочка идёт и горько плачет…
Затем сказка продолжается совместно с ребёнком.

37. «Знакомые герои в новых обстоятельствах».

Предлагаем детям пофантазировать о действиях и поведении сказочного героя в другой обстановке. Пример. Нашёл Вини-Пух в лесу башмаки, решил их примерить. Только не знал, что они волшебные. И очутился в Африке. Вокруг пальмы и тропические растения. Удивился медвежонок, идёт и всему удивляется. Вдруг видит, костёр горит. А вокруг костра Бармалей скачет.

38. «Аукцион»

На аукцион выставляются различные предметы. Они могут быть настоящими или нарисованными. Детям нужно описать возможности их использования. Кто последним предложит способ применения предмета, тот его забирает.

Что можно делать ложкой? (кушать, перемешивать, копать, и.т.д.)

39. Игра «Дразнилка»

На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, мама даёт им шуточные имена-дразнилки.

Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др.- … глаза

Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка.

Забивалка, ударялка, стучалка - … молоток.

Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Можно поменяться ролями, дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чём идёт речь.

40. Игра «По кругу»

Дети сидят вокруг стола. В руках мамы стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая». Картинка передвигается к маме, папе, брату и т.д. каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.

41. Игра «Шкатулка со сказками»

Понадобится коробочка с 8-10 любыми игрушками.

Содержание: Мама предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

42. Игра «Превращения»

43. Игра «Исправь ошибку»

Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».

Примерный речевой материал:

    внучка маленькая, а бабушка старенькая;

    Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;

    Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;

    Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;

    Заяц серый, а петушок смелый;

    Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;

    Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;

    У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п

44. Эвроритм – прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану:

1. Функция и противоречия в данном объекте;

2. Варианты, которыми представлен объект (фантазирование: каких вариантов не существует?);

3. Анализ ситуации: данный объект на земле остался один-единственный, какие последствия этого могут быть?;

4. Анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция?;

5. Анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется;

6. Придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными).

45. Круги Луллия.

Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов. Цель данного пособия: уточнять знания дошкольников в различных предметных областях; развивать вариативность воображаемых образов. "Составь слово" - используется для составления слов. "Смешивание цветов" - закрепление получения цвета и его оттенков. "Сочини сказку" - используется для составления различных вариантов сказок.

46. Пособие «Гусеничка»

формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

47. «Волшебная дорожка»

В основе сюжета многих сказок - действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться.

48. "Дидактический мяч»

Активно используется в младшем возрасте пособие "Дидактический мяч", с помощью которого детей учим находить слова - антонимы. Приведём пример использования пособия в разных возрастных группах. Задания для детей 4-х лет. Воспитатель предлагает слово - существительное (прилагательное, глагол), а ребёнок говорит противоположное по значению. Пример: грусть - радость; белый - чёрный; плакать - смеяться.

49. Пособие «Часы»

Символы имён признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма, размер) к более сложным (температура, вес, расстояние, запах и т.д.). В пособиях расположили 17 имён признаков, оставили ещё дополнительные пустые ячейки для будущего. Пособие стало универсальным: использовалось на разных видах занятий и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок.

50. «Вертолина»

Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.

Используемая литература:

1. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. - М.: Детская литература, 1984 г. - 243 с.
2. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год. - 223 с.

3. Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. сборник конспектов занятий воспитателей Центра. -Ульяновск, 1996г. -100 с.

4. Мурашковска И.Н. Развивающие игры. Игра "Теремок". -Рига 1994 г.

5. Нестеренко А.А. Страна загадок. - Ростов-на-Дону, 1993г. - 32 с.

6. Поддъяков Н.Н., Сохин Ф.А., Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М, 1998 г.

7. Программа воспитания, обучения дошкольников и формирования у них диалектического способа мышления. сост. Н.И.Ардашева, И.Я.Гуткович, Т.А.Сидорчук, О.Н.Тарасова. -Ульяновск, 1995г. -67с.

8. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества. - М.: Просвещение, 1990 г.

9. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М, 1998.

10. Самойлова О.Н. Технологические цепочки по использованию методов РТВ в работе с дошкольниками. пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. -Ульяновск, 1996г. -39с.

11. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. изд. 2, - Ульяновск, 1991г.- 52с.

12. Сидорчук Т.А., Мушарапова Л.А. Некоторые пути формирования системного мышления у детей старшего дошкольного возраста в сб. Проблемы образ. в системе детский сад - школа: традиции и инновации, -г. Ростов-на-Дону, 1994г. - стр.75-77.

13. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. - Обнинск: ООО "Росток", 1998. -64 с.

16. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. -Ульяновск, 1996г. -152с.

17. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007.

18. Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн., 2000.

19. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. Москва, 2004.

20. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. -М.: Вента-граф, 2005.

21. Методика психолого-педагогического обследования дошкольников с задержкой психического развития. Под ред. Н.В. Новоторцевой, Ярославль, 2008.

22. Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Катринка без запинки /методика рассказа по картине/. – Спб.: Из-во ТОО ”ТРИЗ-ШАНС”, 1995.

23. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников (методическая разработка), 2004.

Игры для занятий ТРИЗ с детьми

Картотека игр по ТРИЗ

Составила: воспитатель МКДОУ «Шварцевский»

Нечипорович Валентина Евгеньевна

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, (дети учатся находить противоречия в окружающей жизни, пытаются их понять и правильно сформулировать), развивать у детей творческое воображение.

Правила игры:

Воспитатель называет любой объект,который не вызывает у ребёнка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо» а что «хорошо» что нравится и не нравится, что удобно и неудобно и т. д.

Ход игры.

Например:

Вариант 1. Дождь.

«Хорошо»: всё быстрее начинает расти, весело лягушкам, песню хорошо под дождь сочинять, всё чистит и моет, ручьи бегут и прибавляют воды в реках, можно бегать по лужам, на оконном стекле от бегущих капель образуется красивый узор, можно выстирать любую вещь, повесив на бельевую верёвку на улице, можно гулять в резиновых сапогах, можно увидеть на небе красивую радугу и т. д.

«Плохо»: нельзя развести костёр, на дорожках грязь, шумно когда дождь стучит по крыше, по окнам, может быть наводнение, мама не разрешает гулять, большая влажность, плохая видимость, можно простудиться и т. д.

Вариант 2 .Настольная лампа

Хорошо, что красивая.

Плохо – неустойчивая.

Хорошо, что стеклянная, от неё много света.

Плохо – легко может разбиться.

Удобно, потому что можно ставить на стол.

Неудобно – нельзя повесить на стену и т. д.

Игра «Что это такое?» (для детей младшего возраста)

Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов давать в воображении новые образы, развивать мышление, воображение.

Материал: круги и полоски разного цвета. Мяч

Ход игры.

Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, дети называют фигуру и её цвет, кладёт фигуру в центре круга и предлагает рассказать на что похож круг. Отвечать должен тот ребёнок, которому педагог бросит мяч. Возможные ответы детей: помидор, цветок, шарик, мяч, обруч, крышка от кастрюли, колечко и т.д. Затем воспитатель показывает кружок другого цвета или полоску и игра продолжается

Игра «Что это такое?» (для детей старшего возраста)

Цель: формировать у детей умение на основе восприятия заместителей предметов и объектов давать в воображении образы, развивать логическое мышление.

Материал:

Ход игры.

Воспитатель показывает детям карточки со схематичным изображением предметов или объектов, дети называют, что они представляют.

Например: верёвка, заяц, змея, шарик, цветок, девочка и т. д.

Игра «Маленькие человечки»

Цель: дать детям представление, что все предметы и явления состоят из множества разных маленьких человечков(твёрдых, жидких, газообразных),которые ведут себя по разному, они могут думать, производить какие – то действия, у них разные характеры, они подчиняются разным командам, человечки твёрдого вещества(предмета) крепко держатся за руки, человечки жидкого вещества стоят рядом и слегка касаются друг друга(эта связь непрочна. Одних человечков легко отделить от других),человечки газообразных веществ неусидчивы, любят прыгать, бегать, скакать и лишь иногда они сталкиваются или задевают один другого.

Материал: карточки с изображением человечков, символизирующих вещество в твёрдом, жидком, газообразном состоянии.

Ход игры.

Воспитатель раздаёт карточки с изображением маленьких человечков и предлагает детям смоделировать то или иное вещество и описать его. Постепенно задания усложняются: построить модель аквариума, растения, супа, то есть таких объектов, которые состоят не из одного вещества, а из двух, трёх и более.

Игра «Наоборот»

Цель: подводить детей к овладению понятием противоречия, учить подбирать слова – антонимы.

Ход игры.

Воспитатель называет слово, дети подбирают к нему слово-антоним.

Например: много – мало, твёрдый – мягкий, трусливый – храбрый.

Можно детям предложить вставлять недостающие слова противоположного значения в стихотворные строки, например:

Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко.

Скажу я слово далеко, а ты ответишь – близко и т. д.

На следующем этапе игру можно усложнить. Например:

Волк/злой/ - бабушка/добрая/.

Карандаш/пишет/ - резинка/стирает/.

Книга/даёт знания/ - ребёнок/забирает знания/

Игра «Творческая ошибка»

Цель: учить детей вспоминать слова, которые они неправильно произносили в детстве и подумать, чтобы они могли означать в таком произношении, развивать логическое мышление, память, фантазию детей.

Материал: подбор слов, которые ребёнок в раннем детстве произносил неправильно.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям вспомнить слова,которые они в раннем детстве произносили неправильно и подумать, чтобы они могли означать в таком произношении, например:

«Лесапед» - велосипед, состоящий из веток, велосипед – который ездит только в лесу или только по деревьям.

«Каклетка» - прыгающая котлета.

Можно целенаправленно заменить одну букву в слове на другую:

«Собака – бобака», уже фантастическое животное, но характер может быть собачий, а может и совершенно другой.

Мыло – «дыло» - это такое мыло, которое моет до дыр или дышащее мыло – им мылишься, а оно дышит, становится ещё больше и т. д

Игра «Цепочка слов»

Цель: развивать у детей мышление, умение составлять длинный «поезд» из слов – каждое слово вагончик. Вагончики как и слова должны быть соединены между собой, а каждое слово должно тянуть за собой следующее.

Материал: модели поезда и вагончиков.

Ход игры

Дети делятся на две подгруппы.

Воспитатель предлагает детям составить длинный поезд из слов.

Воспитатель называет слово например: зима –(какая?) –ставит вагончик на стол – зима.

Дети: снежная, метельная, вьюжная, суровая, холодная (ставят 5 вагончиков)

Воспитатель: А что ещё бывает холодным?

Дети: мороженное, лёд, снег, ветер (за каждое слово ставится вагончик)

Воспитатель отталкиваясь от последнего слова, задаёт вопрос: А ветер какой?

Дети: Северный, южный, сильный и т. д. пока детям не надоест или не кончатся вагончики.

Выигрывает та подгруппа, которая больше поставит (наберёт) вагончиков(у кого длиннее поезд)

Игра «Фантазия»

Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие.

Ход игры.

Воспитатель: Ребята представьте себе, если на земле исчезнут… - все пуговицы. Чем их можно заменить?

Дети: Липучками, кнопками, крючками…

Все книги

Все спички

Все ручки

Все ластики и т. д

Игра «Бином фантазии»

Цель: развивать у детей логическое мышление, воображение, учить устанавливать родство между словами, создавать единое, в которых оба чужеродных элемента могли существовать.

Ход игры.

1 этап – нахождение общего между подсистемами, то есть элементами одной системы (предмета или явления), например: «Чем похожи, что общего, одинакового между руками и ногами (элементами одной системы «человек») Старайтесь исходить от стандартных ответов: («И то и другое сгибается, разгибается, имеет пальцы, кожу, ногти и т. п.»), переходить к более творческим, остроумным, нестандартным: «Мёрзнут и руки и ноги, ходить можно не только на ногах, но и на руках»

2 этап – нахождение общего между однородными или близкими системами, то есть похожими предметами или явлениями. Например: «школа –детский сад», дети находят общее между группой и классом, между площадкой для игр в д /саду и школьным двором, между воспитателем и учителем.

3 этап – дети находят общее не только между разными системами, но даже между элементами совершенно разных систем, Например: «лампочка и крокодил» - «То и другое плавает. Глаза у крокодила горят, как лампочка. И лампочка, и крокодил опасны.»

Пары других биномов: например: «камень – облако», «мяч – дом» и т. д

Игра «Что в чём»

Цель: учить детей по определению подсистемы выстраивать систему.

Ход.

Дети, кнопка часть чего? (звонка, куртки, баяна, выключателя, гармошки)

Листочек (дерева, книги, тетради, папки, календаря)

Экран (телевизора, компьютера, рентгена, зеркала, окна)

Лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы)

Дети должны назвать не менее 5 систем.

Игра «Один - много»

Цель: учить детей находить в одном предмете множество его составных частей.

Материал: разные предметы.

Ход.

Воспитатель: Дети, сколько у меня расчёсок?

Дети: Одна расчёска.

Воспитатель: Чего в расчёске много?

Дети: много зубчиков.

Аналогично:

Коробка

Книга

Стол

Цветок

Дерево

Морковь…

Игра «Фантастические гипотезы»

Цель: Развивать логическое мышление, учить придумывать нелепые вопросы.

Ход.

Воспитатель предлагает детям поразмышлять: что бы было, если бы… дальше называет любой предмет и действие:

Например:

Что было бы, если внезапно исчезнет солнце?

Если исчезнут все взрослые?

Если на планете исчезнет вода?

Если на планете исчезнут леса?

Если к нам пришёл крокодил?

Если к нам пришёл слон?

Игра «Придумай по схеме сказку»

Цель: Учить детей по схеме сочинять сказку, развивать логическое мышление, речь, фантазию.

Материал: карточки со схематичным изображением предметов и объектов.

Ход.

Воспитатель раздаёт детям карточки со схематичным изображением предметов и объектов и предлагает детям придумать и рассказать сказку.

Игра «Волшебные картинки»

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими детьми линиях образы (рисовать с закрытыми глазами)

Материал: альбомные листы бумаги, фломастеры.

Ход.

Дети, закройте глаза. Сейчас будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нём знакомые вам предметы, образы животных, людей и т. д. Закрасьте и дорисуйте необходимые им части.

Игра «Кем был раньше?»

Цель: Формировать у детей умение называть прошлое предмета или объекта, развивать смекалку, мышление.

Ход.

Воспитатель называет предмет или объект, а дети называют его название в прошедшем времени.

Например:

Лошадь (жеребёнок)

Шкаф (доска)

Хлеб (мука)

Дуб (жёлудь)

Лягушка (головастик)

Бабочка (гусеница)

Рубашка (ткань)

Рыба (икринка).

Игра «Бином фантазии»

Цель : в этой игре процесс «отстранения» слов доводится до крайности.

Ход.

Вариант 1. У детей на столах самые разнообразные предметы и сюжетные картинки, рисунком вниз. Воспитатель задаёт вопрос, дети по очереди переворачивают карточку, стараясь исходя из того, что на ней изображено, ответить на вопрос. Не справившемуся помогает сосед. Воспитатель задаёт второй вопрос – порядок ответа такой же.

Вопросы: Кто был?

Где находился?

Что сделал?

Что сказал?

Что сказали люди?

Чем кончилось?

В конце игры можно попытаться придумать один рассказ на всех, используя ответы детей.

Вариант 2. Дети загадывают любое слово из 3 букв. Можно опять использовать карточки с предметами. Например: дети называют слово «Дом». Делим его на звуки и придумываем слова только на этот звук.

«Д» - дым, дырка, душ, диван, дача…

«О» - ослик, окно, огонь, оса…

«М» - мыло, мяч, магазин, мишка, маска…

Придуманные слова записываются на доске столбиком под каждой буквой или обозначаются символом, или ставится картинка. Потом произвольно выбираются слова по одному из каждого ряда и с ними составляется предложение. Это предложение может быть опорным для составления рассказа. Можно по такому принципу составить несколько предложений, попытаться объединить их одним сюжетом. Когда дети усвоят эту игру её можно усложнить.

«Д» - подбирать слова, обозначающие предмет: дорога, дерево.

«О» - подбираем слова, обозначающие прилагательное, детям говорим «какой» - огромный, облитый, обжигающий…

«М» - слова обозначающие действия – что делает? – моет, мычит, мяукает…

Подбор слов для составления предложения такой же, как в предыдущем варианте.

Игра «Треугольники»

Цель : учить детей моделировать состояние вещества и его переходы с помощью треугольной формы и её символики.

Ход

У детей треугольники с символикой, обозначающие частички твёрдого вещества, жидкого вещества и газообразного. Они моделируют с помощью треугольников состояние вещества, например: лужа и переход из жидкого состояния в твёрдое (лёд), а затем газообразное состояние (пар)

Игра «Теремок»

Цель : развивать аналитические способности ребёнка, научить сравнивать, выделяя общее и находя различия.

Ход

Всем игрокам раздаются предметы или карточки с изображениями. Один из игроков называется хозяином теремка. Другие же по очереди подходят к домику и просятся в него. Диалог строится на примере сказки:

Кто в теремочке живёт?

Я, пирамидка. А ты кто?

А я - кубик – рубик. Пусти меня к себе жить?

Скажешь, чем на меня похож – пущу.

Пришедший сравнивает оба предмета. Если у него это получается, то он становится хозяином теремка. И дальше игра продолжается в том же духе.

Игра «Маша – растеряша»

Цель : тренирует детскую внимательность и учит решать маленькие проблемы.

Правила игры:

Один из детей берёт роль Маши – растеряши, остальные дети ведут с ней диалог:

Ой!

Что с тобой?

Я потеряла ложку (что либо другое). Чем я теперь кашку буду кушать?

Остальные участники диалога должны предложить варианты взамен потерянной ложки. Самый лучшей ответ можно наградить конфеткой или медалькой. В конце игры подводим итоги, побеждает тот, у кого будет больше наград.

Игра «Красная шапочка»

Цель : развивать детское воображение.

Правила игры : Вспоминаем тот момент в сказке, когда волк пришёл к бабушке. И придумываем вместе с ребёнком, как бы могла спастись бабушка. Например, она превратилась в вазу с цветами. Теперь рисуем эту самую вазу, с головой и руками бабушки. Одного из ребятишек быбираем «бабушкой», остальные разговаривают с ним:

Бабушка, а почему ты такая прозрачная?

Чтобы видеть много ли я съела.

И всё в том же духе, объясняя в игре все «странности» бабушки. Затем обдумываем вариант бабушкиного спасения от волка, к примеру, цветы из вазы отхлестали волка, вода вылилась на него, ваза разбилась и уколола серого осколками, а потом склеилась и т. д.

Игра «Да – нет»

Цель : развивать мышление, память, умение фантазировать.

Ход

Воспитатель загадывает животное.

Дети задают вопросы:

Оно большое? (да)

Оно прыгает? (да)

У него есть копыта? (нет)

У него длинные уши? (да)

У него короткий хвост? (да)

Это заяц? (да).