Картотека подвижных игр во второй младшей группе. Раздувайся, пузырь, раздувайся большой Игра раздувайся пузырь ход игры

Хороводные игры, всегда были любимы и маленькими и взрослыми на Руси. без них не обходился не один праздник. Хороводные игры - это целый комплекс игровых упражнений, которые включают в себя, свободное движение,музыку, пение, пантомиму, а также декламацию стихов.
Хороводные игры, очень нужны для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Они: знакомят детей с древними традициями и обрядами, развивают коммуникативные навыки, способствуют совершению двигательных навыков, развивают чувство ритма, музыкальный слух.
Нужно только правильно подобрать музыку,слова, придумать смысл игры.
Предлагаем Вам примеры хороводных игр для детей.

Хороводная игра «Флажок»

Цель: учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку.

Текст песенки:
Дети встали в кружок
Увидали флажок,
Кому дать, кому дать
Кому флаг передать
выйди, Саша в кружок,
И возьми скорей флажок

Описание: дети стоят в кругу, в середине круга лежит флажок. дети идут по кругу и произносят текс. Выходит ребенок по тексту, поднимает флажок, затем, машет им и кладет на место. Затем игра продолжается.

Хороводная игра « Пузырь»

Цель: учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку. упражнять в согласовании приседания со словами и проговаривании слов – раздувайся пузырь, звука ш-ш-ш.

Текст песенки:
Раздувайся пузырь
раздувайся большой
Оставайся такой
Да не лопайся
он летел, летел, летел
Да за веточку задел
ш-ш-ш. лопнул пузырь.

Описание: Дети становятся в круг. дети ходят по кругу и приговаривают слова, до тех пор пока не скажут « Лопнул пузырь» .Тогда они опускают руки и присаживаются, произнося при этом звук ш-ш-ш. Игра повторяется.

Хороводная игра «Колпачок»

Цель: учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры.

Текст песенки:
Колпачок, колпачок
Тоненькие ножки,
Красные сапожки
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили
На ноги поставили
Танцевать заставили.

Описание: Дети становятся в круг. выбирают одного из детей, он будет колпачком. дети ходят по кругу и приговаривают по тексту. Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад образую большой круг и хлопают в ладоши. Ребенок стоящий в круге танцует. Затем игра продолжается.

Хороводная игра «Карусель».

Цель игры. Учить детей согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал педагога.
Описание игры: В центре становится педагог, который держит обруч на котором привязаны ленточки (обруч с ленточками поднять вверх) Дети становятся в круг и берутся левыми руками за ленточки "Сели на карусели" Идут по кругу и произносят слова песенки:

Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом -
Все бегом, бегом, бегом.

Сначала дети идут медленно, а после слова «бегом» бегут по кругу.

Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз и два, раз и два -
Вот и кончилась игра.

Карусель начинает кружиться медленно, наконец, останавливается. Когда карусель остановится, дети бросают ленточки, и бегают по площадке, а по сигналу педагога, вновь бегут образуя круг и берутся руками за ленточки.

Хороводная игра "Мышки"

Описание игры: Дети делятся на две подгруппы ("Мышки" и детки")
Дети становятся в круг, держась за руки поднятые вверх как воротца, приговаривают текст песенки.
"Мышки" - бегают в круг и из круга.

Ах как мыши надоели.
Всё погрызли, всё поели,
Берегитесь же плутовки,
Доберёмся мы до вас.
Как поставим мышеловки –
Переловим всех за раз!
Мышеловка закрывается.

Дети опускают ручки и кто остался в центре, того поймали. Игра начинается сначала.

Хороводная игра « Мы матрешки»

Цель игры. Учить детей выполнять движения согласно тексту песенки.
Описание игры: Дети становятся в круг. дети ходят по кругу и приговаривают:Идут по кругу и повторяют слова песенки за педагогом, выполняя действия, о которых поется в песне.

А у нас, как у нас чистые ладошки.

А у нас, как у нас новые сапожки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
А у нас, как у нас новые платочки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
Побежали. побежали все мы по дорожке.

Хороводная игра «Круг кружочек»

Цель: Учить детей ходить по кругу, держать ровный круг.
Описание: Дети, держась за руки, идут по кругу, проговаривая слова:

Круг кружочек
Маленький шажочек,
Раз, два, три –
Повернись-ка, (Называют имя ребенка) ты!

И так продолжается до последнего игрока. Когда все дети из круга будут повёрнуты – дети произносят:

Круг кружочек
Маленький шажочек,
Раз, два, три, четыре, пять –
Повернулись все опять.

Коллективные игры для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Описание. Коллективные игры в детском саду способствуют развитию: эмоционального характера детей, игрового коллективного навыка, сплоченности и хорошей работе «в коллективе», а так же к более тесному общению между собой. Во время коллективных игр в детях воспитываются спортивный дух и стремление к победам.
ПО ДОРОЖКЕ...
Цели игры: развитие координации движений, равновесия, умения выполнять команды, навыков ходь-бы по ограниченной поверхности.
Необходимые материалы и наглядные пособия: дорожки разной длины и ширины. Мягкая, твердая, из-вилистая дорожки.
Ход игры: ведущий читает потешки, побуждая детей действовать в соответствии с текстом.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два.
(Дети идут по импровизированной дорожке).
По кочкам, по камешкам,
По кочкам, по камешкам,
Раз-два, раз-два.
(Дети прыгают друг за другом на двух ногах, и дальнейшем – по поролоновым кругам).
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом -
В нем мы живем.
(Дети останавливаются).
Рекомендации: дорожки можно изготовить из клеенки, плотной бумаги, ткани, поролона.
В игре могут использоваться следующие виды дорожек:
1) прямая широкая;
2) прямая узкая;
3) извилистая широкая;
4) извилистая узкая.
«Кочки» могут быть представлены кругами или квадратами, вырезанными из поролона.
Используя разные виды дорожек, соответственно меняйте текст «По узкой дорожке», «По извилистой дорожке».

СОБАЧКА И УТОЧКИ
Цели игры: развитие координации движений, двигательных и подражательных навыков, формирование чувства коллективизма, положительных эмоций от совместной игровой деятельности.
Необходимые материалы и наглядные пособия: головные уборы с изображением уточек, маска собачки.
Ход игры: ведущий становится мамой-уткой, дети изображают утят. «Утка» зовет малышей на импро-визированный пруд (специально огороженное место):
Рано-рано утречком
Вышла мама-уточка
Поучить утят.
Уж она их учит, учит!
Вы плывите, ути-деточки,
Плавно в ряд. (А.Барто)
Дети выстраиваются в ряд, ведущий становится впереди и имитирует движения плавающих уток: плав-но двигается с отведенными назад руками, оглаживает перышки (бока), взмахивает крыльями (руками). «Утята» должны повторять все действия утки-мамы. Второй ведущий берет на себя роль собачки, кото-рая с лаем бегает вокруг пруда. Утка защищает своих утят:
Ты, собачка, не лай!
Наших уток не пугай!
Утки наши белые,
Без того несмелые. (И.Токмакова)
Задача малышей – сгруппироваться возле мамы-утки. После того как собачка убежит, утята опять пус-каются в свободное плавание. Повторите игру несколько раз.

СОЛНЫШКО И ДОЖДИК
Цели игры: развитие двигательных навыков, внимания, быстроты реакции, формирование умения вес-ти совместную игровую деятельность.
Ход игры: в определенном месте ведущий расставляет стульчики по количеству детей, предлагает ма-лышам выбрать себе домик-стульчик. Ребята занимают свои места. «Солнышко выглянуло, - говорит ведущий, - пойдемте гулять!» Малыши покидают свои домики и следуют за воспитателем. Ведущий читает стихотворение:
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку,
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку! (А. Барто)
Дети бегают, играют. Внезапно ведущий объявляет: «Дождик капает, бежим в домики!» Дети бегут к своим стульчикам. «Пережидая» дождь, можно вспомнить потешки и стихи:
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капли не жалей.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
Рекомендации: детям этого возраста трудно быстро сориентироваться и подбежать к определенному месту, поэтому первое время не следует настаивать на том, чтобы каждый ребенок подбегал именно к тому стульчику, сидя на котором начал игру. В дальнейшем вместо стульев можно использовать круги большого диаметра, вырезанные из картона. Если игра проводится на свежем воздухе, их можно начер-тить на земле.

ЛОВИ-ЛОВИ
Цели игры: формирование положительных эмоций, связанных с игровой деятельностью, совершенствование двигательных навыков, развитие быстроты реакции, координации движений.
Необходимые материалы и наглядные пособия: палочка-удочка крепленным к ней шнуром, к которому привязан маленький поролоновый мячик.
Ход игры: дети встают в круг. Взрослый становится в центре круга. Приближая привязанный мячик то к одному, то к другому малышу, ведущий побуждает их ловить игрушку двумя руками. Палка при этом поднимается и уходит в сторону. Дети должны подпрыгнуть или повернуться для того, чтобы поймать мяч.
Рекомендации: взрослый должен следить за тем, чтобы в игру включились все дети, так как инициатива может перейти к активным, подвижным малышам, в то время как стеснительные и робкие ребята могут стать лишь пассивными наблюдателями.

РАЗДУВАЙСЯ, ПУЗЫРЬ

Цели игры: развитие согласованности движений, артикуляционного аппарата, совместной игровой деятельности.
Ход игры: дети сидят на стульях, воспитатель подходит к одному из них, и приглашает его в игру. Взявшись за руки, они подходят к другому ребенку и повторяют приглашение и т. д. Таким способом дети собираются в хоровод. «Какой большой круг у нас получился, как пузырь! – говорит ведущий, да-вайте сделаем его поменьше». Хоровод сжимается. «А теперь давайте снова надуем пузырь!», – взрос-лый показывает детям, как набирать воздух и громко выдувать его, делая при этом маленький шаг на-зад. Дети повторяют движения ведущего, и круг постепенно расширяется. Ведущий проговаривает
потешку:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся!!!
После того как «пузырь раздулся», ведущий громко хлопает в ладоши. «Лопнул пузырь». После этих слов дети отпускают руки друг друга и разбегаются в разные стороны.

Декабрь

Недели

Младшая группа

Подвижная игра «Карусели»

Задачи: развивать функцию равновесия, умение согласовывать свои действия со словами текста; вызывать положительные эмоции.

Описание: Дети берутся за руки и под слова взрослого двига­ются по кругу сначала медленно, затем все быстрее и быстрее, а затем постепенно замедляют движение.

Воспитатель:

«Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра».

Игровое упражнение

«Зайка прыгает через ручеек»

Задача: учить детей прыжкам в длину с места; развивать равновесие, координацию движений.

Описание: Воспитатель раскладывает 2 каната (веревки) на расстоянии 20 – 25 см друг от друга. Предлагает детям – зайчикам перепрыгнуть через ручеек так, чтобы не замочить лапки.

Следить за тем, чтобы дети мягко приземлялись на полусогнутые ноги, толчок выполняли (по мере возможности) двумя ногами.

Игровое упражнение

«Ловкий прыгун»

Задача: совершенствовать умение детей прыгать с продвижением вперед, по извилистой дорожке.

Описание: дети прыгают друг за другом с продвижением вперед по извилистой дорожке, выложенной из 2 веревок. Воспитатель следит за тем, чтобы малыши сильнее отталкивались, мягко приземлялись, голову держали прямо.

Задачи:

Описание: Взрослый читает стихи:

«Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой –

Не угнаться за тобой!»

(С. Маршак)

Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч»

Задачи: учить прыгать на двух ногах, внимательно слушать текст, действовать по сигналу; вызывать чувство радости от активных действий.

Описание: Взрослый читает стихи:

«Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой –

Не угнаться за тобой!»

(С. Маршак)

Малыши имитируют движения мяча, прыгают на месте. На слова: «Не угнаться за тобой!» - дети бегут от взрослого, который догоняет их. Ребята, не умеющие прыгать, делают «пружинку».

Подвижная игра «Пузырь»

Задачи: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.


Описание : Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу.

Воспитатель произносит:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой.

Да не лопайся.

Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!» Тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!» Можно также предложить детям после слов «лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» – воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь – отходят назад, образуя большой круг.

Указание к проведению : Сначала в игре принимает участие небольшое число детей (6-8). При повторении могут играть одновременно 12-15 человек. Произносить текст воспитатель должен медленно, четко, ясно, привлекая к этому играющих.

Перед проведением игры можно показать малышам настоящие мыльные пузыри.

Игра "Раздувайся, пузырь!"

Особенности игры и ее воспитательное значение . Это одна из первых хороводных игр. В ней продолжается знакомство и сближение детей друг с другом и с воспитателем. Вводится новый элемент - традиционный для хоровода ритуал приглашения, во время которого каждый ребенок последовательно выполняет две роли: вначале его приглашают, а затем он приглашает.

Каждый участник игры чувствует при этом внимание других детей и сам его оказывает своим партнерам. В этой игре дети учатся новым движениям. С одной стороны, это типичное для хоровода построение в круг. С другой - выполнение ритмизованных движений, подчиненных образному слову.

Как и в предыдущих играх, действия производятся одновременно всеми детьми, которые подражают воспитателю и друг другу. Но эта игра требует большей согласованности движений (ее участники должны приноровиться друг к другу, чтобы выдержать ритм и темп движения) и большего внимания к партнерам по хороводу. В то же время игра забавляет детей и приносит им удовольствие.

Описание игры и приемы ее проведения . Воспитатель предлагает всем детям сесть на стульчики, расположенные полукругом, и спрашивает одного из них: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!» Ребенок называет свое имя, а взрослый, ласково повторяет его: «Машенька, пойдем играть!» Педагог берет ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему малышу и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка ласково, но так, чтобы его слышали все, он предлагает и ему присоединиться к ним и подать руку Машеньке.

Теперь они уже втроем идут приглашать следующего ребенка принять участие в игре. Так по очереди за руки берутся все дети. Сначала лучше подходить к тем воспитанникам, которые выражают желание включиться в игру, а скованных, заторможенных детей целесообразнее приглашать последними. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит настаивать на этом. Постепенно, наблюдая за игрой, они заразятся ею и тоже захотят быть в коллективе. Когда все дети будут приглашены, образовывается длинная цепочка. Воспитатель берет за руку ребенка, стоящего последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! - говорит взрослый. - А теперь давайте сделаем маленький кружок».

Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух в свою трубку и произносят звук «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются два-три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:

Получается большой растянутый круг. Воспитатель входит в него, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, затем неожиданно останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру). После этого игра начинается сначала, т. е. опять раздувается пузырь. А закончить игру можно так. Когда пузырь лопнет, воспитатель говорит: «Полетели маленькие пузырики, полетели, полетели, полетели...» Дети разбегаются в разные стороны.

Правила игры .
1. Когда пузырь раздувается - двигаться назад и к концу текста взяться за руки.
2. На слово «Хлоп!» руки разнимаются и все бегут к центру.
3. Давать руку любому, кто оказался рядом.

Советы воспитателю . При проведении этой игры очень важно следить за движениями детей, придерживаясь неторопливого и оптимального для них темпа. Следует помнить, что, произнося звук «ф-ф» при раздувании пузыря, дети овладевают правильной артикуляцией. Это хорошее упражнение для развития звукопроизношения.

Во время игры могут возникать конфликты между детьми: кто-то не хочет дать руку своему соседу, кто-то перебегает с одного места на другое и т.д. Особенно часто дети ссорятся из-за того, что каждому хочется стоять рядом с воспитателем. Напомните детям третье правило, которое необходимо для дружной игры. Не следует задерживаться на этих конфликтах, лучше быстро и тактично разрешать такие споры.

Цель : знакомство и сближение детей друг с другом и с воспитателем.

Возраст : дошкольный.

В этой игре дети приобретают новый для них двигательный опыт. С одной стороны, это типичное для хоровода построение в круг, с другой – выполнение ритмизированных движений, подчиненных образному слову. Все игровые действия производятся вместе и всеми детьми по подражанию воспитателю и друг другу. Игра сохраняет характер забавы и приносит удовольствие.

Описание игры: Игра начинается с того, что воспитатель предлагает всем детям сесть на стульчики, расположенные полукругом, и подходит к одному из них с вопросом: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!» Ребенок называет свое имя, а воспитатель громко и ласково повторяет его: «Машенька, пойдем играть», берет ребенка за руку и вместе с ним подходит к следующему, спрашивая его имя, затем предлагает и ему присоединиться к ним и подать руку Машеньке. Теперь они уже втроем идут приглашать следующего. Так по очереди приглашаются все дети. При этом лучше сначала подходить к тем, кто выражает желание скорее включиться в игру, а скованных, заторможенных детей приглашать последними – наблюдая, как охотно все соглашаются играть, они постепенно заражаются желанием включиться в игру. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит на этом настаивать.

После того как все дети приглашены, образуется длинная цепочка. Воспитатель даёт руку ребенку, стоящему последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился! Как пузырь! А теперь давайте сделаем маленький кружок». Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и «раздувают пузырь»: наклонив голову вниз, дети дуют в кулачки, поставленные один под другим, как в трубку. Они выпрямляются, набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух и произносят «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются два-три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного раздулся. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь назад и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой...
Оставайся такой,
Да не лопайся!!!

К концу текста образуется большой растянутый круг. Воспитатель входит в круг, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, в каком-нибудь месте останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру). После этого можно начинать игру сначала, т.е. опять раздувать пузырь.

Закончить игру можно и так. Когда пузырь лопнул, воспитатель говорит: «Полетели маленькие пузырьки, полетели, полетели, полетели...». Дети разбегаются в разные стороны.

Правила игры
  1. Когда пузырь раздувается, двигаться назад, а к концу текста взяться за руки.
  2. На слово «Хлоп!» руки разнимаются, и все бегут к центру.
  3. Давать руку любому, кто оказался рядом.

При проведении этой игры очень важно следить за движениями детей, придерживаясь неторопливого и оптимального для них темпа. Следует помнить, что, произнося звук «ф-ф» при раздувании пузыря, дети овладевают правильной артикуляцией. Это хорошее упражнение для развития звукопроизношения. В этой игре воспитатели часто сталкиваются с конфликтными отношениями между детьми: некоторые из них не хотят дать руку соседу, перебегают с одного места на другое и т.д. Особенно часто дети ссорятся из-за того, что всем хочется стоять рядом с воспитателем. Напоминая детям третье правило, которое необходимо для дружной игры, не следует задерживаться на этих конфликтах. Лучше быстро и тактично разрешать споры.