Разница между глобусом и картой. Что изучает география

География - одна из наук о Земле. Название этой науки в переводе с греческого языка означает «землеописание». Оно образовалось из двух слов: «ге» - Земля и «графо» - пишу. География очень древняя наука. Учёные-географы и путешественники на протяжении тысяч лет исследовали и описывали нашу планету.

  • Попробуй рассказать о мире с точки зрения географа. Используй для этого слова: материки, океаны, равнины, горы, реки, озёра, страны, города, народы. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.

Что изучает география

С точки зрения географа, мир - это Земля, огромная планета с материками и океанами, равнинами и горами, реками и озёрами, лесами и пустынями, со множеством городов, стран, народов.

География изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность.

Хотя название науки переводится как «землеописание», современная география не только описывает Землю, но и объясняет, почему она такая. Почему, например, в одних районах планеты круглый год лежит снег, а в других растут вечнозелёные леса. Почему в одних странах основным источником доходов является ловля рыбы, а в других - добыча нефти...

Как интересно вслед за учёными-географами отправиться в путешествие по нашей планете! А помогут в этом глобус и географическая карта.

По мере изучения Земли на глобусах и картах появлялось всё больше и больше географических объектов - материков, островов, морей, рек, озёр и т. д., а их изображение становилось всё более правильным.

Современные географические карты очень разнообразны. Например, различают физические и политические карты. Кроме того, на одних картах показана поверхность всей Земли, а на других - только какая-нибудь её часть.

  1. Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физической карте, на политической карте?
  2. Сравните глобус и карту полушарий. В чём их сходство? В чём различие? Чем карта полушарий отличается от уже известной вам карты мира?
  3. Вспомните условные знаки географических карт. Найдите их на карте полушарий.
  4. Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски своё умение показывать на карте.
  5. С помощью глобуса и карты полушарий расскажите о Земле. Сравните глобус и карту как источники информации. Чем удобнее пользоваться?

Карта полушарий

Очень интересна карта полушарий! На ней изображены две половины земного шара - полушария, западное и восточное. Как будто глобус разделили пополам и перенесли на лист бумаги! Эта карта передаёт форму Земли лучше, чем обычная карта мира. Поэтому очертания материков и другие изображения на ней более точные.

Работая с картами, обращайте внимание на их масштаб. Масштаб показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте.

  • Прочитай текст. Используй эту информацию при рассказе о географических картах.

Одна из первых географических карт России была создана более 400 лет назад. Она называлась «Большой чертёж». На ней было показано 400 городов, 880 рек, около 60 озёр. К сожалению, сама карта не сохранилась. Зато сохранилась книга с её описанием - «Книга Большому чертежу». В ней подробно рассказано о природе и хозяйстве России тех времён.

Обсудим!

Один географ написал такие слова: «Несомненно, карты принадлежат к великим творениям человеческой мысли». Согласитесь ли вы с этим высказыванием? Как вы его объясните?

Проверь себя

  1. Что изучает география?
  2. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?
  3. Что тебе известно об истории создания глобуса и географических карт?
  4. Докажи на примерах, что современные географические карты очень разнообразны.

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: география, географ.
  2. Напиши небольшое сочинение на тему «Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус (географическую карту)». Оформи его на отдельном листе.
  3. В энциклопедии для младших школьников или Интернете найди информацию о «рекордах Земли»: самая длинная река, самое глубокое озеро, самая высокая гора и т. д. Выпиши эти сведения в рабочую тетрадь. Подготовь сообщение об 1-2 из этих георафических объектов.

Странички для любознательных

Из истории карты и глобуса

Первая географическая карта мира появилась примерно 2500 лет назад в Древней Греции. Карта имела форму круга. В центре была изображена Греция, а вокруг другие земли, известные тогда учёным. Вся суша на карте была окружена океаном. Эта карта не сохранилась, но о том, как она выглядела, можно судить по картам, составленным позже.

Первый глобус, известный сейчас учёным, появился более 500 лет назад в Германии. Его создал немецкий географ Мартин Бехайм в 1492 году. Свою модель он назвал «земное яблоко». На «земном яблоке» не было Северной и Южной Америки - эти материки тогда ещё не были открыты. Первый глобус сохранился до наших дней и находится в одном из музеев Германии.

Многие старинные глобусы и карты были настоящими произведениями искусства. Их украшали рисунками, изящными надписями. Глобусы ставили на красивые подставки (1), а карты помещали в резные рамы. Такие глобусы и карты можно было видеть во дворцах и домах знатных и богатых людей. Галерея карт есть и во дворце Папы Римского в Ватикане (2).

На следующем уроке

Узнаем, что такое история, чем занимаются учёные-историки. Будем учиться рассказывать о мире с точки зрения историка, приводить примеры исторических источников.

Вспомни, что такое настоящее, прошлое и будущее. С каким памятниками истории и культуры вы знакомы?

Глобус и карта – это главные символы географической науки, напоминающие нам о заманчивых путешествиях в дальние страны. Несмотря на то, что оба указанных объекта изображают земную поверхность, между ними существует целый ряд принципиальных отличий.

Карта – это обобщенное изображение земной поверхности, выполненное на плоскости, в масштабе, при помощи условных знаков.

Сравнение

Глобус – это самая точная модель Земли. Он появился в 1942 году благодаря немцу Мартину Бехайму, работавшему в Географическом институте. На первой модели отсутствовала половина материков и островов, существующих на Земле, но именно она стала предтечей эпохи Великих географических открытий. На современном глобусе изображены все находящиеся на планете материки и океаны. Традиционно глобусы выпускают двух видов – общегеографические и политические.

Глобус

Карта появилась в III столетии до нашей эры. Некто Эратосфен, позже названный «отцом географии», изобразил известные на то время части Европы, Азии и Африки, а также начертал на своей карте зачатки градусной сетки.

Именно гладкая поверхность глобуса подчеркивает: относительные высоты на Земле намного уступают ее горизонтальным расстояниям. Особенностью данного предмета является то, что градусная сетка, форма меридианов-параллелей, конфигурация географических объектов, их линейные и территориальные размеры соответствуют действительным, то есть изображены без искажений. Естественно, учитывается и масштаб.

Из-за того что глобус соответствует принципам равновеликости, равнопромежуточности и равноугольности, он является незаменимым прибором в космонавтике, морской и воздушной навигации.

Поскольку карта презентует земную поверхность, изображенную на плоскости, все предметы, их конфигурация, площади и расстояния на ней поддаются искажению. Поэтому, в зависимости от предназначения карты, выбирается проекция – цилиндрическая, коническая или азимутальная, которая максимально уменьшает искажения.


Карта Росии

Все объекты на карте изображаются с помощью условных знаков: значковых, линейных, линий движения, изолиний, способом ареалов и послойного раскрашивания, что облегчает картографирование и улучшает степень восприятия информации ее потребителем.

Карты делятся по уровню уменьшения земной поверхности – крупно-, средне- и мелкомасштабные, по предназначению, по содержанию и по площади освещаемой территории.

Карты более удобны в использовании, чем глобусы.

Выводы сайт

  1. Карта появилась раньше, глобус — на восемнадцать столетий позже.
  2. На глобусе изображена вся Земля, а карта может демонстрировать зрителям как всю планету, так и отдельные материки, страны, части света, области, города, улицы.
  3. Географические объекты, их площади и расстояния между ними передаются на глобусе без искажений, в отличие от изображения на карте.
  4. Глобус менее удобен в использовании, чем карта.

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Сравнивать глобус и карту полушарий, находить условные знаки на карте полушарий, обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества, составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий, извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Планируемые результаты

Предметные (знать, уметь)

Знать понятие о географии и географических объектах, историю создания карт в мире и в России, глобус как модель Земли, элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба), материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - ставить и формулировать проблемы, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Р. - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

К. - формулировать собственное мнение и позицию и координировать еȅ с позициями портнȅров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Личностные результаты

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно - познавательные мотивы.

Основные понятия и определения

География. Географи-ческие объекты. Глобус. Карта

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, что изучает наука география. Будем учиться рассказывать о мире с точки зрения географа, использовать глобус и карту для по-лучения информации о Земле.

Вспомни, что такое глобус и карта. Подумай, для чего нужно уметь ими пользоваться.

Попробуй рассказать о мире с точки зрения географа. Используй для этого слова: материки, океаны, равнины, горы, реки, озёра, страны, го-рода, народы. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.

Изучение нового материала

География — одна из наук о Земле. Название этой науки в переводе с греческого языка озна-чает «землеописание». Оно образовалось из двух слов: «ге» — Земля и «графо» — пишу. Геогра-фия очень древняя наука. Учёные-географы и путешественники на протяжении тысяч лет ис-следовали и описывали нашу планету.

ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ

С точки зрения географа, мир — это Земля, огромная планета с материками и океанами, равнинами и горами, реками и озёрами, лесами и пустынями, со множеством городов, стран, народов. География изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность.

Хотя название науки переводится как «земле-описание», современная география не только описывает Землю, но и объясняет, почему она такая. Почему, например, в одних районах пла-неты круглый год лежит снег, а в других рас-тут вечнозелёные леса. Почему в одних странах основным источником доходов является ловля рыбы, а в других — добыча нефти...

Как интересно вслед за учёными-географами отправиться в путешествие по нашей планете! А помогут в этом глобус и географическая карта.

По мере изучения Земли на глобусах и картах появлялось всё больше и больше географи-ческих объектов — материков, островов, морей, рек, озёр и т. д., а их изображение становилось всё более правильным.

Современные географические карты очень раз-нообразны. Например, различают физические и политические карты. Кроме того, на одних кар-тах показана поверхность всей Земли, а на дру-гих — только какая-нибудь её часть.

Осмысление и понимание полученных знаний

1.Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физиче-ской карте, на политической карте?

2.Сравните глобус и карту полушарий (с. 24—25). В чём их сходство? В чём разли-чие? Чем карта полушарий отличается от уже известной вам карты мира?

3.Вспомните условные знаки географических карт. Найдите их на карте полушарий.

4.Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски своё умение показывать на карте.

5.С помощью глобуса и карты полушарий расскажите о Земле. Сравните глобус и карту как источники информации. Чем удобнее поль-зоваться

Очень интересна карта полушарий! На ней изображены две половины земного шара — по-лушария, западное и восточное. Как будто гло-бус разделили пополам и перенесли на лист бумаги! Эта карта передаёт форму Земли лучше, чем обычная карта мира. Поэтому очертания материков и другие изображения на ней более точные.

Работая с картами, обращайте внимание на их масштаб. Масштаб показывает, какое рас-стояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте.

Прочитай текст. Используй эту информацию при рассказе о географических картах

Одна из первых географических карт России была создана более 400 лет назад. Она назы-валась «Большой чертёж». На ней было показа-но 400 городов, 880 рек, около 60 озёр. К со-жалению, сама карта не сохранилась. Зато сохранилась книга с её описанием — «Книга Большому чертежу». В ней подробно рассказано о природе и хозяйстве России тех времён.

Обсудим!

Один географ написал такие слова: «Несомнен-но, карты принадлежат к великим творениям че-ловеческой мысли». Согласитесь ли вы с этим высказыванием? Как вы его объясните?

Проверь себя

1.Что изучает география? 2. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?

3.Что тебе известно об истории создания гло-буса и географических карт? 4. Докажи на при-мерах, что современные географические карты очень разнообразны.

Вывод

География изучает природу земной поверхно-сти, население и его хозяйственную деятель-ность. В географии широко используются глобус и географическая карта, которые по праву считаются одним из самых замеча-тельных изобретений человечества.

Мир глазами географа -1

Практическая работа «Глобус как источник географической информации». 5 класс

Цель:

Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности учащихся с глобусом, как одним из источником информации.

Содержание работы.

Прочитайте текст

Глобус и карта

Глобус - уменьшенное изображение земного шара. На глобусе хорошо видно, как расположены материки, океаны, моря и их размеры. На глобусе получается наиболее правильное изображение земной поверхности без каких-либо искажений.

Но у глобусов есть крупный недостаток: изображение на них сильно уменьшено. Для того чтобы получить на глобусе более подробное изображение, он должен иметь огромные размеры - десятки метров! Пользоваться таким глобусом, конечно, невозможно.

На обычных же глобусах, применяющихся в школах, нельзя изобразить мелкие подробности в очертаниях материков, в строении речной сети, горных хребтов и т. п. Многие государства (например, Дания, Бельгия, Беларусь) изображаются такими малыми фигурами, что на них едва хватает места для одного кружка - условного знака столицы.

Поэтому создаются географические карты, на которых изображается не весь земной шар, а только часть земной поверхности, но зато с большей подробностью. При этом изображение с поверхности шара нужно перенести на плоский лист. Однако поверхность шара нельзя развернуть, разостлать на плоскости без складок и разрывов.

При составлении карты приходится допускать некоторые неточности. Поэтому на карте возникают искажения направлений, расстояний и площадей, неодинаковых в разных частях карты. Путём сложных математических расчётов и построений эти искажения стараются свести к минимуму.

Ответьте на вопросы.

Задания базового уровня

    В чем преимущества глобуса перед географической картой?

    В чем главный недостаток глобуса?

    Задания, которые направлены на установление пространственных отношений между объектами, могут быть использованы на закрепление правильного произношения и написания географических названий.

Например, используя глобус назовите материки:

а) полностью расположенные в Северном полушарии –

б) полностью расположены в Южном полушарии –

в) расположены частично в Северном, частично - в Южном полушарии –

4. Или, используя глобус назовите океан (океаны):

а) расположенные только в одном полушарии –

б) расположенные частично в Северном, частично - в Южном полушарии

Найдите их на карте и подпишите на к/к

Задания повышенного уровня

1.Почему нельзя сделать глобус таким же подробным, как и карта?

2.Найдите на глобусе масштаб. Прочитайте его. С помощью масштаба и полоски бумаги или нитки (если есть, то масштабной линейки)определите расстояние в километрах:

А) от Северного до Южного полюса Б) от Москвы до Санкт-Петербурга

В) от Лондона до экватора

Г) от Новосибирска до Северного полюса

3. По глобусу определите, какие города имеют географические координаты:

39° с.ш. 116° в.д. - Пекин

19° с.ш. 99° з.д. - Мехико

34° ю.ш. 19° в.д. - Кейптуан

30° с.ш. 31° в.д. - Каир

Отметьте эти города на контурной карте

4.Используя ЭОР Глобус - модель Земли. Практические задания.

Пройдите тест, ответив на вопросы темы "Первый глобус",

Высокого уровня

Определите точку на глобусе, через которую проходил беспосадочный перелёт советских лётчиков: нашего земляка - В.П, Чкалова, Г.Ф. Байдукова и А.В. Белякова по маршруту Москва (Россия) - Портленд (США).

Самолёт всё время шёл на север, перевалив точку …..(выхода земной оси на поверхность- в сильных классах это можно не указывать) самолёт шёл прежним курсом, но уже по направлению на юг. Точные часы - морской хронометр, секстант, таблицы и сложные вычисления дали все данные для перестановки указателя курса. «Всё в порядке, мы летим на юг!»

Объясните ваше решение.

Результат:

1.Задания1-2 базового уровня (В чем преимущества глобуса перед географической картой? В чем главный недостаток глобуса?) и задание 1 повышенного уровня ( Почему нельзя сделать глобус таким же подробным, как и карта?) выполните в виде краткого сообщения с записью в тетради ключевых слов.

2.Контурная карта с выполненными заданиями

На ноге стоит одной,

Кружит - вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. ( ГЛОБУС

На ноге стоит одной,

Кружит - вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. ( ГЛОБУС

На ноге стоит одной,

Кружит - вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. ( ГЛОБУС

Глобус весь пересекают,

Сходятся на полюсах.

Постепенно подвигают

Стрелки на любых часах.

Чере

3.Пройдите тест используя ЭОР

4. Проведите самооценку своих достижений.

Учащимся предлагается заполнить индивидуальную карточку, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке.

1.Мне все было понятно. 2.В работе были затруднения 3. Было много непонятного.

А также поставить себе оценку за работу на уроке (включая результаты теста).

МКОУ» ПОЛОВИНО-ЧЕРЕМХОВСКАЯ СОШ»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по географии

«Глобус как источник

географической

информации»

5 класс

Учитель географии: В.Н. Здереглазова

Ноябрь 2016г.


Тема:

Цель

Задачи :

- обучающие :

- развивающие

- воспитательные:

Планируемые результаты:

    Предметные:

    Личностные

    Регулятивные:

    Коммуникативные

    Познавательные

    Общеучебные:

Тип урока : урок-практикум.

Оборудование

Ход урока.

    Орг.момент. Приветствие учащихся

С добрым утром! Начат день!
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать!
В виртуальном путешествии

На уроке географии

Готовы новое узнать?

    Проверка домашнего задания.

    Работа у доски. Учащиеся и учитель задают вопросы однокласснику, работающему у доски (вопросы после параграфа, ключевые слова, собственные вопросы по теме)

    Индивидуальная работа «Что о чем». Задание: из предложенного списка признаков выбрать те, которые относятся к параллелям и меридианам, записать цифры.

Параллель

Меридиан

Признаки:

      Соединяет полюса

      Все имеют равную длину

    Выполнение письменного задания в рабочей тетради

    Работа над формулирование темы, целеполагание

Загадка. «На ноге стоит одной, крутит, вертит головой. Нам показывает страны, реки, горы, океаны»

Сформулируйте тему нашего урока сегодня.

    Работа над формирование умений.

    Работа в парах. Задание: прочитайте задания с.45, выполните их устно.

    Создание проблемной ситуации: «Можно ли по глобусу определить расстояние от нашего края до северного полюса? Как это сделать?»

    Объяснение учителя «Как определять по глобусу расстояния» с использованием рис. 27.

    Фронтальная работа у доски, выполнение заданий с.46 (1-2)

Работа в парах. Задание: прочитайте задания с.46 (3-4), выполните их, ответ запишите в тетради.

    Создание проблемной ситуации: «К берегам какого моря мы выйдем, если от нашего села все время будем двигаться на север?» Что нужно вспомнить, чтобы ответить на этот вопрос? (знать стороны горизонта, их направление на глобусе и карте)

    Фронтальная работа у доски, выполнение заданий с.47 (1-2)

    Применение полученных знаний . Работа в парах. Задание: прочитайте задания с.47 (3-6), выполните их, ответ запишите в тетради.

    Домашнее задание. П.6-9, повторить ключевые слова, ответить на вопросы с.48

    Рефлексия

Учитель формулирует выводы , выставляет оценки за работу на уроке

Учащиеся определяют степень продвижения к цели «Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

План - конспект урока

Тема: Глобус как источник географической информации

Цель : Создать условия для формирования представления о глобусе, как одном из главных источников информации, о направлениях и расстояниях; продолжать учить работать с глобусом.

Задачи :

- обучающие : формирование умения определять по глобусу расстояния между объектами и направления

- развивающие : развитие познавательных интересов учащихся, умения работать с глобусом, развитие связной речи

- воспитательные: воспитание любознательности, интереса к изучению предмета

Планируемые результаты:

    Предметные: знать определение масштаба, уметь определять по глобусу расстояния между объектами; знать и объяснять существенные признаки понятий: параллель, меридиан, градусная сеть, экватор, нулевой меридиан, масштаб

    Личностные : осознать необходимость изучения окружающего мира.

    Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

    Коммуникативные : умение общаться и взаимодействовать друг с другом

    Познавательные : анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений

    Общеучебные: выделение и структурирование необходимой информации

Тип урока : урок-практикум.

Оборудование : глобусы, карта полушарий, атласы, индивидуальные задания.

Ход урока

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Этап 1 Инициация

Цель: Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад

АМО «Мы вместе!»

Здравствуйте, ребята, сегодня урок у нас не совсем обычный, у нас гости, поздоровайтесь, пожалуйста, с ними. Когда гости в доме, то это всегда волнительно. Чтобы волнение ушло, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем: «Мы вместе! У нас все получится!»

Встают в круг, улыбаются и говорят «Мы вместе! У нас все получится!»

Результат:

Учащиеся сняли эмоциональное напряжение.

Этап 2. Погружение в тему.

Цель: Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения.

Учитель приветствует учащихся

Ребята! Начат день!
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать!
В виртуальном путешествии

На уроке географии

Готовы новое узнать?

АМО «Солнышко и тучи»

Предлагаю детям, уверенным в своих силах прикрепить на доску картинку - солнышко, не уверенным – тучу.

Дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске солнышко, не уверенные – тучу.

Этап 3. Закрепление изученного (домашнее задание)

Цель: Контроль и коррекция ЗУН

АМО «Ромашка.

Предлагаю погадать на ромашке, ответить на вопросы, написанные на лепестках ромашки.

    Глобус – модель Земли, передающая её форму.

    Поверхность глобуса покрыта вспомогательными линиями, которые образуют – градусную сеть

    Меридианы – это дуги, проведённые от северного полюса до южного.

    Параллели – это окружности, проведённые параллельно экватору.

    Гринвичский меридиан и меридиан 180 градусов делят нашу Землю на – западное и восточное полушарие.

    Экватор делит Землю на – северное и южное полушарие.

Индивидуальная работа «Что о чем».

Задание: из предложенного списка признаков выбрать те, которые относятся к параллелям и меридианам, записать цифры.

Параллель 1, 2, 4,7

Меридиан - 3, 5, 6, 8

Признаки:

      Показывает направление север-юг

      Соединяет полюса

      Самая длинная из них зовется экватором

      Все имеют равную длину

      Показывают направление запад-восток

      При движении к полюсам их протяженность уменьшается

      Главный их них делит Землю на западное и восточное полушария

      Главная из них делит Землю на северное и южное полушарие

Обучающиеся отрывают лепестки, читают свой вопрос, отвечают.

Индивидуальная работа на листочках. Проверка результатов.

Этап 4. Определение ожиданий и опасений.

Работа над формулированием темы, целеполагание

АМО «Загадка»

«На ноге стоит одной, крутит, вертит головой. Нам показывает страны, реки, горы, океаны»

Для чего мы можем использовать глобус? Дает ли он нам какую-то информацию?

- Сформулируйте тему нашего урока сегодня.

В чем будет заключаться цель нашей работы? Что вы хотели бы узнать, чему научиться?

Как мы поймем, что достигли своей цели?

Учитель : тема урока «Глобус как источник географической информации», который является источником разнообразной информации.

Обучающиеся отгадывают загадку, формулируют тему урока, цели, высказывают мнения, чтобы хотели узнать на уроке, чего достичь.

Записывают число и тему урока в тетради.

Этап 5. Эмоциональная разрядка (разминка)

АМО «Проверка энергии»

Проведение:

1) Учит участников следующему ритму:

 хлопнуть один раз.

И проговаривают УФ-УФ-УФ

Выполняют движения вместе с учителем.

Этап 6. Проработка содержания темы

Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК

АМО «Моделирование практической ситуации»

    Работа с учебником.

Работа в парах . Задание: прочитайте задания с.45, выполните их устно.

«Можно ли по глобусу определить расстояние от нашего края до северного полюса? Как это сделать?»

    Объяснение учителя

«Как определять по глобусу расстояния» с использованием рис. 27.

    Фронтальная работа у доски , выполнение заданий с.46 (1-2) с глобусом

    Применение полученных знаний.

Работа в парах . Задание: прочитайте задания с.46 (3-4), выполните их, ответ запишите в тетради.

    Работа над формированием умений.

Создание проблемной ситуации: «К берегам, какого моря мы выйдем, если от нашего села все время будем двигаться на север?»

Что нужно вспомнить, чтобы ответить на этот вопрос? (знать стороны горизонта, их направление на глобусе и карте)

Фронтальная работа у доски , выполнение заданий с.47 (1-2)

    Применение полученных знаний . Работа в парах . Задание: прочитайте задания с.47 (3-6), выполните их, ответ запишите в тетради.

Работают в парах, читают и отвечают на вопросы на стр.45 устно.

Рассматривают рис.27, слушают объяснения учителя.

Несколько человек работают у доски.

Самостоятельно работают в парах, результаты записывают в тетради.

Работают над проблемной ситуацией.

Работа у доски.

Работа в парах, результаты записывают в тетради.

Домашнее задание

Записывают д/з в дневники.

Этап 7 Рефлексия

Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке

учащимися

АМО «Солнышко и туча»

Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает

Оценка результата : преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.

Спасибо за урок!

Каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает

сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.

Приложение.

МЕТОД «ПРОВЕРКА ЭНЕРГИИ»

Цель: эмоциональная разрядка, привлечение и активизация внимания.

Проведение:

1) Научите участников следующему ритму:

 прохлопать 2 раза по 5 хлопков;

 прохлопать 2 раза по 3 хлопка;

 два раза скрестить руки и прокричать: «йо-йо!»;

 хлопнуть один раз.

2) Скажите им, что так они должны делать, если Вы крикните «Проверка энергии!»

3) Прорепетируйте.

4) Затем научите группу хлопать в обратном порядке:

хлопнуть один раз;

 скрестить два раза руки, при этом крича «УАУ-УАУ»;

 затем хлопнуть 2 раза по 3 хлопка;

 и наконец - 2 раза по 5 хлопков;

 закончить упражнение громким вздохом «Уффф!».

5) Скажите участникам, что так они должны делать после первой группы хлопков, если Вы крикните «Наоборот!»

6) Повторяйте, пока участники не смогут сделать это упражнение в одном и другом порядке.

7) Предупредите их, что Вы можете сказать неожиданно: «Проверка энергии!», а потом «Наоборот!» И тогда участники должны следовать за Вашим ритмом хлопков.

МЕТОД «СОЛНЫШКО И ТУЧА» (ПРОВОДИТСЯ В КОНЦЕ УРОКА)

Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы: карточки с изображением солнышка и тучи на магнитах для каждого ученика.

Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.

Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты