Дидактические игры по обж для детей старшего возраста. Картотека игр по обж Игры с детьми по обж

Картотека дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности

для детей старшего дошкольного возраста

    «Скорая помощь»

    «Когда грозит опасность»

    «Я не должен»

    «Как бы ты поступил?»

    «Телефон»

    «Наши помощники растения»

    «Знакомый, свой, чужой»

    «Мы – спасатели»

    «1, 2, 3, что может быть опасно – найди»

    «Выбери съедобные грибы и ягоды»

    «Подбери Танюшке игрушку»

    «Что мы знаем о вещах»

    «Я иголки не боюсь»

    «Осторожность»

    «Основы безопасности в доме»

    «Как избежать опасностей?» (дома)

    «Раз, Два, Три – что может быть опасным, найди»

    «Так и не так»

    «Домик Улитки»

    «Часы безопасности»

Дидактические игры по безопасности в детском саду.

Цели:

стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, воспитание в детях потребности к здоровому образу жизни;

обучение детей правилам поведения на дороге, на воде, в природе, и в различных жизненных ситуациях;

формирование умения и навыов безопасного поведения.

Игра №1 «Скорая помощь»

Цель: закрепление у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

Материал:: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зелёнка).

Описание: Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, поднялась температура, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывают последовательность действий.

Игра №2 «Когда грозит опасность»

Цель: закрепление знаний детей о необходимых действиях в случае опасности.

Материал: картинки с изображением действий опасных для ребенка, телефон.

Описание: дети получают картинку, называют опасную ситуацию и набирают необходимый номер телефона, называют свое имя, адрес, говорят, что случилось.

Игра №3 «Я не должен»

Цель: обучение нормам и правилам поведения во взаимоотношениях с людьми.

Материал: сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системах взрослый-ребенок, ребенок-ребенок), шаблон «Я - не должен»(например, изображение знака « - «).

Описание: игроки раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях с людьми, объясняют свой выбор.

Игра №4 «Как бы ты поступил?»

Цель: закрепление умения принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в общении с людьми.

Материал: сюжетные картинки по проблеме, призы.

Описание: игроки рассматривают иллюстрированные типичные опасные ситуации возможных контактов с чужими людьми на улице:

    незнакомый взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-нибудь, обещая показать что-то интересное, предлагая игрушку;

    незнакомый взрослый открывает дверцу машины и приглашает покататься вместе с ним;

    незнакомый взрослый угощает конфетой, мороженым и т. д.

За каждое правильно принятое решение игрок получает фишку.

Игра №5 «Телефон»

Цель: формирование знания о телефонной связи, как предмете первой необходимости в критических ситуациях, знакомить с телефонными номерами служб - спасателей.

Материал: иллюстрации с изображением той или иной опасной ситуации, игровые автомобили служб спасения, карточки с номерами телефонов.

Описание: подобрать к иллюстрации с конкретной ситуации номер телефона, автомобиль определенной службы спасения.

Игра №6 «Наши помощники растения»

Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровым.

Материал: предметные картинки с изображением лекарственных растений.

Описание: игра проводится по принципу лото. У детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки с аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если сказал правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карточку.

Игра №7 «Знакомый, свой, чужой»

Цель: формирование точного понятие того, кто является «своим», «чужим», « знакомым».

Материал: мяч.

Описание: перед началом игры выяснить у детей, кого, по их мнению, можно считать «своим», а кого- «чужим», кого можно назвать «знакомым», чем знакомый отличается от близкого человека, чем от чужого, постороннего. Дети стоят на небольшом расстоянии друг от друга, образуя круг. Ведущий - в центре поочередно бросает мяч каждому, приговаривая: знакомый, свой, чужой, выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать. Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч ведущему.

Игра №8 «Мы - спасатели»

Цель: закрепление представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях, воспитание сочувственного отношения к пострадавшему.

Материал: игровая карта с тремя пустыми окошками (одно -сверху, два - снизу); картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях; набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.

Описание: на игровую карту ведущий кладет картинку с изображением опасной ситуации, игроки выбирают из всех карточек с изображением действий две правильные, последовательно раскладывает их.

Игра №9 «1,2,3, что может быть опасно - найди»

Цель: закрепление представления об источниках опасности в доме, развитие сообразительности, внимания.

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы

Описание: ведущий отворачивается и считает до 3-5, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасными, затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

Игра №10 «Выбери съедобные грибы и ягоды»

Цель: закрепление знания о съедобных и ядовитых растениях, умения отличать их друг от друга.

Материал: корзины, муляжи или карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов и ягод, фишки.

Описание: предложить собрать съедобные грибы и ягоды в корзины, а «несъедобные» оставить в лесу. За каждое правильно выбранное растение-фишка. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество фишек.

Игра №11 «Подбери Танюшке игрушку»

Цель: закреплять представление о предметах быта, которыми можно/ нельзя играть; ; воспитывать чувство взаимопомощи.

Материал: игровая карта с изображением девочки и «веселых человечков»; картинки с изображением различных предметов.

Описание: Воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых «веселыми человечками» те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.

Игра №12 «Что мы знаем о вещах»

Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.

Материал: четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.

Описание: в игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспитатель (ребенок) - ведущий. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

Игра №13 «Я иголки не боюсь»

Цель: закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание, усидчивость.

Материал: иголки с нитками, прикрепленные к основанию коробки; пуговицы.

Описание: предложить детям собрать «пирамидку» из пуговиц, нанизывая их на иголку с ниткой или собрать бусы, продевая иголку с ниткой в обе дырочки пуговиц.

Игра №14 «Осторожность»

Цель: Познакомить детей с надлежащим обращением с огнем, бытовой техникой и электроприборами. Развивать внимание, бытовые навыки, умение сосредотачиваться.

Материал: Большие игровые карты, разделенные на 4 «осторожности», маленькие с ситуациями, как надо поступить, чтобы избежать неприятных последствий.

Правило: Подобрать к каждой «осторожности» подходящую картинку.

Описание:

Большие карты раздаются игрокам поровну. Водящий показывает маленькую карточку, называет изображенную ситуацию и спрашивает, кто хочет исправить свою «осторожность» такой карточкой. Игрок, узнавший свою карточку, закрывает его сюжет на игровой карте. Невостребованные карточки откладываются в сторону. Выигрывает тот, кто первым закроет все сюжеты на игровой карте. Этот игрок становится водящим.

Вариант 1

Игрок узнавший свою карточку, описывает возможные последствия ситуации, изображенной на большой карте и тогда получает маленькую.

Вариант 2

Маленькие карточки кладутся перед играющими стопкой, картинками вниз. Делая ход игрок берет верхнюю карточку. Если она оказалась подходящей, игрок имеет право на следующий ход, если нет – право хода передается другому игроку.

Игра №15 «Основы безопасности в доме»

Цель: Познакомить детей с правильным (безопасным) и неправильным (опасным) поведением ребенка в доме. Развивать восприятие, внимание, память, мышление детей.

Материал: Карты с сюжетами безопасного поведения героев игры и тремя пустыми окошечками, маленькие сюжетные картинки, изображающие опасное поведение героев.

Описание: ведущий раздает большие карты детям. Показывает по одной маленькой карточке. Дети «разгаданной» карточкой закрывают соответствующее пустое окошко. Выигрывает тот, кто первым закроет свои окошки.

Вариант 1

Перед тем, как закрыть окошко ребенок объясняет, что происходит с героями на картинке и почему их поведение может быть опасным для жизни.

Вариант 2

Игрокам поровну раздаются большие карточки. Маленькие карточки лежат стопкой лицевой стороной вниз. По жребию один из игроков начинает «ходить», то есть тянуть из общей стопки одну маленькую карточку. Вытянув, кладет лицевой стороной вверх, и все игроки смотрят, у кого есть пустая ячейка, соответствующая изображенной вверху его листа положительной ситуации. Если игрок «узнал» ситуацию, он закрывает маленькой картинкой пустое окошечко внизу своего игрового листа. Затем ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым закроет все пустые окошки на своих игровых картах.

Игра №16 «Как избежать опасностей?» (дома)

Цель: Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться им дома, формировать умение избегать этих ситуаций.

Материал: сюжетные картинки, знаки опасности Х, ! правила безопасности в стихах.

Описание: ведущий раздает карточки с ситуациями игрокам поровну и зачитывает стихи. Игроки должны узнать по содержанию стихотворения свою картинку и объяснить, как выйти из опасной ситуации и не попасть в неё. За правильный ответ игрок получает карточку со стихотворением.

Вариант 1

Ведущий показывает картинку детям, а они должны объяснить, какая ситуация на ней изображена и как её избежать. Победит тот, кто лучше и правильней объяснит ситуацию.

Вариант 2

Ведущий читает стихотворение и предлагает возле соответствующей картинки поставить знак опасности и объяснить, почему именно такой знак.

Игра №17 «Раз, Два, Три – что может быть опасным, найди»

Цель: Закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание, воспитывать чувство товарищества.

Правило: Не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал: Макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки): знаки Х - нельзя самому пользоваться

Осторожно пользоваться.

Описание: ведущий отворачивается и считает до 5-10, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

Вариант 1

Проведение игры в игровом уголке старшей группы.

Вариант 2

У каждого ребенка по два условных знака Х! .Пока ведущий считает, дети кладут знаки возле опасных предметов. За каждый правильный ответ ведущий дает приз.

Игра №18 «Так и не так»

Цель: Закрепить умение отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

Правила: Под красную карточку положить картинки, с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую – неопасных ((разрешенных).

Материал: 2 карточки – зеленая и красная. Картинки с изображением опасных и безопасных действий детей; знаки – символы.

Описание: воспитатель показывает картинку, дети по очереди, объясняя свой выбор, кладут картинку или под красную или под зеленую карточку.

Вариант 1

Вместо картинок использовать фотографии детей. Дети по очереди берут фотографию, рассказывают, что на ней изображено, если ситуация опасная, подбирают соответствующий знак – символ, объясняя правила безопасного поведения в данной ситуации.

Игра №19 «Домик Улитки»

Цель: Обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета.

Правило: Соблюдать очередность.

Материал: Игровое поле с изображением улитки, внутри домика, которой нарисованы различные предметы домашнего обихода, фишки, кубик.

Описание: дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий называет, что изображено на картинке, где стоит его фишка.

Вариант 1

Играющие рассказывают не только о том, что изображено на картинке, но и правила обращения с этим предметом.

Вариант 2

Если фишка остановилась на картинке, где изображен предмет, которым детям пользоваться запрещено – играющий пропускает ход.

Игра №20 «Часы безопасности»

Цель: , с которыми они встречаются в быту.

Материал: фишки, круглое поле со стрелкой, на котором изображены предметы.

Описание:

1 вариант

В игре участвуют от 1 до 3 человек.

Дети по очереди крутят стрелку на «часах». Ребенок, рассмотрев внимательно предмет, рассказывает, для чего он предназначен, чем может быть опасен и правила обращения с ним. За полный и правильный ответ ребенок получает фишку.

2 вариант

В игре участвуют 2 человека.

Ребенок крутит стрелку. Затем задает вопросы своему сопернику о том, как нужно пользоваться этим предметом, чтобы не произошло беды. Если ребенок отвечает правильно, то получает право следующего хода. А если затрудняется ответить, то ребенок, который задавал вопрос, должен ответить сам.

Игры на формирование чувства собственной безопасности

Игры на формирование правовой культуры

Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

«Я имею право...»

Цель.

  • Расширить область правовых знаний детей.

Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.). Шаблон «Я имею право» (может быть представлен, например, в виде знака «+»).

Ход игры

Дети поочередно выбирают те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею пра-во». Затем каждый ребенок объясняет причи-ну своего выбора, остальные обсуждают пра-вильность принятого решения.

«Я не должен...»

Цель.

  • Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу».
  • Совершенствовать знания детей о соци-альных нормах.

Материал. Серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах: взрослый - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - окружающий мир. Шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).

ХОД ИГРЫ

Дети раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.


«Скорая помощь»

Цель.

  • Учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской помощи по телефону 03.

Материал. Игрушечная машина «Скором помощи». Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций: человек лежит в кровати с градусником под мышкой; малыш с синяком; старик, упавший на улице (рука у сердца) и т.д. Белые докторские колпаки и халаты - на каждого участника игры.

Ход игры

На столе разложены сюжетные картинки. Бригада «Скорой помощи» (5-6 детей) повторяет номер телефона своей экстренной службы, едет по «вызовам» (дети двигают машинку от картинки к картинке) и забирает в больни-цу (собирают картинки) только «тяжелоболь-ных людей».

Остальные обсуждают действия бригады «Скорой помощи».

«Помогите! Милиция!»

Цель.

  • Сформировать представление о том в каких случаях необходимо обращаться за помощью в милицию.

Материал. Карточки с изображением телефонного аппарата на котором написан номер службы милиции - 02. Наборы сюжетных картинок с изображением различных жизненных ситуаций, требующих и не требующих вмешательства милиции.

Ход игры

Дети делятся на команды по трое. Воспитатель раздает каждой команде наборы сюжетных картинок и карточки с номером вызова милиции. Играющие стараются как можно 6ыстрее разложить карточки с

изображением телефона около картинок с ситуациями, которые требуют в мешательства милиции. После игры дети обсуждают результаты действий каждой команды.


«Если возник пожар»

Цель.

  • Знакомить детей с правилами безопасно-го обращения с огнем.
  • Закрепить знание номера телефона экс-тренной пожарной службы.

Ход игры

Дети становятся в круг. В центре - воспита-тель с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает шар од-ному из детей. Ребенок быстро досказывает строку и передает шар другому и т.д. Если ребенок отвечает неправильно, он

выбывает из игры, а шар пе-реходит к педагогу.

Воспитатель.

Этот шар в руках недаром.

Если раньше был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар -

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Где взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой, безжалостный..,

(передает ре-бенку воздушный шар)

Ребенок. Пожар. (Передает шар другому.)

Воспитатель.

Раз, два, три, четыре -

у кого пожар...?

Ребенок. В квартире. (Передает шар.)

Воспитатель.

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил …?

Ребенок. Утюг (Передает шар.)

Воспитатель.

Красный отблеск пробегает

Кто со спичками …?

Ребенок. Играет. (Передает шар.)

Воспитатель.

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над …?

Ребенок. Газом. (Передает шар.)

Воспитатель.

Пламя прыгнуло в траву.

Кто у дома жег...?

Ребенок. Листву. (Передает шар.)

Воспитатель.

Дым увидел - не зевай и пожарных …

Ребенок. Вызывай. (Передает шар)

Воспитатель. Помни каждый гражданин этот номер - ...!

Ребенок. Ноль один.

«Если чужой стучится в дверь»

Игровой тренинг

Цель.

  • Учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям живущим с ними в одной квартире.

Ход тренинга

Воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации

Примерные ситуации:

Почтальон принес срочную телеграмму;

Слесарь пришел ремонтировать кран;

Милиционер пришел проверить сигнализацию;

Медсестра принесла лекарство для бабушки;

Мамина подруга пришла гости;

Соседи просят зеленку для поранившегося ребенка;

Незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;

Женщине нужно вызвать «Скорую помощь».

Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками.

«Куда бежать, если за тобой гонятся»

Цель.

  • Научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.

Материал. Картинки с изображением парка, безлюдной дороги, остановки со ждущими автобус людьми, пост ГАИ.

Ход занятия

Дети рассматривают картинки, высказывают и обосновывают свое мнение о том, куда следует бежать от преследователей.

«Купание в море»

Цель.

  • Предостеречь детей от несчастных случаев во время купания в море, реке.

Материал. Игрушки (разложены на полу) - на каждую пару детей.

Музыкальное оформление. Аудиозапись «Шум моря».

Ход занятия

Перед тем как «войти в воду», дети выполняют несколько гимнастических упражнений.

«Войдя в воду» они распределяются по парам (один исполняет роль взрослого, другой - ребенка) и берутся за руки. «Ребенок» закрывает рот, глаза, опускает лицо в воображаемую воду. После паузы поднимает лицо. Воспитатель напоминает, опускать лицо в воду можно только закрыв рот.

Затем «ребенок» выполняет следующие упражнения: приседает («уходит с головой под воду»), считает про себя до 5, встает; достает игрушку со «дна»; дует на «воду»; делает быстрый выдох под «водой».

Дети в парах меняются ролями.

«Съедобный грибок положи в кузовок»

Цель.

  • Закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах.

Материал. Набор картинок с изображением съедобных и несъедобных грибов (или муляжи). Вырезанные из картона деревья (или игрушки). Корзина.

Ход игры

Картинки с грибами (муляжи) разложены под «деревьями».

Дети собирают в корзину только «съедобные грибы».

По окончании игры воспитатель достает из корзины поочередно все грибы, дети называют их.

«Снежная королева»

Цель.

  • Помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.

Ход игры

Воспитатель просит вспомнить сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».

Дети рассказывают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям!

Воспитатель говорит, что у этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить эти очки»: представить, что они надеты, посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом. Педагог первым «надевает очки» и дает образец описания двух-трех детей.

После игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытывали в роли рассматривающих, что чувствовали.

Игру можно проводить несколько раз, отме-чая при последующем обсуждении, что с каж-дым разом удавалось увидеть больше хорошего.

Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочередно разглядывать каждого участника игры.

«Угадай, кто это»

Цель.

  • Учить мысленно воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности.
  • Ход игры

Воспитатель выбирает одного ребенка -- рассказчика. Остальные сидят на стульях, об-разующих круг. Рассказчик описывает кого--либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идет речь. Тот, кто до-гадался первым, выводит ребен-ка-«отгадку» в круг, и они вместе с рассказчиком, взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую всеми детьми:

Станьте, дети,

Станьте в круг,

Станьте в круг,

Станьте в круг.

Я твой друг

И ты мой друг,

Добрый, добрый друг!

Ля-ля-ля, ля-ля-ля.

На слова «ля-ля-ля» все хлопают в ладоши, а трое детей внутри круга танцуют.

Рассказчик и «отгадка» занимают места на стульях, угадавший становится рассказчиком.

« Колобок»

Цель.

  • Развивать коммуникативные навыки, воображение.
  • Работать над выразительностью речи.

Ход игры

Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч-«Колобок». Тот, к кому попадет «Колобок», должен задать ему какой-нибудь вопрос или сказать несколько слов. Например: «Как тебя зовут?», «Колобок, я знаю, из какой ты сказ-ки», «Колобок, давай с тобой дружить», «При-ходи ко мне в гости, Колобок!».

После сказанной фразы ребенок передает «Колобка» другому игроку.

Вариант. Можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, от имени которого он должен обращаться к «Колобку».

«Поводырь»

Цель.

  • Развивать чувство ответственности за другого человека.
  • Воспитывать доверительное отношение друг к другу.

Материал. Повязка на глаза -по количест-ву пар детей. Предметы-«препятствия»: сту-лья, кубики, обручи и т.д.

Ход игры

В комнате разложены и расстав-лены предметы-«препятствия». Де-ти распределяются по парам: веду-щий - ведомый. Ведомый надева-ет на глаза повязку, ведущий ве-дет его, рассказывая, как дви-гаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его».

Затем дети меняются ролями.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Игра-упражнение

Цель.

  • Продемонстрировать детям различные модели взаимодействия друг с другом.

Ход игры

Каждое упражнение выполняется 2-З ми-нуты. Дети в парах сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Воспитатель.

  • Закройте глаза, протяните навстречу друг

другу руки, «познакомьтесь» одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

  • Вытяните руки вперед, найдите руки соседа - «ваши руки ссорятся». Опустите руки.
  • Ваши руки ищут друг друга - «они хотят помириться». Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

После игры с детьми обсуждается, какая форма поведения партнера понравилась боль-ше, какие чувства возникали в ходе упражнения.

«Помоги се6е сам»

Игра-упражнение

Цель.

  • Обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.

Ход игры

Воспитатель предлагает:

  • медленно, глубоко вдохнуть спокойно выдохнуть;
  • «занять делом» ступни ног: подбрасы-вать мяч или потанцевать;
  • «занять делом» все тело: побегать, по-прыгать, понаклоняться, поприседать и т.п. (то есть выполнить упражнения, требующие боль-ших затрат энергии);
  • «найти занятие» для голоса: поговорить, покричать, попеть.


«Нарисуй узор»

Цель.

  • Побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.

Материал. Бумажный шаблон варежки -- на каждого ребенка. Набор карандашей -на каждую пару.

Ход игры

Дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные карандаши, бумажные шаб-лоны варежек и просит украсить их так, чтобы каждая пара имела одинаковый узор.

После игры проводится конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных ва-режек и сложность орнамента.

«Головомяч»

Цель.

  • Развивать навыки сотрудничества.

Ход игры

Дети, разбившись на пары, ложатся на живот напротив друг друга. Между их головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать и поднять мяч с пола.

Когда дети научатся справляться с этой задачей, игру можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч до

Трех, четырех, пяти человек.

«Цветик-семицветик»

Цель.

  • Побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого.
  • Поощрять желание заботиться о других.

Материал. Цветик-семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.

Ход игры

Дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток и говорит:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным.

Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желания обязательно сбудутся.

«Приятные воспоминания»

Цель.

  • Формировать умение внимательно выслу-шивать сверстников, не спешить говорить о себе и своих переживаниях, если собеседник еще не высказался.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям по очереди рассказать о том, что подарили им на день рождения, или о том, как они провели лето. Предупреждает, что внимательно будет выслушан только тот, кто умеет слушать сам. Дети обычно охотно рассказывают о себе, пepe6и-вая друг друга.

После того, как все выскажутся, педагог спрашивает: «Кто запомнил, что подарили Саше?» («Где отдыхал летом Сережа?») Правильный ответ поощряется.

Игра «Собери опасный предмет»

Цель: Совершенствовать умение детей собирать из частей - целое. Закреплять знания об опасных предметах и правила обращения с ними.

Материал: разрезные картинки опасных предметов.

Игровые действия: собрать из частей опасный предмет, рассказать правила безопасного обращения с ним.

Игра «Цепочка безопасности»

Цель: Повторить правила безопасности.

Материал: фишки на каждого ребенка.

Игровые действия: В игре принимают участие любое количество детей, им необходимо дать ответы на вопрос, например: Какие вы, знаете причины пожаров? Каждый ребенок по очереди должен назвать свою причину. За правильный ответ ребенку дается фишка, побеждает тот, кто набрал больше фишек.

Примерные вопросы: Как можно предотвратить пожар? Что нужно делать, если в квартире возник пожар? Назови правила обращения с электроприборами. Назови опасный предмет и объясни, почему он опасен. И т. д.

Игра «Кубик безопасности»

Цель: закрепления знаний, полученных на занятиях по ОБЖ.

Материал: картонные кубики с изображением различных опасных предметов и объектов природы.

Игровые действия: Ребенок бросает кубик и рассказывает, чем опасен выпавший предмет или объект природы и правила обращения с ним.

Игра » Четвертый лишний«

Цель: Учить находить среди предметов - опасные, объяснять правила безопасного обращения с ними. Развивать внимание, логическое мышление.

Материал: набор карточек с изображением различных предметов.

Игровые действия: выбрать среди изображенных предметов - опасный и объяснить свой выбор.

Игра «Дом, в котором я живу»

Цель: закреплять знания домашнего адреса и телефона.

Материал: мяч.

Игровые действия: педагог бросает мяч, ребенок должен поймать и четко назвать домашний адрес, домашний телефон.

Игра » Подбери игрушку Танюшке«

Цель: закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание.

Материал: картинки с изображением различных предметов быта.

Игровые действия: ребёнок выбирает из предложенных картинок, только те на которых изображены предметы, которыми можно (нельзя) играть.

Игра «Раз, два три, что может быть опасного - найди»

Цель: закреплять представления об источниках опасности в доме, развивать сообразительность, внимание.

Материал: картинки с изображением предметов домашнего обихода.

Игровые действия: выбрать из предложенных картинок, те на которых изображены источники опасности, объяснить свой выбор.

Игра «Внимание: природа!»

Цель: знакомить детей с опасностями, которые могут случиться с людьми на природе, что может нанести вред здоровью человека.

Материал: картинки с изображением объектов и явлений природы.

Игровые действия: выбрать явления или объект и рассказать о том, какие опасности он таит в себе.

Игра «Съедобное - несъедобное» .

Цель: закрепить представление о съедобных и несъедобных грибах (ягодах)

Материал: мяч.

Игровые действия: педагог бросает мяч, ребенок ловит, если гриб (ягода) съедобный, если нет, ребёнок отбивает мяч.

Игра «Пригласи Мишку в гости».

Цель: закрепить знание домашнего адреса, учить правилам приглашения гостей.

Материал: дома построенные детьми из строительного материала или конструктора, игрушка медвежонка.

Игровые действия: каждый ребенок выбирает себе дом, вежливо приглашает к себе в гости Медвежонка, называя ему свой домашний адрес.

Игра «Напиши телефон спасения».

Цель: активизировать в памяти детей номера телефонов служб спасения.

Материал: карточки с цифрами «0», «1», «2», «3», картинка с изображением «скорой», «пожарной», «милиции». Счетные палочки, пластилин (для усложнения).

Игровые действия: выбрать картинку спасательной службы, «написать» телефон спасения с помощью цифр, счетных палочек, пластилина.

Игра «Хорошо - плохо».

Цель: Учить видеть объект в различных его проявлениях, развивать логическое мышление.

Игровые действия: Педагог предлагает любой объект (огонь, ножницы, топор, вода и т. д.) ребёнок должен найти его хорошие и плохие стороны.

Название: Дидактические игры по ОБЖ для старших дошкольников.
Номинация: Детский сад — Развивающие игры — Дидактические


Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 66
Месторасположение: Томская область, Г. Томск

Наталья Пустовалова
Картотека дидактических игр по ОБЖ (средний возраст)

КАРТОТЕКА

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО

(СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ )

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНА-КОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ

БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ.

Для того чтобы сделать ребенка активным в приобретении знаний, предлагается осуществлять их накопление, углубле-ние и систематизацию в основном через дидактические игры .

Преимущество использования дидактических игр , по сравнению с занятиями по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности как компонента ОБП в быту, проявляется в следующем : каждый ребенок максимально ак-тивен; имеется возможность дифференцированно осуществ-лять уточнение и систематизацию знаний детей (в зависимости от их наличного уровня, поскольку игры проводились с под-группой (от 2 до 8 человек) или индивидуально; поддержание устойчивого интереса дошкольников к данной деятельности и высокий эмоциональный фон.

Подобранные дидактические игры дают возмож-ность : познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы; сформировать представления о мерах предосторожности, о способах без-опасного поведения; познакомить с необходимыми действия-ми в случае опасности.

При этом активно развивается внимание, чтобы ребенок мог предвидеть угрозу, бережное отношение к своей жизни и здоровью. Применение игровых атрибутов, наглядных средств (сюжетных и предметных картинок , поощрительных призов вызывает желание дошкольников играть, активизиру-ет их психические процессы. Положительная оценка со сторо-ны игрового персонажа и взрослых позволяет ребенку утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.

«ПОДБЕРИ ИГРУШКУ ТАНЮШКЕ»

Задачи : закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; вос-питывать чувство взаимопомощи.

Материал :

Игровая карта с изображением девочки и «веселых» человечков;

- картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.

Ход игры : воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых веселыми человеч-ками, те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.

«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНО - НАЙДИ»

Задачи : закреплять представления об источниках опас-ности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.

Правило : не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал : макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки ) .

Ход игры. Воспитатель, или Стобед, или ребенок отво-рачивается и считает до 3-5 (при необходимости до 10, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы по-ощряются призами.

«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩАХ?»

Задачи : расширять представления детей о правилах безопас-ного поведения в быту; развивать внимание, память; воспиты-вать чувство сотрудничества.

Материал :

* четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, уши-ба руки и пожара;

* картинки

карте с изображением «травмы» . Воспитатель (в дальнейшем ребенок) является ведущим. Он по-очередно поднимает картинку с изображением предмета. Участ-ники должны догадаться, к какой травме может привести непра-вильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку

«ДОМИК УЛИТКИ»

Задачи : обобщать представления детей о правилах без-опасного поведения; развивать охранительное самосозна-ние; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета.

Правило : соблюдать очередность.

Материал : игровое поле с изображением улитки, внутри домика которой нарисованы различные предметы домаш-него обихода; фишки; кубик.

Ход игры. Дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий рассказывает о картинке , на которой стоит его фишка : что изображено, правила обра-щения с этим предметом.

«СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ»

Задачи : закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользова-ния карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Материал (из то-чек) .

Задание : соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опа-сен данный предмет.

«УБЕРИ НА МЕСТО»

Задачи : закреплять представления о правилах без-опасного поведения, формировать знания о том, что для без-опасности все предметы надо убирать на свои места; раз-вивать наблюдательность, внимание; воспитывать жела-ние соблюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.

Материал картинки-предметы .

Ход игры. В коробке лежат картинки-предметы (изоб-ражением вниз) . Каждый ребенок берет одну картинку

Варианты.

* На игровом поле «разбросаны» картинки-предметы . Дети по очереди раскладывают их на место.

* На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне» , а потом и во всей «квартире» .

* То же в игровом уголке.

«ТАК И НЕ ТАК»

Задачи : учить отличать опасные для жизни ситуации от не-опасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

Материал :

* 2 карточки - с красным и с зеленым кружком,

* картинки с изображением опасных и безопасных действий детей.

Правила : под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую- неопасных (разрешенных) .

Варианты :

* индивидуально с воспитателем,

* несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.

Вариант : «МОЖНО - НЕЛЬЗЯ»

(с использованием фотографий детей) .

В отличие от картинок , использование фотографий дает возможность показать ребенку реальную опасную бы-товую ситуацию, обратить внимание дошкольника на детали, закрепить знания об источниках опасности, способах безопасного поведения и мерах предосто-рожности. Кроме того, данный прием выступает в ка-честве своеобразного «мостика» от знаний к форми-рованию умений : ребенок, рассматривая и анализируя («проговаривая» ) изображенную ситуацию, утвержда-ется в нормах (правилах) безопасного поведения. Для этого можно попросить некоторых родителей сфото-графировать своего ребенка в различных домашних ситуациях, приближенных к опасным (например, заг-лядывает в духовку, режет хлеб, стоит на подоконнике, играет с игрушками, играет с молотком и вилками и т. п.). Сделанное в результате пособие «Можно - нель-зя» дети с удовольствием будут рассматривать и об-суждать (и без участия взрослых) .

«СТО БЕД»

Задачи : закреплять представления об опасных ситуаци-ях, которые могут произойти дома, учить правилам без-опасного поведения в быту; развивать память, внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал :

картинки с изображением детей в опасной ситуации дома.

Ход игры : несколько картинок лежат на столе изобра-жением вниз. Ребенок выбирает любую, рассматривает и рассказывает : что на ней изображено, почему такое слу-чилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребенку.

«Я ИГОЛКИ НЕ БОЮСЬ»

Задачи : закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание, усидчи-вость.

Материал : иголки с нитками, прикрепленные к основанию ко-робки; пуговицы.

Задания : собрать «пирамиду» из пуговиц, нанизывая их на игол-ку с ниткой; собрать «бусы» , продевая иголку с ниткой в обе ды-рочки пуговиц.

«МЫ - СПАСАТЕЛИ»

Задачи : закреплять представления об опасных ситуациях в бы-ту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; раз-вивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал :

* игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два - внизу) ;

* картинки , на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях;

* набор карточек с изображением тех действий, кото-рые необходимо выполнить в той или иной ситуации.

Ход игры. На игровую карту воспитатель кладет картинку с изображением опасной ситуации. Ребенок рассматривает ее и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.

«СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ»

Задачи : закреплять представления об источниках опас-ности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Материал : листы с изображением контуров предметов (из точек) .

Задание : соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.

"ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩАХ?» (лото)

Задачи : расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чув-ство сотрудничества.

Материал : четыре игровые карты с изображением пореза, ожо-га, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.

Ход игры. В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы» . Воспита-тель (в дальнейшем ребенок) является ведущим. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники долж-ны догадаться, к какой травме может привести неправильное об-ращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку . При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

«УБЕРИ НА МЕСТО»

Задачи : закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасно-сти все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание со-блюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.

Материал : игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы .

Ход игры. В коробке лежат картинки-предметы (изображе-нием вниз) . Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле - на место, объясняя свой выбор.

Варианты. На игровом поле «разбросаны» картинки предметы . Дети по очереди раскладывают их на место. На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне» , а потом и во всей «квартире» .

* То же в игровом угол-ке.

Дидактические и развивающие игры на формирование и развитие у детей знаний безопасного поведения

Игры для детей средней группы

Раздел: «Ребенок дома»

«Давайте познакомимся»

Цель: Развивать умение называть свое имя и фамилию, возраст. Развивать умение называть имена своих родителей. Прививать любовь к близким.

Ход игры : воспитатель говорит о том, что в группу в гости к детям пришел «интересный персонаж» (какая-либо игрушка) и хочет лучше узнать ребят. Дети садятся в круг, а интересный персонаж передается по очереди. Когда предмет в руках ребенок должен назвать свое имя, фамилию, возраст, как зовут его родителей.

Тема: «В мире опасных вещей»

Цель: Продолжать знакомить детей с предметами, которые могут быть опасны для жизни и здоровья, но которые необходимы человеку. Предостеречь от возможных несчастных случаев в быту.

Ход игры: воспитатель демонстрирует бытовые предметы. Дети хлопают на безопасные и топают, если предмет может причинить вред.

Тема: «Не шали с огнем».

Цель: Знакомить с опасностью, исходящей от огня.

Ход игры : воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришла «Искорка» и она хочет с ними поиграть. Воспитатель показывает карточки, где искорка будет «хорошей» (плита, печка, факел и т.д) или «плохой»(пожар, костер без наблюдения, непотушенная сигарета) . Дети должны определить назначение «Искорки».

Раздел: «Ребенок и природа»

Тема: «Кошка и собака – наши соседи»

Цель: учить детей, что необходимо помнить при общении с домашними животными.

Материал: Картины, на которых нарисованы разные породы собак и кошек, корм для собак и кошек, рабочая тетрадь, игрушки: кошка и собака.

Ход игры: Беседа по картинкам с использованием загадок. Инсценировка стихотворения «Бездомная кошка», используя игрушку.

Бездомная кошка

Однажды я встретил бездомную кошку:

- Как ваши дела?

- Ничего, понемножку.

- Я слышал, что вы тяжело заболели?

- Болела.

- Так, значит, лежали в постели?

- Лежала на улице много недель. Бездомной мне негде поставить постель.

Подумал я: «Странно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным».

- Вы слышите, кошка, пойдемте со мной. Темнеет, а значит, пора нам домой!

Спешил я. Она отставать не хотела.

И рядом со мною тихонечко пела: о чем она пела? Наверно, о том, что каждому нужен свой собственный дом.

Тема: «Природа – наш дом»

Цель: учить детей бережному отношению к природе, к животному и растительному миру.

Материал: карточки с изображением сломанного дерева, костра, мусора в лесу,

Ход игры: воспитатель демонстрирует картинки по теме, задача детей разделить на 2 группы, что можно делать, а что нельзя.

Раздел: «правила дорожного движения»

Тема: «Знакомство с транспортом»

Цель: дать детям представление о видах транспорта.

Материал: картинки с различным видом транспорта(наземный, подземный, водный, воздушный).

Ход игры: Из всего представленного транспорта детям необходимо выбрать транспорт, который они встречают на улицах города. Постараться объяснить назначение.

Тема: «Грамотный пешеход»

Цель: Закреплять представления об улице, проезжей части и тротуаре.

Материал: загадки про ПДД, декорация улицы (зебра, светофор), фишки, как в настольной игре.

Ход игры: имитация проезжей части, выполняется индивидуально или командами. Дети отгадывая загадки, переходят на следующий «уровень» - по зебре, на зеленый свет светофора и т.д.

Тема: «Светофор»

Цель: познакомить детей со светофором, объяснить значение каждого цвета; учить детей правилам поведения при переходе улицы.

Материал: карточки желтого, красного и зеленого цвета.

Ход игры : дети делятся на пешеходов и «светофор». Светофор загорается по очереди, задача детей сымитировать переход пешеходов назеленый светофора.

Раздел: «Ребенок и другие люди»

Тема: «Поможем девочке найти бабушку»

Цель: подвести детей к понятию, что нельзя без разрешения выходить из дома, из группы, с участка; разговаривать с незнакомыми людьми.

Ход игры: Из группы детей выбирается 4 ребенка на роль 2 бабушек и 2 внучек. Остальные дети разбегаются, они не должны знать не знаю кто из действующих лиц с кем в паре. Задача «внучек» объяснить остальным детям как выглядит их «бабушка».

Раздел «Ребенок и здоровье»

Тема «Мое тело»

Цель: - дать детям элементарные представления о себе как о человеке;

Познакомить с внешним строением тела и его возможностями;

Прививать интерес к познанию себя;

Приучать различать человеческие эмоции.

Материал: картинки частей тела и эмоций.

Ход игры: 1часть. Собираем из частей человечка; 2 часть. Рассматриваем картинки с эмоциями и пытаемся их повторить.

Тема «Фрукты – полезные продукты».

Цель: Уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения.

Материал: картинки с полезными и вредными продуктами питания.

Ход игры: дети рассматривают картинки и пытаются разделить на 2 соответствующие группы, можно усложнить – пытаются объяснить свой выбор.

Тема «Как надо одеваться, чтобы не заболеть».

Цель: Закрепит названия одежды и порядок одевания.

Материал : кукла и одежда для куклы.

Ход игры: необходимо одеть куклу Машу по погоде, погодные особенности выбирает – ведущий или воспитатель.