Мечты сбываются — игры, похожие на Final Fantasy! Ключевые разработчики серии выбирают лучшую Final Fantasy Современная эпоха: тень от былого величия


С долгожданным выходом пятнадцатой «фантазии», релиза которой фанаты серии ждали долгие десять лет, мы решили поставить точку в извечном споре о том, какая часть Final Fantasy лучшая.

Время покажет, какое место в истории займёт последняя игра во франчайзе, однако совершенно ясно, что Final Fantasy XV будут неизбежно сравнивать с другими, более любимыми (пока что) и в чём-то более инновационными. Предлагаем вам окинуть взглядом богатую историю «Последней фантазии» и узнать, за что геймеры будут вспоминать ту или иную часть.

Сразу предупреждаем, что в список были включены только основные игры серии, поэтому Final Fantasy Tactics, Final Fantasy Crystal Chronicles и Dissidia в него не попали.

10. Final Fantasy X-2

Final Fantasy X-2 во многом пришлось стать первой во франчайзе. Первое прямое продолжение истории достаточно сильно поменяло общее настроение игры, сделав его более легковесным, что было воспринято некоторыми фанатами в штыки. Однако те, кто решил дать FFX-2 шанс, открыли для себя одну из лучших боевых систем в серии, а также превосходную систему классов, перекочевавшую прямиком из незаслуженно забытой Final Fantasy V. И, разумеется, в игре есть до неприличия приставучая заглавная песня.

9. Final Fantasy XII

На двенадцатом эпизоде серия явно столкнулась с кризисом самоопределения, что выразилось в отсутствии ярко обозначенных протагониста и центральной сюжетной линии.

Однако разработчикам удалось представить сильнейший состав персонажей, грандиозный сюжет, который затягивает игрока в мир Ивалис, а кроме того, отличные боевую систему и систему развития персонажей. С этой игрой Square Enix доблестно закрыли главу, связанную с PlayStation 2.

8. Final Fantasy VIII

Когда твоим предшественником является игра, изменившая положение вещей в рамках целого жанра, очень непросто соответствовать завышенным ожиданиям. После грандиозного успеха Final Fantasy VII в восьмую часть попытались впихнуть всё, что только можно: политические интриги, проблемы тинэйджеров, историю любви и многое другое. Очевидно, большим амбициям суждено было столкнуться с неким неприятием со стороны фанатов.

И всё же, восьмая «фантазия» продемонстрировала феноменальный прыжок в плане графики в сравнении с приквелом. А система привязок, несмотря на отдельные недостатки, предоставляла большие возможности для настроек статусов героев. Наконец, здесь звучит один из лучших саундтреков в серии, а в случае с Final Fantasy это говорит о многом.

7. Final Fantasy V

В третьей части Square создали систему профессий, но именно в пятой «финалке» эта идея была реализована надлежащим образом. В игре предусмотрено свыше двадцати классов: от традиционных магов и воинов до экзотических химиков, танцоров и даже мимов. Позже FFV позволяет комбинировать отдельные умения, что создаёт огромные возможности для создания партий.

Здесь мы говорим как раз о том случае, когда отработанный увлекательный геймплей практически целиком вытягивает действительно слабый по меркам серии сюжет.

6. Final Fantasy XIV: A Realm Reborn

К слову о «вытягивании», вот пример настоящего возрождения из пепла. Четырнадцатая Final Fantasy вышла в свет настолько забагованной, что сами Square Enix признали её катастрофой и официально принесли извинения.

A Realm Reborn чудом смогла поменять положение вещей и представила огромный и красивый мир с гибкой системой прокачки и интуитивными битвами. А отличное визуальное и аудио оформление держат уровень, заданный лучшими играми в серии. Наконец, это просто увлекательная и захватывающая MMORPG.

5. Final Fantasy IV

Final Fantasy сегодня неотделима от грандиозного и драматичного сюжета. Однако так было не всегда, и выверенные сюжетные линии не считались обязательным пунктом в ролевых играх. Новый тренд задала именно Final Fantasy IV.

Впервые геймеры могли почувствовать эмпатию к пикселизованным персонажам и играть не только ради самого игрового процесса, но и из интереса к истории. Кроме того, именно здесь впервые появляется боевая система Active Time Battle, на долгое время ставшая визитной карточкой Final Fantasy. Иначе говоря, все последующие релизы в серии многим ей обязаны.

4. Final Fantasy VII

«Переоцененная», «примитивная» и многие другие обидные эпитеты в последнее время стали достаточно распространенным явлением, когда речь идет о Final Fantasy VII. Но как бы вы ни относились к этой игре, нельзя поспорить с одним фактом: Final Fantasy VII изменила правила игры в целом жанре. Одна из первых ролевых игр в 3D не только стала синонимична с успехом первой консоли Sony (и разрывом отношений с Nintendo), но и поменяла отношение западных игроков к японским RPG, став залогом успеха и для других серий.

Сюжет и персонажи FF VII не примитивны, но архетипичны для целого жанра. Клауд, Тифа и Айрис стали узнаваемыми персонажами и за пределами игрового мира. И это уже не говоря об отменном музыкальном сопровождении, проверенной временем Active Time Battle и отлично функционирующей системе материй. И не стоит забывать, что, в конце концов, победителей не судят, а в плане коммерческого успеха Final Fantasy VII оставляет далеко позади все части, которые выходили до и после неё.

3. Final Fantasy IX

Вышедшая уже на закате эпохи первой PlayStation, девятая «фантазия» стала одним из наиболее высоко оцененных пополнений в серии, но также и наименее коммерчески успешным. Судя по всему, новое поколение фанатов, полюбившие футуристические миры из предыдущих двух частей, не смогло целиком принять резкую смену курса на ностальгию.

Однако мультяшные персонажи, классический сеттинг и упрощенный игровой процесс помогли Final Fantasy IX найти свою преданную фанатскую базу. При этом, за внешней беззаботностью скрывается достаточно мрачная сказка, основной темой которой является смерть.

Нельзя и не отметить, что именно эта игра в серии является любимой у Хиронобу Сакагути, отца всего франчайза Final Fantasy.

2. Final Fantasy X

Юбилейной части Final Fantasy была представлена честь стать первой на PlayStation 2. Сложно поверить, но с момента её релиза прошло уже пятнадцать лет. Точно так же сложно забыть легкий шок от первых обнародованных видео Final Fantasy X. Умопомрачительная по тем временам графика выглядит хорошо и по сей день. Также десятая глава впервые подарила героям реальную озвучку (правда, с переменным успехом).

А кроме того, нам представлен действительно захватывающий сюжет с отменными персонажами, среди которых на первом плане, разумеется, Тидус и Юна, чья история любви показана лучше, чем в любом другом эпизоде Final Fantasy. Не стоит забывать и об удачно обновленных битвах, а также системе сфер, которая превращала прокачку персонажей в увлекательную мини-игру.

И всё же, при всех своих неоспоримых достоинствах, десятая «фантазия» не является лучшей в серии.

1. Final Fantasy VI

Оценив все слагаемые успеха Final Fantasy – сюжет, геймплей, музыкальное сопровождение и другие элементы – ни к какому другому результату прийти не получилось. Вышедшая двадцать два года назад 16-битная RPG до сих пор остаётся той недосягаемой вершиной, которую Square Enix пока так и не смогла повторно покорить. Каждому из четырнадцати персонажей уделено пристальное внимание, масштабное повествование не кажется излишне затянутым, а заглавная тема Final Fantasy VI – из тех, которые, наверное, пишутся один раз за всю жизнь.

А еще шестая Final Fantasy представила одного из самых лучших злодеев в игровой индустрии – сошедшего с ума волшебника Кефку, которому (спойлер!) удаётся достичь своей цели и инициировать настоящий конец света. Главным героям остаётся спасать только то, что осталось после гибели знакомого им мира.

Несмотря на то, что каждая из игр в серии является единственной в своём роде, именно Final Fantasy VI является воплощением лучших качеств игр Square Enix, даже несмотря на все технологические прорывы, которые были совершены впоследствии.

Сможет ли Final Fantasy XV занять своё место в ряду лучших игр в серии, станет известно уже только спустя некоторое время после релиза. Пока что можно сказать, что пятнадцатая часть как минимум соответствует заданным её предшественникам стандартам. И это уже радует.

Долгое время каждая новая часть «последней фантазии» была ориентиром для игр в жанре JRPG, однако после череды неприятных для поклонников событий, слава франшизы померкла. Но, до сих пор, каждую новинку в жанре, так или иначе сравнивают с лучшими играми серии Final Fantasy.

Совсем неудивительно, что львиную долю проектов в подборке занимают игры Хиронобу Сакагути — «отца последней фантазии».

на ПК и консолях составлена на основе личных игровых предпочтений автора!

I am Setsuna

Игра, наподобие ранних частей Final Fantasy, разработанная студией Tokyo RPG Factory. В плюсы проекта можно занести дотошное следование жанровым канонам 90-х, а в минусы то, что в погоне сыграть на любви геймеров к ретро-играм разработчики похоже забыли, что эти каноны устарели тогда же.

Blue Dragon

Созданная «дрим-тим» в составе Сакагути/Акира Торияма/Нобуо Уэмацу напоминает (что неудивительно:) одновременно 9-ую часть FF и игры серии Dragon Quest. До лучших частей жанровых ориентиров не дотягивает (из-за пары досадных недоработок), но к ознакомлению рекомендуется.


The Last Story

«Последняя история» — эксклюзив для WII от «того самого» Сакагути, только местами напоминает классические части FF, предлагая взамен пошаговых сражений, битвы в реальном времени, а игровая механика и игровой мир более всего вызывают ассоциации с 12-ой частью FF.


The Legend of Dragoon

Добротная ролевая игра от SCEI в стиле 7-ой и 8-ой частей Final Fantasy, вышедшая на стыке тысячелетий. Буквально пару штрихов не хватило этой игре, чтобы войти в сонм великих представительниц жанра. К сожалению, первая попытка внутренней студии Sony на жанровом поприще и по сей день осталась единственной.


Xenoblade Chronicles (серия игр)

Сюжет этой замечательной игры от Monolith Soft разворачивается в мире населенном гуманоидами «хом» и существами механического происхождения «мехон», между которыми испокон веков идёт конфликт. Принадлежность к жанру экшен-РПГ, большой открытый игровой мир и боевая система, напоминает Final Fantasy XII от Ясуми Мацуно.


Lost Odyssey

Игра того же типа, что и Final Fantasy более всего из представленных в подборке проектов напоминает последние части FF, созданные Хиронобу Сакагути.


Классическая боевая система (не без уникальных черт, но все же), «игра» персонажей «перед камерой» и, самое главное, атмосфера — всё не просто похоже, а как-бы намекает, что именно эта игра могла бы быть номерной частью культового ролевого сериала, не расстанься легендарный разработчик с издательством Square Enix.

Но, положа руку на сердце, мы не можем сказать, что FFXV дарит такие же незабываемые ощущения фантастического приключения, как лучшие части серии.

Последняя Фантазия включает в себя десятки спин-оффов и 15 номерных частей, среди которых есть несколько проектов, изменивших навсегда игровую индустрию. Конечно, многие из культовых релизов Final Fantasy сегодня выглядят устаревшими и играются архаично. Но трогательный и закрученный сюжет, сделавший серию легендарной, по-прежнему способен дать фору любой современной видеоигре.

Final Fantasy VII (1997)

Видеоигры можно разделить на 2 периода: до Final Fantasy VII и после. Сложно представить, но когда-то именно 7 часть Последней Фантазии была самой популярной игрой в мире. В нее играли с одинаковым восторгом дети, и взрослые. Да что там, именно эта игра популяризовала жанр ролевых игр и продалась тиражом более 10 млн копий, что было неслыханно для RPG.

Главные три кита, на которой базируется все последующие игры серии и весь жанр JRPG был доведен до абсолюта именно в этой игре: закрученный сюжет с красивыми роликами, вариативная боевая система и огромный мир, открытый для исследования.

На момент своего выхода на PlayStation это была самая дорогостоящая игра и точно одна из самых красивых. Трехмерные персонажи поражали уровнем графики, а потрясающие по детализации CGI ролики были совершенно новым уровнем для игровой индустрии в далеком 1997 году.

Про сюжет говорить вообще не стоит, это как испортить праздник, лучше пройти игру самостоятельно.

Final Fantasy VIII (1999)

После успеха седьмой части разработчики могли бы купить тропический остров и до конца жизни ни о чем не париться и пафосно попивать саке. Но к счастью этого не случилось и через 2 года мир увидел Final Fantasy VIII, закрепившей успех прошлой части.

Среди нововведений стоит отметить систему привязок, с помощью которой к каждому персонажу (всего их шестеро) привязать одного хранителя – огромного призываемого существа, способного расправиться даже с самыми сложными противниками. В остальном игровой процесс не особо изменился, а только подвергся дополнительной полировке.

Ну и переходим к самому вкусному - сюжету. Мелодраматическая история любви Скволла и Риноа совмещается с научно-популярным сценарием, который затрагивает тему временного парадокса – это пример сложного, запутанного, но при этом трогательного и доброго сюжета.

Final Fantasy IX (2000)

С девятой частью японцы поставили перед собой задачу в очередной раз прыгнуть выше своей головы и создать лучшую Final Fantasy. С этой задачей Square Enix с успехом справились и Final Fantasy IX с завидной регулярностью попадает в топы лучших игр в истории. В особенности положительно отмечали визуальный стиль, красочные эффекты и возвращение к истокам серии.

Вместо привычной уже стимпанковой вселенной, знакомой по последним 3 частям, игроки попадали в более классический фентезийный мир. Еще один нюанс, который роднит игру с первыми частями в серии – это Муглы, маленькие животные, с помощью который можно сохранить игру.

В целом игроки с восторгом приняли новый проект японских разработчиков и периодически возвращаются в игру, чтобы вновь окунуться в этот уютный мир.

Final Fantasy X (2001)

Юбилейная часть Final Fantasy стала практически таким же по значимости событием, как и Final Fantasy VII. Переход на Playstation 2 позволил разработчикам вывести ролики, графику и постановку на качественно новый уровень, установив высокую планку для индустрии электронных развлечений. Еще одно важное новшество – игровые персонажи наконец-то были полностью озвучены.

Особенной похвалы удостоилась возможность поменять напарников главного героя прямо на поле боя и сюжет, который развивает типичную для серии трогательную историю любви и при этом затрагивает сложные вопросы смерти и религии.

Final Fantasy XII (2006)

Двенадцатая часть серии была в разработке долгих 5 лет, поэтому на момент своего релиза она не могла уже похвастаться передовой графикой, но существенно освежала серию благодаря многочисленным нововведениям. Боевка в реальном времени (как и в Final Fantasy XV), возможность заранее программировать поведение напарников в сражении и обновленная система прокачки – это лишь краткий перечень геймплейных изменений в Final Fantast XII.

Единственный недостаток игры – это сюжет лишенный привычной для серии любовной линии и сложных философских тем, взамен которым пришла сплошная политота и история о противостоянии 2 королевств.

Кстати, сейчас самое время ознакомится с этой живой классикой JRPG, так как в 2017 году выпустили ремейк - Final Fantasy XII The Zodiac Age.

Как ни странно, это первая финалка не только в моем списке, но и в игровом опыте. Однажды я расскажу более подробно, как это все произошло, но сейчас есть смысл пояснить почему именно эта игра в него попала.

FFT стала одной из любимых тактических игр и вообще игр для первой не просто так. После многочасовых зарубов в Shining Force и Langrisser Hikari дико хотелось чего-то подобного, но более замороченного. Что я и получил. Сделанная в очень многом по лекалу знаменитой Tactics Ogre , стратегическая Финалка просто не давала мне спать. Куча классов, еще больше возможностей их прокачки и развития, интригующий сюжет и идеальная сложность вот рецепт шедевральной TRPG . Причем она крута на столько, что в ней можно даже поиграть за Клауда Страйфа. Да это, естественно, не единственное его камео в играх от Square Soft и теперь уже , но чертовски здорово снова взять его под свое управление, хоть и для его появления придется попотеть. Да и вообще, пройти Tactics за пару вечеров не получится, как и все подобные игры тут нужно минимум часов 50, особенно если учесть гибкость прогресса персонажей и то, что их можно зафакапить так, что придется откармливать нового рекрута на сайдквестах. Ну ладно, это все таки не обзор, а то меня уже понесло. Что касается мира игры, то здесь одна из уникальных ситуаций в серии. Обычно, каждая новая часть — это новая вселенная, новые герои, новые истории, но здесь же единая вселенная, растянувшаяся на несколько игр. Ivalice — в разные времена стал местом действия Vagrant Story , включая Revenant Wings , и все три Финалки с припиской Tactics. Обычный, Advance и A2. К слову, я бы их все включил в список лучших, но первая все же нравится больше и я частенько ее вспоминаю, во многом благодаря татуировке.

С получилось забавно, в Америке ее многие знают как третью часть со времен , но я же с ней познакомился только на первой . Скажу честно, это единственная двухмерная финалка, которая мне настолько хорошо запомнилась. Именно здесь появился самый смешной в серии антагонист, точнее, ему самому хотелось бы быть таковым, но он всего лишь напыщенный осьминог. Ультрос просто жжот. И каждое его появление как выход любимого комика на сцену. Ты сразу понимаешь, что сейчас будет весело. А что касается главного злодея, тот круче него до этого не было никого! Кефка затмевает всех. Он почти что Джокер от мира . Черный юмор, шутовской прикид и абсолютно маниакальное поведение делают его одним из самых эффектных персонажей серии. Помимо крутанских злодеев стоит вспомнить потрясный немного даже мрачный сеттинг, в кои-то веки красивых саммонов, эидолонов или, как их называют здесь, эсперов, ну и конечно же сюжет и наших героев. Классическое противостояние некой империи и повстанцев может сейчас показаться банальным, но как это все срежиссировано и словами не передать. Один из тех редких случаев, когда горстка пикселей заставляет тебя не отлипать от экрана, как при просмотре остросюжетного фильма, а герои прописаны настолько хорошо, что несложно сразу же выделить себе несколько любимчиков, а тут их больше десяти.

Конец первого диска, где не ревел только самый бесчувственный игрок — это самая мощная эмоциональная встряска среди вообще всех игр, что я играл. Сюжетно самая одна из мощнейших историй для меня, причем не только в игровой индустрии. Игра, которую я проходил не один раз, что для этого жанра и меня не свойственно. Рассказать вкратце почему — моя любимая игра просто невозможно. Боевая система более чем классическая, тогда еще не успела набить оскомину, тем более что это была моя первая настолько большая сюжетная игра с настолько сильно проработанным миром, что после нее вспоминать о Phantasy Star и других с Sega Mega Drive 2 просто не хотелось. Систему материй я так вообще считаю лучшей идеей в серии и жаль, что она больше нигде не прижилась. Кастомизация оружия и эквипа за счет нее просто бомбическая механика! В этой Финалке прекрасно всё. От саундтрека и локаций с уникальным настроением до персонажей. Каждый из них абсолютно самостоятельный и мог бы быть героем какой-нибудь другой игры. Бекаграунда у них хватило и на какую-нибудь трилогию, хотя вон был Dirge of Cerberus про Винцента и в Crisis Cor e нам показали предысторию Клауда, а в CG фильме Advent Children показали мир после падения одного из самых жутких злодеев Сефирота. не имеет аналогов, поэтому именно её ремейк для меня это самая ожидаемая игра последних лет. Периначивание новой механики в стиле пятнадцатой части на бесподобный сюжет это действительно то, что необходимо современным игрокам, которые не готовы на протяжении нескольких десятков часов играть в несколько полигонов на отрендеренных задниках. Раньше это казалось чрезмерно красивой картинкой, ну а теперь юного любителя графона таким не заманишь. Очень жду и максимально оптимистично настроен к тому, что ремейк собираются выпускать эпизодами. Возможно, его как-то дополнят событиями из Crisis Core , Last Order и какими-то недосказанными историями. Было бы идеально дождаться ее в 2017 году ведь игре стукнет уже 20 лет.

Ну что может быть эпичнее сиджи роликов из седьмой финалки? Буквально через несколько лет в одном из компьютерных клубов я увидел потрясную нарезку роликов под одну из песен Линкин Парк, от которой я был впечатлен до мурашек на коже… Особенно после того, как в конце увидел там логотип Final Fantasy VIII .

Да, битва за Баламб просто нечто! Увидеть ее на экране монитора это было одно, а непосредственно поучаствовать в ней… Умножьте на десять! Настолько потрясающих переходов из видеоролика в геймплея я еще не видел. Все финалки всегда были достаточно неторопливыми а тут хлеще чем любой современный сайфай блокбастер! Эпика игре явно не занимать. Но и не только им эта часть успела выделиться. Во первых, это первая финалка где главным лейтмотивом стали романтические отношения. Сквол и Риноа прям все такие мур-мур-мур, что некоторым может быть аж приторно, но нацел в то время новой части явно был на как раз таких же одухотворенных молодых людей как и сами герои. Но это ни в коем случае не какая-то сопливая история, а всего лишь часть грандиозного приключения. Геймплейно восьмерка так же удивила, вместо классического закупа заклинаний, все скиллы приходится воровать, включая саммонов, поэтому чтобы как говориться собрать их все, нужно будет облазить все уголки этого удивительного мира и хорошенько пошуршать по встречающимся монстрам. Нововведений в игре хватало, но самым очевидным стал именно визуальный стиль. Все куда более реалистично, на свои года, и сам персонажи приобрели человеческий вид. Никаких больше чибиков ни на карте мира, ни в боевке!

Пока все мои друзья во всю закрывали рейды в LineAge 2 или World of Warcraft , геймпад чесался поиграть во что-то подобное, но увы нетворк адаптера у меня не было, да и найти одиннадцатую финалку было крайне проблематично, а потом… Вышла

Многие ругают двенашку за посредственный сюжет и не самую харизматичную Ashe, но здесь хоть и все крутится вокруг нее, сама она далеко не главный герой, так что это для меня было абсолютно неважно. Да, снова у нас две воющие страны и одна бедная несчастная Далмаска, которой не посчастливилось оказаться на у них на пути. Сюжет чисто политический, но и сама игра уже намного серьезнее всех предыдущих. Но не за это она попала в мой список любимых финалок. Геймплей — вот за что я обожаю эту игру! Боевка соединила в себе все лучшее от классической ATB системы и типичного для MMORPG свободного перемещения с таргетами. Нет никаких рандом энкаунтеров, все враги как на ладони и опять же, бегать во время боя — не свойственно номерным Финалкам. Для меня это было по-настоящему что-то новенькое. Особенно меня удивила новая прокачка, чем-то похожая на развитие из Десятой части, но тут важно отметить именно версию под названием International Zodiac Job System , где вы не просто прокачиваете каждого героя так, как изначально задумали разработчики, а можете выбрать ему совершенно другой класс, от чего я даже успел отвыкнуть за долгие годы. Более того, здесь появилась «Новая Игра +» и режим где персонажи вообще не получают опыта, что тоже весьма необычно для серии. Кстати, грядущий ремастер как раз таки основывается именно на этом издании, что чертовски круто. Игра даже на сегодняшний день выглядит очень сочно и без всяких переизданий и в оригинальном издании на нее можно убить огромное количество часов не только на сюжетку, но и на сайдквесты и задания гильдии охотников.

В общем, контента здесь хоть отбавляй, а с «Зодиаком» и того больше. Отличная игра, не только потому что и последняя игра, в рамках рассказа любимых частей этой серии.

В честь этого грандиозного события мы задали людям, причастным к разработке игр культовой серии, самый главный вопрос: «Какую Final Fantasy вы любите больше всего?»

Казалось бы, простой вопрос, но споры вокруг него разгораются нешуточные.

Акихико Мацуи (Akihiko Matsui) – дизайнер боевой системы FFIV, FFV, FFXI, FFXIV

Лучшая игра: Final Fantasy II
Почему: Система развития персонажа предоставляет огромную свободу, а увлекательный драматичный сюжет не позволяет остаться равнодушным. Даже после стольких лет, это все еще шедевр. Пожалуй, будет справедливо сказать, что именно из-за Final Fantasy II серия не превратилась в череду небольших разработок. И именно из-за нее я решил связать свою жизнь с разработкой игр.

Акитоси Кавадзу (Akitoshi Kawazu) – дизайнер FF и FFII, продюсер FFXII и серии FF Crystal Chronicles

Лучшая игра: Final Fantasy V
Почему: [В ней] лучшая боевая система.

Хадзиме Табата (Hajime Tabata) – директор Crisis Core: Final Fantasy, FF Type-0, FFXV

Лучшая игра: Final Fantasy
Почему: Вас просто выбрасывают в мир, но со временем вы начинаете узнавать его историю. А затем название появляется на экране под прекрасную музыку. Стиль игрового процесса и режиссура этого момента – это точка отсчета всей Final Fantasy. После как мне довелось поработать над номерной частью самому, я это понимаю как никогда ясно.

Хироаки Като (Hiroaki Kato) – руководитель разработки FF Tactics Advance, FFXII

Лучшая игра: Final Fantasy Tactics
Почему: Мир Ивалис и система работ просто невреоятны!

Итиро Хадзама (Ichiro Hazama) – руководитель проекта Dissidia FF, продюсер Dissidia 012 FF и Dissidia FF NT

Лучшая игра: Final Fantasy VI
Почему: Графика с использованием спрайтов прекрасна и уникальна, а музыка просто удивительна. Мы все знаем, что она самая лучшая. История каждого персонажа прописана в мельчайших деталях. Общий уровень точности выведен на недосягаемую высоту. Именно эта игра заставила меня искать работу в компании Square.

Мотому Торияма (Motomu Toriyama) – постановщик FFVII, руководитель и сценарист FFX, FFX-2, FFXII, FFXIII, FFXIII-2, Lightning Return: FFXIII

Лучшая игра: Final Fantasy XIII
Почему: Лайтнинг, сильнейшей героине, под силу справиться с любым врагом.

Наоки Ёсида (Naoki Yoshida) – продюсер и режиссер FFXIV

Лучшая игра: Final Fantasy III & Final Fantasy VII
Почему: Вместо того, чтобы выбирать лучшую игру, я назову те, которые оказали наибольшее влияния на серию. Final Fantasy VII оказала влияние на все ее аспекты – от графики до вселенной, дизайна персонажей и уровня наполнения. Эта игра сравнима с MMORPG. В ней есть совершенно все.

Что же касается Final Fantasy III, я считаю ее шедевром с точки зрения впечатлений. В ней в первоначальном состоянии появились те системы, которые получили развитие в дальнейшем, – система работы и боевая система в реальном времени. Думаю, эти две части Final Fantasy лежат в основе всего последующего. Я с удовольствием работаю над играми, которые развивают тогдашние идеи, и благодарю всех за поддержку серии!

Синдзи Хасимото (Shinji Hashimoto) – продюсер FFVII и FFXV, исполнительный продюсер FFIV, FFV, FFXIII, FF Type-0, FFXIII-2, FFVII Remake

Лучшая игра: Final Fantasy
Почему: Пусть мое участие в судьбе серии началось только с Final Fantasy VII, при мысли об истоках в голову тут же приходит самая первая часть. С него начался долгий путь к 30-летнему юбилею. Воины света, они просто незабываемы.

Такаси Катано (Takashi Katano) – ведущий программист FFX, FFXII, FFXIII, FFX/X-2 HD Remaster

Лучшая игра: Final Fantasy V
Почему: Система работы настолько потрясающая и уморительная, что только ради нее я провел в игре множество часов.

Такаси Токита (Takashi Tokita) – постановщик FFVII, продюсер FF Dimensions

Лучшая игра: Final Fantasy IV
Почему: Лучшая Final Fantasy? Как же это сложно… Я играл не во все части серии, но если надо выбрать одну, то я назову Final Fantasy IV. И даже не по тому, что именно с этой игры началась моя работа в компании, но по тому, что именно она задала основы моих вкусов в играх. Свет, тьма, встречи и союзы – это стало главным. Я счастлив, что мне выпала возможность создать Final Fantasy IV: The After Years.

Такео Кадзюраока (Takeo Kujiraoka) – дизайнер боевой системы FFXIII и FFXIII-2, режиссер Dissidia FF NT

Лучшая игра: Final Fantasy X
Почему: После завершения прохождения я дня три был в печали и переживал. Это была первая озвученная игра Final Fantasy, и по мне исполнение сразу было безупречным. А еще это была первая игра, в которой я провел больше ста часов (и в итоге этот срок увеличился еще в три раза, когда я завершил основной сюжет). Я изучил абсолютно все материалы, которые в ней есть.

Тосиюки Итахана (Toshiyuki Itahana) – дизайнер FFIX, FFXI, FF Crystal Chronicles

Лучшая игра: Final Fantasy IX & Final Fantasy XIV
Почему: Final Fantasy IX для меня стала самой запоминающейся игрой серии, потому что она оказала сильное влияние на мой подход к дизайну. А как игрок, я выбираю Final Fantasy XIV. Не думаю, что в жанре MMO найдется другая игра, герой которой вызвал бы у меня такой же отклик, где бы я считал персонажей своими друзьями и радовался каждой новой встречи. Мне кажется, что я живу в этом мире и вместе с другими воинами света создаю его историю.

Ёсинори Китасе (Yoshinori Kitase) – постановщик, сценарист и режиссер FFV, FFVI, FFVII, FFVIII, FFX, продюсер FFXIII, FF Type-0, FFXIII-2, Lightning Return: FFXIII, FFVII Remake

Лучшая игра: Final Fantasy V
Почему: Мне нравятся все игры серии Final Fantasy, но в этот раз я назову Final Fantasy V. Это была первая игра серии, над которой я работал. В ней же система работы и способностей обрела свою законченную форму!

Кстати, если вы с друзьями тоже спорите на тему лучшей Final Fantasy, с сегодняшнего дня Dissidia Final Fantasy NT поможет раз и навсегда определиться, кто же сильнее.